Банковское обозрение

Финансовая сфера


  • Наша задача — переход к мультипродуктовой линейке
22.01.2020 Аналитика
Наша задача — переход к мультипродуктовой линейке

Ускоряющаяся цифровизация рынка ВЭД требует от «Таможенной карты» столь же активного развития сервисов с учетом быстро меняющихся потребностей клиентов. О трансформации бизнес-модели компании и приоритетах развития экосреды, формирующейся на базе платежной системы, «Б.О» рассказала директор дирекции клиентского сервиса «Таможенной карты» Юлия Шуб


Юлия Шуб, директор дирекции клиентского сервиса «Таможенной карты»— Юлия, расскажите об итогах 2019 года для участников ВЭД и о том, как эти перемены отразились на сервисах «Таможенной карты».

— Гглавное, чем этот год запомнился профессионалам в сфере ВЭД, — повсеместное введение Федеральной таможенной службой (ФТС) системы Единых лицевых счетов (ЕЛС), которое кардинальным образом изменило учет денежных средств, поступающих в счет уплаты таможенных платежей. Для представителей сегмента МСБ это достаточно удобный инструмент. Клиенты продолжают пользоваться и нашими сервисами, мы видим для себя потенциал в этом сегменте рынка. В стратегии компании на будущий год мы уделили особое внимание сервисам для малого и среднего бизнеса, чтобы предложить компаниям МСБ еще более технологичный и эффективный инструмент взаимодействия с таможенными органами.

В то же время у крупного бизнеса возникло множество вопросов по учету и расходованию денежных средств, пришлось перестраивать все свои внутренние системы и механизмы учета и отчетности.

Наши продукты в связи с этим тоже пришлось кардинально менять. Теперь на первый план выходит удобство клиентов, связанное с учетными сервисами, а скорость — дополнительное преимущество в работе. Клиенты встраивают отчеты, которые они получают через личные кабинеты в «Таможенной карте», в свои учетные системы, и финансовый контроль у них происходит гораздо легче, чем без использования этого продукта.

— Насколько серьезные доработки программ вам потребовались?

— Мы не переделываем свои программы. Наш основной платежный инструмент остался неизменным. По итогам обсуждения с клиентами мы теперь предоставляем дополнительные, доработанные услуги. Система учета, предоставления всевозможных отчетов у нас также давно работает. Изменились только приоритеты.

— Какие показатели в этой новой цифровой реальности являются ключевыми для вашего подразделения?

— Приоритет — по-прежнему обороты «Таможенной карты». Они у нас растут вместе с ростом показателей наших клиентов, в том числе — показателей импорта. Объемы экспорта сейчас, судя по данным ФТС, немного снизились, но это, вероятно, связано с налоговыми маневрами компаний. В целом, оборот платежной системы вырос почти на 8%.

Еще один наглядный пример того, как на нас влияет цифровизация, — необходимость наличия физического «пластика» на глазах теряет актуальность. Еще в 2018 году ежемесячно у нас было задействовано около 2 тыс. активных карт на пластиковом носителе, в течение 2019 года их количество снизилось практически на 40%.

На этот показатель повлияли как внедрение виртуальной карты и наша брокерская схема, позволяющая после регистрации в личном кабинете настроить систему оплаты без физического пластика, так и усилия ФТС, руководство которой последовательно проводит курс на то, чтобы участники ВЭД в электронном виде проводили таможенное оформление грузов, расчеты по оплате услуг и желательно вообще не появлялись на таможне.

— Насколько заметное влияние на результаты вашей деятельности оказывают изменения макроэкономических показателей в стране?

— Непосредственного влияния на нашу деятельность повышение НДС, снижение ключевой ставки не оказывают, но мы, конечно, рады за наших клиентов, для которых кредиты, овердрафтные линии, предоставляемые банками при использовании таможенной карты, дешевеют. Наш продукт становится доступнее.

— На деятельность участников ВЭД значительное влияние оказывают интеграционные процессы в ЕврАзЭС. Как это отражается на вашей работе?

