Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Управляющий директор по технологическим сервисам НРД Александр Нам рассказал Павлу Самиеву, генеральному директору аналитического центра «БизнесДром», какие проблемы финансового рынка решает мультибанковская платформа «Транзит 2.0», что уже сделано и какие планы на будущее
— Александр, почему появилась необходимость в мультибанковских платформах?
— Мы отталкивались от запроса корпоративных клиентов. Сразу скажу, что для нашей платформы «Транзит 2.0» фокус на текущем этапе развития — это сегмент крупных корпораций, то есть больших холдингов, в состав которых входит много юрлиц. Как правило, они работают не с одним, а с множеством банков — обычно от 5 до 20. Также у таких клиентов стоят несколько разных ERP-систем. Понятно, что эта работа не просто должна быть автоматизирована — казначей холдинга должен понимать, сколько у него денег на счете, чтобы вовремя платить контрагентам, и при этом выгодно размещать остатки на счетах. Когда у тебя, условно, тысяча счетов и 20 банк-клиентов, разобраться, какая сейчас денежная позиция — нетривиальная задача. Для этого нужны единый интерфейс, одна платформа. Мы эту проблему и решаем.
— Как устроена платформа «Транзит 2.0»? Какие задачи выполняет и кто основные пользователи?
— Платформа полностью разработана НРД, мы используем свою надежную и безопасную технологическую инфраструктуру. Нам доверяют участники финансового рынка, поскольку мы — нейтральный институт и равноудалены от всех. Эта нейтральность позволила нам выстраивать партнерские отношения с банками. Сейчас на нашей платформе 11 из 12 системообразующих банков, плюс к этой системе сейчас подключились около 30 корпораций.
На рынке есть альтернативные варианты реализации «мультибанка» в холдинге. Есть небольшие финтех-компании, предлагающие реализовать прямое взаимодействие с каждым банком без посредника. Но, к сожалению, эта история не масштабируется. Во-первых, каждый раз заново делать прямую интеграцию с банком тяжело. Во-вторых, такие прямые интеграции привязывают клиентов к банкам, появляется так называемая технологическая зависимость, и уже нет сильной позиции для переговоров. В-третьих, большое значение в b2b имеет репутация поставщика — важно работать с проверенным поставщиком, потому что это гарантия качества и безопасности. Но главное — только крупные игроки, такие как НРД, могут инвестировать в масштабные рыночные истории наподобие «Транзит 2.0».
— Как вы решаете вопрос безопасности?
— Информационная безопасность стоит на первом месте. Это важная функция, поскольку через систему проходят огромные финансовые потоки. И есть понимание, что небольшие поставщики не могут позволить себе необходимые объемы инвестиций в это направление. И здесь как раз мы видим наше преимущество, так как обеспечение высокого уровня киберзащищенности — это наш стратегический приоритет. НРД — это центральный депозитарий, мы активно инвестируем в ИБ.
— Кто основные пользователи платформы «Транзит 2.0»?
— Сейчас на нашей платформе представлены корпорации из разных отраслей, это и металлургия, и нефтегазовый сектор, и энергетика, и ретейл. Ведь независимо от конкретной отрасли или определенного рынка клиенты сталкиваются с проблемой автоматизации платежного обмена через «единое окно».
— А есть обратная связь от клиентов? Если есть, то какая она?
— Первое, что мы слышим: для клиентов важно количество банков. Но не всегда банки готовы увидеть выгоду для себя в подключении к нашей платформе. В основном это связано с опасениями банков по поводу конкуренции. Некоторые из них считают, что если они подключатся к платформе, то потеряют клиентов. Хотя другие банки, наоборот, ожидают прихода новых клиентов. Мы всегда стараемся найти индивидуальный подход и за счет обратной связи совершенствовать платформу. Платформа — это взаимосвязанная система, когда одни не могут без других, и наоборот.
— Какую проблему для банков решает платформа?
