Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Операционист — основание карьерной пирамиды
01.02.2008

Операционист — основание карьерной пирамиды

Как Ильф и Петров усомнились в способности статистического ведомства посчитать все стулья в послереволюционной России, так и журнал «Банковское обозрение» не возьмется посчитать всех операционистов на банковском рынке труда. Свой новый проект презентации банковских профессий «БО» начинает именно с банковского операциониста, потому что это самая многочисленная армия банковских сотрудников, «рабочий класс» кредитного рынка, а для кого-то — и краеугольный камень карьерной пирамиды. Словом, операционист — это звучит гордо.


Тварь дрожащая или право имеет?

В некоторых странах, например в США, операционистов успешно заменяют компьютерные программы.

Не все эксперты согласны с гордым звучанием слова «операционист». Некоторые кадровые менеджеры считают, что тут и о профессии-то говорить не приходится. Мол, в банковские операционисты идет тот, кто не смог поступить ни в один вуз, а совсем неполиткорректные комментаторы высказываются в том духе, что и мартышку можно научить стучать по клавишам — в некоторых странах, например в США, операционистов и вовсе успешно заменяют компьютерные программы.

Может, и есть в этом доля правды, но вспоминается, что главы крупнейших торговых корпораций отправляли своих отпрысков служить «в лавку», постигать профессию с самого низа. Так что начинать карьеру банкира с должности курьера, пожалуй, слишком низкий старт, а вот с операциониста — в самый раз. Многие сегодняшние руководители департаментов, направлений, зампреды банков начинали с работы операциониста. Среди них руководитель Middle & Back Office Private Banking Промсвязьбанка Алексей Мартынов (читайте интервью на стр. 89), заместитель председателя правления банка «Сенатор» Екатерина Соловьева, главный бухгалтер ВТБ 24 Светлана Емельянова, возглавляющий инвестиционный блок Газпромбанка Анатолий Милюков…

Без обучения на месте работы в любом случае не обойтись, потому что с развитием банковского дела, линейки банковских продуктов, функционал «младшего банковского сотрудника» стремительно расширяется и поражает разнообразием от банка к банку.

Смысл такого восхождения от самого основания карьерной пирамиды объясняет председатель совета директоров банка «Северная Казна» Владимир Фролов в выступлении на сайте своего банка. Он рассказывает о кадровой программе — обучении студентов, аспирантов — стипендиатов банка. Банк «управляет» их карьерой весьма креативным образом: «В банке будущие топ-менеджеры начнут работать с самых низших должностей, кассирами, операционистами — это выглядит несколько нелепо — но только на первый взгляд. Никто не говорит, что они будут работать кассирами несколько лет! Но будет очень полезно для банка, если интеллектуально подготовленные и знакомые с разными сферами экономики люди хотя бы месяц проведут на рабочих местах низшего уровня. Они могут найти в организации труда тех же операционистов такие несуразности или такие возможности для инноваций, которые сами работающие на этих должностях люди не обнаружат никогда!

Проведя будущих руководителей по всей цепочке рабочих мест в нашем банке, мы создадим им уникальную квалификацию, а сами получим не менее уникальную информацию о разумности существующих технологических процессов. В результате такого управления карьерой мы получим еще одно поколение высокопрофессиональных руководителей», — утверждает глава банка «Северная Казна».

Кузница кадров

Начинать карьеру банкира с должности курьера, пожалуй, слишком низкий старт, а вот с операциониста — в самый раз.

Конечно, не все банки исповедуют такой неординарный творческий подход. В большинстве случаев кредитной организации, приглашающей специалистов на должность операциониста, нужны рабочие лошадки. И перечень обязанностей того, кого привычно называют операционистом, расширяется с каждым днем. Это и традиционные платежи, переводы, валютообменные операции, и «иновационные» профессии кредитного консультанта в точке продаж банка в каком-либо магазине, и консультант по работе с широким или, наоборот, специфическим узким кругом клиентов.

Отвечая веяниям времени, учебные заведения, которые готовят операционистов, расширяют их «профиль». «Раньше мы готовили операционистов-кассиров и контролеров-операционистов для Сбербанка, — рассказывает «БО» Татьяна Комолова, заместитель директора Банковского колледжа № 45. — Это считалось начальным профессиональным образованием. Их функционал довольно ограниченный. Например, готовили конкретно операциониста по приему коммунальных платежей. Однако специальность операциониста сегодня не востребована со стороны абитуриентов, поэтому наш колледж перешел на подготовку специалистов банковского дела в рамках среднего профессионального образования. Хотя, заканчивая колледж, выпускники выходят на рабочие места, которые по функционалу являются рабочими местами операционистов».

В стандартных условиях вакансии операциониста банки требуют от соискателя наличия высшего или хотя бы неполного высшего финансового или экономического образования.

Студентам банковского колледжа по-прежнему преподают отдельным курсом работу во фронт-офисной компьютерной программе Сбербанка — выпускники колледжа могут сразу приступать к работе в Сбербанке. Поскольку во всех остальных банках установлены иные программно-аппаратные комплексы, выпускникам требуется небольшое дополнительное обучение. Впрочем, без обучения на месте работы в любом случае не обойтись, потому что с развитием банковского дела, линейки банковских продуктов, функционал «младшего банковского сотрудника» стремительно расширяется и поражает разнообразием от банка к банку. Очевидно, увеличением и усложнением функционала объясняется тот факт, что в стандартных условиях вакансии операциониста банки требуют от соискателя наличия высшего или хотя бы неполного высшего финансового или экономического образования.

«Многие наши выпускники так и делают, — говорит Т. Комолова (Банковский колледж № 45), — получают диплом колледжа, поступают на вечернее или заочное отделение института и идут работать. Таким образом они задают себе перспективы карьерного роста и имеют возможность оплачивать обучение в вузе. Происходит более гладкий постепенный вход в профессию».

В банковском колледже уверены, что карьера выпускника зависит только от его устремлений. Если есть желание двигаться вперед, повышать квалификацию, то долго на приеме платежей молодой специалист не задержится. «Мы видим, как наши выпускники общаются на форумах, среди них есть и начальники отделов, и заместители», — утверждает Т. Комолова.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