Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В рамках исследования «Зарплатный проект 2017» аналитики Markswebb провели сравнительный анализ условий зарплатного проекта в разных банках и сформулировали, каким должен быть хороший сервис
Зарплатный проект — одна из самых неоднозначных банковских услуг для малого бизнеса. С одной стороны, банки делают все, чтобы привлечь клиентов на зарплатный проект: бесплатно выпускают и обслуживают карты, предлагают выгодные условия сотрудничества и прорабатывают возможности управления услугой онлайн. С другой стороны, условия сотрудничества в большинстве случаев определяются индивидуально и зависят от множества параметров (ФОТ, количество сотрудников и т.д.).
Как банку сформировать услугу, которая удовлетворит потребности пользователей любой категории и будет привлекать клиентов?
Оценка в процентах отражает, насколько удобно в интернет-банке реализованы возможности управления зарплатным проектом (см. таблицу). Удобство управления зарплатным проектом через интернет-банк
Нет комиссии за зарплатный проект, пользоваться услугой можно без РКО, % |
Нет комиссии за зарплатный проект, пользоваться услугой можно только вместе с РКО*, % |
Есть комиссия за зарплатный проект, пользоваться услугой можно только вместе с РКО, % |
|||
---|---|---|---|---|---|
Тинькофф Банк |
82 |
Точка Банк |
93 |
Россельхозбанк |
33 |
ВТБ24 |
71 |
Райффайзенбанк |
76 |
|
|
Бинбанк |
67 |
ВТБ Банк Москвы |
64 |
|
|
Сбербанк |
67 |
Модульбанк |
62 |
|
|
Альфа-Банк |
47 |
МКБ |
51 |
|
|
Банк Открытие |
42 |
Промсвязьбанк |
33 |
|
|
Росбанк |
15 |
|
|
|
|
* В Точка Банке и Модуль Банке пользоваться зарплатным проектом можно только при условии открытия расчетного счета.
Источник: VisualDNA
Банки поделили на группы в зависимости от наличия комиссии за зачисление зарплаты и возможности подключить зарплатный проект без РКО. Данные были получены методом «тайный покупатель», поэтому разделение банков на группы применимо только для компании, которая описана в методике.
Самый удобный банк для работы с зарплатным проектом — Точка Банк (93%), но в нем придется открывать расчетный счет и доплачивать за него от 1000 рублей в месяц.
Тинькофф Банк (82%) немного уступает «Точке» по удобству, потому что не позволяет включать в зарплатный реестр карты других банков. Зато подключить зарплатный проект в Банке можно без РКО. Кроме того, Тинькофф Банк поддерживает 1С DirectBank — технологию, которая позволяет формировать и отправлять в Банк реестр на выплату зарплат в 1С, не заходя в интернет-банк.
Райффайзенбанк (76%) уступает Точка Банку и Тинькофф Банку по нескольким причинам. Во-первых, он не использует технологию 1С DirectBank по зарплатным реестрам: экспорт реестров из 1С в интернет-банк может осуществляться только через ПО Банка, которое клиенту нужно скачать и освоить (потратить время и силы). Во-вторых, чтобы Банк выпустил карты, все сотрудники должны подписать заявления-анкеты до момента выдачи карт.
Модель была сформирована по результатам интервью с директорами компаний и бухгалтерами, которые используют услугу или сознательно от нее отказались. Для оценки банков в рамках исследования использовались не все параметры этой модели, потому что многие из них зависят от типа компании, количества сотрудников, ФОТ и других характеристик. В рамках исследования однозначно и точно измерить такие параметры невозможно.
Приведем девять параметров «идеального» зарплатного проекта в банке, по которым оценивались участники исследования.
1. Все условия использования зарплатного проекта, в том числе точную стоимость услуги, можно узнать на сайте банка.
2. Сотрудникам компании не нужно подписывать заявления до выпуска карт.
3. Поддерживается технология DirectBank для реестров на зачисление.