— Наша платформа помогает банкам соответствовать современным требованиям корпоративных клиентов в части цифрового взаимодействия. Очевидно, что банки хотят сохранить прямой обмен с клиентом через свои каналы. Но мир меняется, и сегодня корпоративные казначеи хотят стандартизации во взаимодействии с банками, чтобы иметь возможность работать со всеми банками через единый интерфейс.
— Не опасаетесь, что банки начнут разработку собственных мультибанковских систем?
— Мы не боимся конкуренции, и мы действительно видим, что некоторые банки начинают разрабатывать мультибанковские системы самостоятельно или в партнерстве. По своему опыту я знаю, что собрать банки на одной платформе сложно, так как банкам придется как-то договариваться и объединять сервисы с конкурентами. Наше главное преимущество — возможность масштабирования, так как критическая масса банков уже подключилась. При этом мы открыты к партнерству со всеми банками. «Транзит 2.0» — готовое решение, которое можно поставить «под капот» любой мультибанковской системы.
— Какие планы по расширению платформы на ближайшую перспективу?
— Мультиканальность — новый тренд в развитии цифровых продуктов. Платформа «Транзит 2.0», которую мы построили, интегрирована с разными каналами. Так, в мае 2020 года мы получили статус Сервис-бюро Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России. НРД также является партнером SWIFT, мы предлагаем российским финансовым организациям подключаться к этой системе через нас. В конце 2019 года у нас была разработана дорожная карта, согласно которой к 2023 году мы планировали сделать на базе «Транзит 2.0» так называемый messaging hub, который объединил бы разные сети. И, по сути, мы уже это сделали, мы интегрировали платформу с СПФС и SWIFT, в результате наши клиенты могут выбирать разные каналы платежей. Мы выбрали для себя вариант построения открытой экосистемы, договариваясь с ключевыми игроками, выстраивая партнерские решения, чтобы предоставить клиенту право выбора.
Мы планируем расширять количество участников. Банки из топ-10 у нас уже представлены, теперь пойдем в топ-20 банков. Планируем расширять функционал, добавлять новые банковские продукты. Будем добавлять депозиты, кредиты и другие продукты. В планах и интеграция с другими сервисами. Например, мы активно прорабатываем интеграцию с сервисом SWIFT GPI FOR CORPORATES, хотим запустить пилотный проект.
Также мы будем и дальше интегрировать «Транзит 2.0» с нашим же решением для группы MOEX Treasury — это вэб-терминал Московской биржи, где мы в рамках «одного окна» предоставляем корпорациям биржевые сервисы. Таким образом, «Транзит 2.0» станет удобным и скоростным хайвеем в финансовый супермаркет группы «Московская биржа».
— Вы упоминали, что с рядом банков вы уже сотрудничаете. С каким количеством банков хотите интегрироваться?
— Мы очень прагматично к этому относимся. Если у нас будут представлены топ-20 банков, то это гарантирует охват уже больше 90% рынка. Именно в «Транзите 2.0» у нас топ-10 банков, но основная цель — объединить все сервисы на базе одной платформы. Наша стратегическая задача — создать messaging hub, и мы уже начинаем объединять нашу клиентскую базу. Например, через Сервис бюро (SWIFT и СПФС) сейчас работает больше 70 банков. Если же считать всю клиентскую базу (и банки, и корпорации), то у нас уже более 100 клиентов.
— Какие ваши достижения еще хотелось бы отметить?
— В этом году мы запустили сервис валютных переводов и валютного контроля. По рублевым платежам все нормально, а по валюте — разнобой. Мы реализовали функционал в платформе и активно продвигаем стандартизацию.
Сенатор Артем Шейкин в интервью «Б.О» пояснил, как принцип безопасности должен быть реализован в Законе о критической информационной инфраструктуре (КИИ), почему PCI DSS несет угрозу стране, а также поделился инициативами в области подготовки IT- и ИБ-кадров