— В 2019 году ФТС усилила работу по внедрению статуса уполномоченного экономического оператора. Он разработан ВТО, и также признается участниками ЕврАзЭС. Чтобы получить такой статус, необходимо иметь, как говорится, «чистое досье» и внести депозит в размере 1 млн евро.

Мы уделили особое внимание сервисам для малого и среднего бизнеса, чтобы предложить компаниям МСБ еще более технологичный и эффективный инструмент взаимодействия с таможенными органами

Организация, которая получает этот статус, имеет ряд существенных преимуществ: выпуск товаров до подачи декларации, возможность хранить и даже растаможивать товары на собственном складе, досмотр без очередей. Такие операторы даже не обязаны сразу оплачивать таможенные платежи — им может быть предоставлена отсрочка.

Когда «Таможенная карта» только зарождалась, клиенты, которые использовали наши сервисы, с точки зрения ФТС были «вне подозрений» из-за своей прозрачности, подконтрольности. В той же степени эта логика распространяется на уполномоченных экономических агентов. Такие организации автоматически получают категорию низкого уровня риска. Пока их мало. Но мы уже работаем над тем, какие дополнительные сервисы предложить этим клиентам. Нам с ними точно по пути. Это очень интересное новое поле, новый вектор развития «Таможенной карты». Нам важно понимать, каким образом будут решены вопросы, касающиеся депозита, обязательств учета, их обязательств. Есть над чем поработать.

— Как трансформируется работа платежной системы в соответствии с изменениями бизнес-среды?

— Наша главная задача — это переход от монопродукта (услуги по уплате таможенных платежей) к мультипродуктовой линейке, включающей в себя целый спектр услуг. С этой целью создается маркетплейс, экосреда для участников ВЭД, где в режиме одного окна будет осуществляться персонифицированное предложение для каждого клиента в соответствии с его профилем и объемами работы, потребностями. Благодаря накопленным данным, высоким компетенциям, которые мы имеем, мы вполне можем создавать такие персонифицированные предложения.

Здесь мы видим несколько основных направлений работы. В первую очередь это электронное взаимодействие в процессе уплаты таможенных платежей (по сути, тут для нас ничего нового нет, все сервисы — электронное декларирование, личный кабинет — уже работают). Второй вектор — финансовые услуги. Не являясь кредитной организацией, мы можем, не опасаясь подозрений в протекционизме, предлагать на равных условиях финансовые услуги наших банков-партнеров.

На платформе будут представлены и информационные услуги, и юридическая поддержка по разъяснению законодательных нововведений. Иногда участники ВЭД не успевают сами отслеживать все законотворческие инициативы.

Также клиентам будут предложены консалтинговые услуги, услуги брокеров, складов, перевозчиков — все, что входит в цепочку работы участника ВЭД. Нам кажется, такой качественно новый сервис будет востребован рынком.

— Создание новых сервисов нуждается в программах, оборудовании. Вероятно, весьма дорогостоящих.

— Безусловно, достижение новых целей, постоянная трансформация бизнеса под потребности клиентов невозможны без изменения технологических сервисов, улучшения серверов, закупки современного оборудования и программных продуктов. Мы вкладываемся в поддержание уровня сервиса согласно современным стандартам. Это позволяет нам оставаться лидерами рынка. У нас есть собственный процессинг, разработанный специально под наши требования. С финансовой точки зрения, вложения значительные, но оправданные.

— На какой стадии находится запуск маркетплейса?

— Элементы этой платформы у нас уже присутствуют. В ближайшее время будет принята окончательная стратегия развития. Сейчас нам важно определиться, какие из этих элементов будут развиваться в первую очередь. Необходимо выбрать приоритеты, опираясь на деловую интуицию, анализ ситуации, пожелания клиентов… Мы выбираем направления, которые станут драйверами для продвижения на рынке нашей платформы.

— Согласно ранее объявленным планам, второй этап запуска сервисов экосреды планировался на начало 2020 года. Удается выдерживать темпы?

— Несколько продуктов уже на подходе. Я думаю, что следующий год будет временем решительного прорыва в нашей работе по созданию мультипродуктовой платформы.







Читайте также

Сейчас на главной