4. Экспорт реестров из 1С в интернет-банк происходит без обработок.
5. В реестр можно включить счет в другом банке.
6. Можно сформировать реестр на открытие счетов и выпуск карт.
7. Можно вести справочник сотрудников.
8. Можно сформировать реестр на зачисление ЗП.
9. Можно повторить реестр на зачисление из истории.
100% — это оценка банка, в котором услуга зарплатного проекта соответствует всем перечисленным характеристикам. Оценка банка показывает, насколько конкретный банк соответствует этой модели.
• Экономия на транзакциях: большинство банков перечисляет зарплату на карты сотрудников бесплатно, а за отдельные платежные поручения почти все банки берут комиссию.
• Упрощение работы бухгалтера и экономия времени на создании платежных поручений. Вместо нескольких десятков платежек в банк отправляется один реестр с суммами выплат, который, в идеале, сформировать и отправить можно несколькими кликами.
• Экономия времени на заказе наличных в банке, получении и перевозке.
• Минимизация рисков, связанных с транспортировкой и хранением наличных денежных средств (нет необходимости платить за инкассацию).
• Специальные предложения по кредитованию бизнеса.
• Удобно перечислять зарплату сотрудникам, которых нет в офисе (заболел, в командировке, работает не в центральном офисе, работает по сменному графику и т.д.). Нет необходимости резервировать средства.
Выбор в пользу зарплатного проекта может быть как взвешенным, обстоятельным, так и спонтанным. Принципиальное решение о подключении зарплатного проекта в конкретном банке принимает руководитель компании, однако лобби сотрудников может оказывать довольно сильное влияние на результат.
В определенных случаях «выбор» может состоять из одного банка: у части предпринимателей сложилось стойкое убеждение в том, что зарплатный проект можно подключить только при условии наличия расчетного счета в том же банке. Из-за этого многие предприниматели отказываются от сравнения условий зарплатного проекта в нескольких банках. Если выбор зарплатного проекта происходит среди нескольких банков, то часто в качестве первого кандидата рассматривается банк, в котором открыт расчетный счет.
Зарплатный проект практически перестал быть для банков самостоятельным продуктом, приносящим доход. Сегодня это скорее маркетинговый инструмент для привлечения новых розничных клиентов. Причем зарплатный клиент — это «качественный» розничный клиент для банка с предсказуемым и регулярным доходом. Дополнительный плюс для банка — в обладании значительным объемом информации о таком клиенте, что позволяет просчитывать риски и формировать релевантные предложения по банковским продуктам.
Следовательно, существенно изменился контекст продажи зарплатных проектов: банкам необходимо предлагать дополнительные преимущества в виде нулевой комиссии за зачисление зарплаты, бесплатного обслуживания зарплатных карт, спецпредложений по кредитованию бизнеса и т.д.
Ранее банки часто отказывали в подключении зарплатного проекта компаниям, которые не соответствуют формальным критериям: например, имеют небольшой штат сотрудников (до 20 человек) и соответственно небольшой фонд оплаты труда.
В последние годы ситуация кардинально изменилась: банки стали подключать зарплатный проект компаниям с минимальным количеством сотрудников (один), некоторые перестали брать комиссию за зачисление заработной платы. Сегодня подключить зарплатный проект может практически любая компания, причем во многих банках подключить его можно без открытия расчетного счета. Однако финальные условия часто зависят от конкретных характеристик компании (ее штата, ФОТ и т.д.).
Он должен решать две ключевые потребности клиента:
Экономить: большинство банков в рамках зарплатного проекта переводят зарплату сотрудникам компании бесплатно, за выпуск и обслуживание карт также не взимается плата (ни с компании, ни с сотрудников). Многие банки идут еще дальше и предлагают зарплатным клиентам бонусы (например, в виде льготного кредитования бизнеса).
