Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Кирилл Старостенко (AT Consulting): Удобные платежи дают лояльность клиента
01.04.2015 Интервью

Кирилл Старостенко (AT Consulting): Удобные платежи дают лояльность клиента

Маржинальность бизнеса платежей обычно не очень высока, но на первый план выходит аспект лояльности клиентов банку, предоставляющему максимально удобные инструменты управления своими деньгами, считает Кирилл Старостенко, ведущий менеджер практики BSS компании AT Consulting


— Кирилл, насколько сейчас развиты технологические решения для проведения платежей в банках?

— На текущий момент базовые технологии для предоставления платежных сервисов очень хорошо развиты. Почти каждый розничный банк предоставляет своим клиентам возможность осуществлять платежи не только в офисах банка, но и через Интернет или мобильное приложение.

На рынок выходят новые сервисы, задача которых — максимально сократить количество действий, необходимых клиенту для совершения платежной операции. Многие крупные банки (и не только банки) уже внедрили услугу автоматических платежей, воспользовавшись которой клиент сможет не задумываться о необходимости оплачивать счета по ЖКХ, а оплата штрафов ГИБДД потребует отправки всего одного SMS-сообщение.

— Какие новые платежные сервисы могут появиться на рынке в ближайшие один-два года?

— Сейчас есть несколько очень интересных услуг, которые еще не нашли широкого применения, но активно обдумываются многими участниками рынка. Один из примеров — это платежи через социальные сети. В основе этой услуги лежит привязка банковской карты к аккаунту в социальной сети. Два человека, привязавшие карту к своим аккаунтам, смогут выставлять друг другу счета в социальной сети и оплачивать их. Представьте, компания друзей провела вечер в ресторане, счет оплатил один из них, но вместо того, чтобы скрупулезно собирать с товарищей наличность, он при помощи мобильного телефона выставил каждому счет на аккаунт в Facebook. На следующий день друзья, проверяя свои странички, одним кликом возвращают долг спонсору вчерашнего вечера.

Пример другого рода — так называемые платежи по фотографии. Клиент, получив бумажную платежную квитанцию, фотографирует ее на камеру своего смартфона и через мобильное приложение отправляет в банк. Фотография проходит стадию автоматического распознавания, после чего направляется на верификацию сотруднику бэк-офиса, который окончательно оформляет платеж. Клиент подтверждает операцию, например, по SMS. Такая технология проведения платежей, конечно, более затратная, чем платеж через интернет-банк, но это все же дешевле, чем обслуживать клиента в офисе.

— Какие преимущества дают банкам современные платежные сервисы?

— Первое, что приходит в голову, — это доходы от взимания комиссий за выполнение платежных операций. Однако маржинальность обычно не очень высока. Рынок платежей высоко конкурентный, и среднерыночные комиссии таковы, что серьезный доход может получить банк, обладающий внушительным потоком платежей.

На первый план в данном случае выходит аспект лояльности клиентов банку, предоставляющему максимально удобные инструменты управления своими деньгами. Представим себе современного плательщика среднего класса. Он пользуется мобильным телефоном и отдельной сим-картой для планшета, платит за квартиру и городской телефон за себя и свою бабушку, оплачивает Интернет и кабельное телевидение, не забывает про транспортный налог и налог на имущество, а еще ему иногда приходят штрафы за неправильную парковку. Получается, он должен совершать более 10 платежей в месяц. Такой клиент, имея в банке настроенные автоплатежи на все случаи жизни, сто раз подумает, прежде чем перейти к конкуренту, не позволяющему столь же легко и непринужденно оплачивать свои расходы.

Кроме того, перевод обслуживания клиентов в онлайн вместо походов в офисы — сильнейший тренд. По сути, клиент банка, внедрившего современные платежные сервисы, сегодня уже может выполнять абсолютно любые платежные операции, не выходя из дома. Главное — преодолеть психологический барьер и убедить его, что это удобно и безопасно.

— Как ваша компания ведет проекты по внедрению платежных технологий? Каких ресурсов от банка они требуют?

— Все зависит от того, какая технологическая платформа лежит в основе платежной инфраструктуры заказчика. Если банк только начинает развивать розничные платежи, то первое, что необходимо, — внедрить ядро будущего платежного IT-ландшафта: платежную систему, автоматизирующую процессы по приему платежей через разные каналы, расчеты комиссий, взаимодействия с получателями платежей (торговыми предприятиями и поставщиками услуг) и формирование платежных поручений для расчетов с партнерами. От того, насколько гибкой, масштабируемой и интегрируемой будет эта система, зависит в дальнейшем скорость и стоимость вывода на рынок новых услуг в сегменте платежей.

Наш опыт показывает, что внедрение такой системы можно осуществить за четыре-шесть месяцев, при этом обеспечив прием платежей через основные каналы, такие как интернет-банк и мобильное приложение. Чтобы в короткие сроки получить возможность оплачивать услуги большого количества предприятий, можно воспользоваться предложениями агрегаторов платежей, которые за небольшую комиссию предоставят единый интерфейс для оплаты в пользу сотен поставщиков услуг. Этот вариант может быть хорош для того, чтобы быстро запустить платежный бизнес, а затем уже, налаживая прямые контакты с поставщиками, сокращать затраты на комиссии агрегаторам.

Внедрив современную платежную систему, можно развиваться параллельно в двух направлениях:

Клиент, имея в банке настроенные автоплатежи на все случаи жизни, сто раз подумает, прежде чем перейти к конкуренту, не позволяющему столь же легко и не- принужденно оплачивать свои расходы

Первое — расширять портфель партнеров — получателей платежей. Сегодня в России более 100 тыс. сервисных предприятий имеют возможность принимать платежи через интернет-банки и платежные системы. Кстати, специалисты нашей компании имеют уникальный опыт подключения большинства из них к банковским платежным системам.

Второе направление — внедрение всех тех удобных сервисов, о которых мы говорили ранее. Например, внедрение системы автоплатежей, поддерживающей все существующие сейчас виды этих операций, можно осуществить за три-четыре месяца, проверено нашими консультантами.

— В какие сроки можно построить платформу для платежных сервисов уровня ведущих российский банков? Что для этого нужно?

— Команда опытных консультантов, обладающих своими ноу-хау и имеющих за плечами опыт реализации таких проектов, способна сделать это в течение одного года. От заказчика требуется немного — горячее желание успешного внедрения новых услуг.

— Как вы считаете, повлияют ли на платежи технологии криптовалют?

— Криптовалюта, несмотря на приставку «крипто», в первую очередь является валютой, хоть и необычной. Для того чтобы банки начали всерьез рассматривать возможность предоставления своим клиентам сервиса для совершения розничных платежей в криптовалюте, необходимо как минимум несколько условий.

Во-первых, необходимо, чтобы за эту валюту можно было приобрести значительный набор товаров и услуг. Конечно, последнее время все больше продавцов по всему миру соглашается принимать биткоины в обмен на свои товары и услуги — это модно. Но все же объем рынка криптовалют пока еще невероятно далек от общего объема розничных платежей, инициируемых через банки. Да и курс главной криптовалюты — биткоина — очень нестабилен, меньше чем за год он упал вдвое (впрочем, как и рубль).

Во-вторых, криптовалюта у нас в стране не имеет четкого правового статуса. Банк России не раз негативно высказывался об этом явлении и предостерегал граждан от использования криптовалют в качестве средства платежей. Уже есть прецеденты прямого запрета на использование криптовалют для покупки товаров и услуг центральными банками некоторых стран. Пока будет сохраняться негативное отношение со стороны государственных органов к неконтролируемой валюте, едва ли кто-то из крупных банков начнет нести ее в массы.

Реклама






Новости Релизы