Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Одной из основных проблем предпринимателей из сегмента МСБ в отношениях с банками является недостаток прямого взаимодействия. Зачастую банки не знают, не слышат, не понимают запросы бизнеса, иногда сами предприниматели не готовы к активному диалогу с кредитными организациями. БСПБ в рамках концепции клиентоцентричного банкинга предлагает клиентам не только широкую линейки финансовых услуг и сервисов, но и персонализированные продуктовые решения, основанные на анализе больших данных. Такой подход позволяет банку поддерживать лояльность клиентов с прицелом на долгосрочную перспективу
Почему бизнесмены не уделяют должного внимания взаимодействию с банками и «держат дистанцию», понять несложно. У них просто нет на это времени. Им нужно развивать бизнес, ежедневно решать проблемы с клиентами, контрагентами, персоналом, финансами, госорганами и пр. На фоне этого банки воспринимаются скорее не как партнеры, а как очередной источник потенциальных проблем, как что-то, что усложняет жизнь и ведение бизнеса.
МСБ — достаточно разнородный сегмент: от стартапов и предпринимателей-неофитов, которые только начинают осваиваться в бизнесе, до успешных компаний с многолетней историей, которыми руководят опытные предприниматели. Но практика показывает, что многие отечественные предприниматели, особенно начинающие, слабо информированы в отношении банковских услуг. Поэтому цель банков, которые работают с МСБ, — стать партнером, помощником предпринимателя. И банки по-разному решают эту задачу.
Что делаем мы? Первое — это, конечно же, технологии: большая часть наших продуктов и сервисов может предоставляться дистанционно в режиме онлайн.
Второе — это подход к формированию продуктового предложения для клиента. Если потребности клиента не вписываются в стандартную продуктовую линейку, наш банк готов сформировать комплексное персонализированное предложение как банковских, так и небанковских услуг и сервисов. (Как правило, такой подход при обслуживании сегмента МСБ в банках не применяется.) Это позволяет клиенту заниматься бизнесом, решать проблемы развития, не отвлекаясь на вопросы взаимодействия с банком, а банку — выступать в роли поставщика индивидуальных клиентских решений: от расчетов, кредитов, эквайринга и дистанционных каналов взаимодействия до услуг по бухгалтерскому и правовому сопровождению, продвижению продукции, страхованию бизнеса и пр.
Третье: несмотря на модный тренд, заключающийся в цифровизации взаимодействия с клиентами, мы придерживаемся сбалансированной модели обслуживания. Предоставляя высокий уровень сервиса в формате офлайн и высокий уровень технологичности в онлайн-каналах взаимодействии, мы не стремимся стать на 100% цифровым банком, предлагаем рынку скорее классический банкинг, основанный на доверительных отношениях с менеджером банка с широким спектром цифровых услуг, соответствующих требованиям рынка. Строим партнерские отношения. Эта форма устойчивого банкинга, не всегда позволяет банку заработать здесь и сейчас, но в итоге приводит к долгосрочному партнерству с клиентом.
Отвечая на вопрос, в чем преимущество банка «Санкт-Петербург» для МСБ, не имеет смысла доказывать уникальность наших продуктов и сервисов. Не секрет, что поляна продуктовых идей для МСБ понятна и ограничена. Но здесь — как в истории с борщом: все хозяйки знают рецепт, а вкусный борщ готовят единицы. Наша задача — стать банком лучших транзакционных решений для малого бизнеса. Кроме того, Банк предлагает своим клиентам современную линейку кредитных продуктов, решения по лизингу, факторингу.
Для клиентов среднего бизнеса мы готовы предложить сервис и уровень персонализации продуктов, предназначенные для крупного бизнеса, а также нестандартные кредитные решения, валютный контроль, специальные финансовые продукты (хеджирование, инструменты по управлению процентными рисками и пр.).
Сложно сказать, в каких продуктах для МСБ, мы сильнее, а в каких — отстаем. У нас очень сильный эквайринг, мы прокачали кредитование, у нас отличные карты. Но надо понимать, что банковский рынок — высококонкурентный: ты можешь быть лучшим в чем-то одном в какой-то момент времени, но быть лучшим во всем и всегда невозможно.
БСПБ — один из крупнейших частных банков. Мы входим в топ-20 по активам и капиталу, у нас нет гигантской бюрократической структуры, но есть гибкость и желание строить клиентский сервис. Представители малого и среднего бизнеса всегда могут встретиться как с рядовым менеджером, так и с руководителями банка на уровне правления и обсудить с ними свои вопросы, проблемы, идеи, потребности. Мы открыты, доступны, всегда готовы и к диалогу, и конкретным действиям.
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?