Упростить бизнес-процессы и сделать их прозрачными: не требовать открытия расчетного счета для подключения зарплатного проекта и свести к минимуму беспокойство сотрудников по поводу выпуска карт (чтобы подписать все документы можно было по факту выдачи карты и желательно не в отделении банка, а в офисе). У клиента должно быть понимание пошагового алгоритма: от подачи заявки до получения карт сотрудниками, и по каждому этапу должны быть понятны сроки.
Чтобы сформировать хороший сервис, банку нужно учитывать интересы всех пользователей зарплатного проекта.
Директор компании. Руководствуется бизнес-интересами компании, ему в первую очередь важны финансовые параметры: стоимость подключения, размер комиссии, экономия на зарплате в результате снижения трудозатрат бухгалтерии.
Бухгалтер. Непосредственный пользователь услуги, ему важно снизить долю рутины и количество ошибок из-за ручного ввода данных, поэтому для него могут иметь большое значение интерфейсные параметры: организация выпуска карт для сотрудников, степень автоматизации при экспорте/импорте реестров зарплаты и т.д. Уже на этапе первичного сравнения могут быть отсечены банки с неудобными интерфейсами или те, где сложно организован процесс импорта реестра из бухгалтерской системы (например, если нужно обработать XML-файл из 1С каким-нибудь специфичным ПО, в котором нужно разбираться).
Сотрудники. Обращают внимание на продуктовые свойства зарплатных карт, а также на общие параметры банковского сервиса для физлиц: категория карт, льготные условия по другим банковским продуктам, количество и доступность банкоматов, наличие опций типа cash-back, процент на остаток и т.д.
• Предлагать дополнительные преимущества, бонусы компаниям и сотрудникам, чтобы привлечь их в качестве клиентов зарплатного проекта.
• Свести к минимуму беспокойство сотрудников по поводу выпуска карт — чтобы подписать все документы можно было по факту выдачи карты, причем желательно в офисе компании.
• Бесплатно выпускать и обслуживать карты, не брать комиссию от ФОТ за зачисление зарплаты.
• Не требовать открытия расчетного счета для подключения зарплатного проекта.
• Самостоятельно и заблаговременно перевыпускать зарплатные карты.
• Давать возможность добавить в реестр на зачисление заработной платы сотрудников со счетами в других банках.
Для исследования были отобраны 14 российских банков, обслуживающих малый бизнес:
• крупнейшие банки по обороту на счетах ИП (по данным ЦБ РФ за ноябрь 2016 года) и по количеству зарплатных карт (по результатам исследования e-Finance User Index 2016);
• Модульбанк и Точка Банк как банки, которые специализируются на обслуживании малого бизнеса;
• два банка подали заявки на участие на коммерческой основе.
1. Серия глубинных интервью с предпринимателями и бухгалтерами. Всего было проведено 18 встреч: 10 с пользователями зарплатного проекта и 8 — с теми, кто сознательно не использует эту услугу. В дополнение к встречам с клиентами банков аналитики провели 13 экспертных интервью со специалистами по продажам и развитию зарплатных проектов в банках.
2. Полевое обследование интерфейсов интернет-банков. Основные каналы получения доступа к интернет-банкам для бизнеса: интервью со специалистами банков с презентацией возможностей интернет-банков, демо-версии интернет-банков, интервью с действующими пользователями интернет-банков для бизнеса.
3. Сбор и анализ публично доступной информации о зарплатных проектах, включая сайты банков, руководства пользователей, инструкции и презентации интернет-банков, а также открытые источники информации в Интернете.
Часть данных для исследования была собрана методом «тайный покупатель»: аналитики Markswebb обращались в банки с одинаковой легендой и получали коммерческие предложения на подключение зарплатных проектов. На основе этих данных все участники были поделены на три группы в зависимости от наличия нулевой ставки за зачисление заработной платы и необходимости открытия расчетного счета для подключения зарплатного проекта.
Исследование проведено агентством Markswebb Rank & Report по собственной инициативе в феврале 2017 года.
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником