Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Когда звонит «сотрудник службы безопасности»
12.07.2024 FinRetailFinSecurityАналитика

Когда звонит «сотрудник службы безопасности»

Одна из наиболее острых проблем финансовой сферы — мошенничество. Злоумышленники изобретают все более изощренные способы кражи как личных, так и кредитных средств граждан, но банкиры не отстают и предлагают современные методы защиты


Согласно опросу маркетплейса «Выберу.ру», с января по май 2024 года более 85% россиян так или иначе сталкивались с мошенниками. При этом 37% респондентов признались, что аферистам когда-либо удавалось похитить деньги у них или их близких, а с 9% такая ситуация произошла более одного раза. В рамках сессии Финконгресса ЦБ «Поведенческая экономика и финансовая культура: как не стать жертвой нейропсихологических приемов» финансисты и психологи обсудили причины, по которым граждане становятся жертвами фрода, а также методы борьбы с такими преступлениями.

Низкое критическое мышление, недостаточный самоконтроль, вера в судьбу и справедливость мира — таковы основные факторы, влияющие на подверженность действиям злоумышленников.

Их обозначил заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН Тимофей Нестик. Он подчеркнул, что, согласно исследованиям, большое значение в этом вопросе имеет психологическое состояние общества в целом. Значимые социальные изменения снижают чувство собственного контроля и активизируют защитные механизмы, которые делают людей более склонными к рискованным решениям.

Тимофей  Нестик (Инситут психологии РАН). Фото: Финконгресс ЦБ

Тимофей Нестик (Инситут психологии РАН). Фото: Финконгресс ЦБ

Выступающий призвал всех не нагнетать тревогу и не повышать уровень недоверия, а напротив, работать на реализацию позитивных целей: выстраивать долгосрочные отношения и помогать другим повысить самоконтроль. Он добавил, что крайне важно наличие социальной поддержки: те, кто доверяют близким и готовы обратиться к ним за помощью, сильнее защищены от необдуманных поступков. Не лишним будет и применение «тренажеров», которые позволяют проработать возможные ситуации с мошенниками.

Большая ответственность по предотвращению фрода лежит на финансовых компаниях. О том, какие меры в этой связи принимают в Т-Банке, рассказал Олег Замиралов, руководитель Центра экосистемной защиты. Для борьбы с телефонным мошенничеством совместно с оператором связи «Т-Мобайл» банк разработал систему «Нейрощит», которая распознает подозрительные звонки и блокирует их. В месяц система прерывает около 27 млн нежелательных звонков.

Создатели настолько уверены в эффективности технологии, что даже запустили услугу «Защитим или вернем деньги» — если средства клиента будут похищены, банк компенсирует потерю.

Доступ к «Нейрощиту» планируют предоставить и другим операторам связи.

Олег  Замиралов (Т-Банк). Фото: Финконгресс ЦБ

Олег Замиралов (Т-Банк). Фото: Финконгресс ЦБ

Спикер также затронул тему переубеждения тех, кто попался на уловки мошенников. Когда пользователь пытается совершить подозрительный перевод, сотрудники Т-Банка связываются с ним и пытаются отговорить от проведения операции. Зачастую клиенты настаивают на переводе средств, приводя аргументы, заранее подготовленные злоумышленниками. В банке на этот случай существует отдел сотрудников, прошедших обучение с психологами. Если же и им не удается уберечь человека от совершения ошибки, специально обученный представитель приезжает домой к клиенту и объясняет то же самое лично. Это дает преимущество перед преступниками, которые действуют лишь дистанционно. Но, как заметил Олег Замиралов, 5% жертв не помогает даже этот метод — как правило, участникам «финансовых пирамид». 

О механизме влияния телефонных мошенников рассказала Ольга Медяник, доцент кафедры управления рисками и страхования СПБГУ, кандидат психологических наук. По ее словам, услышав в телефонной трубке менторский тон «сотрудника полиции» или «сотрудника службы безопасности», человек ощущает выброс адреналина и кортизола, что снижает способность к рациональному мышлению. Стресс подавляет функции, которые отвечают за принятие решений, и это делает жертву уязвимой. Такое состояние может длиться до трех дней — это объясняет, почему воздействие бывает не сиюминутным, а продолжительным.

Ольга  Медяник (СПБГУ). Фото: Финконгресс ЦБ

Ольга Медяник (СПБГУ). Фото: Финконгресс ЦБ

Эксперт упомянула также мошенничества с инвестициями, которые работают по другой схеме. В этом случае у человека активизируется центр, отвечающий за ожидание прибыли. Подробнее о таких кейсах рассказала Ирина Грекова, управляющий директор по комплаенсу и этике бизнеса Мосбиржи. Используя большие данные, в холдинге создали несколько нелинейных моделей — они отслеживают группы людей, которые объединяются и совершают операции друг с другом. На Мосбирже активно работают с такими группами с целью приостановить их деятельность. Также зачастую купившие неликвидные бумаги мошенники привлекают инвесторов в закрытые телеграм-каналы и предлагают «выгодные вложения». Это побудило сотрудников биржи производить ИИ-анализ телеграм-каналов, парсинг новостей. На потенциальных жертв затем пытаются повлиять, чтобы уберечь от убыточных инвестиций.

Ирина Грекова (Мосбиржа). Фото: Финконгресс ЦБ

Ирина Грекова (Мосбиржа). Фото: Финконгресс ЦБ

Но «расколдовать» удается не всех — многие убеждены, что в какой-то момент произойдет «чудо» и бумаги вырастут в цене. Тогда на помощь приходит другая модель, позволяющая минимизировать этот переток. Когда объяснения не работают, остается лишь ограничивать выгоду аферистов и принимать меры по стабилизации рыночного состояния.

«Инвесторы рады обманываться. Надо объяснять, как работает рынок ценных бумаг. Если кто-то зарабатывает, кто-то теряет средства. Если с вами делятся ноу-хау по заработку — стоит задуматься, почему человек сам не пользуется схемой», — заключила Ирина Грекова.

В завершение сессии Михаил Сергейчик, руководитель дирекции финансовой грамотности Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России, сообщил, как правильно выстраивать информационно-коммуникационное взаимодействие с населением. По его мнению, чем больше информации поступает человеку, тем сильнее он впадает в ступор и из-за этого не принимает никаких решений. Эти барьеры нужно устранять, чтобы сведения доходили до граждан. Важно проанализировать, какие у человека есть предубеждения и как они влияют на его поведение. Организации заинтересованы в том, чтобы клиент увеличивал горизонт финансового планирования, но в то же время рекламные лозунги призывают его потратить деньги, чтобы «создать настроение». Соответственно, необходимо научить потребителя понимать себя и самостоятельно принимать правильные решения.

Михаил Сергейчик (НИФИ Минфина России). Фото: Финконгресс ЦБ

Михаил Сергейчик (НИФИ Минфина России). Фото: Финконгресс ЦБ






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