Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Почти все страховщики продают полисы онлайн, а половина из них готова начать урегулировать убытки дистанционно. Только этого мало: доля интернет-канала в страховых сборах составляет менее 5%, а банкиры и финтех-компании сетуют на отставание страхового рынка в диджитализации. Ускорится ли процесс цифровизации?
Несмотря на значительные успехи лидеров страхования в автоматизации процессов и внедрении электронных продаж, цифровая трансформация страхового рынка фактически только начинается. Подготовка новых продуктов к продажам онлайн, запуск «безбумажного» урегулирования, упрощение процессов и их автоматизация, создание чат-ботов — все это лишь малая часть того, что делают страховщики, чтобы привлечь потребителя в онлайн и сделать его общение с компанией простым и удобным. По итогам девяти месяцев 2019 года рынок страхования вырос всего на 0,7% по сравнению с прошлым годом, было получено 1,1 трлн рублей страховых премий. В структуре портфеля страховщиков произошли изменения: сократились доли страхования жизни и ОСАГО на 3,6 п.п. (до 26,2%) и 1,1 п.п. (до 14%) соответственно, при этом отмечаются рост доли страхования от несчастных случаев и болезней на 2,1 п.п. (до 12,5%), а также рост доли ДМС на 1,8 п.п. (до 13,7%). Вместе с изменениями в портфеле будет меняться и структура каналов продаж. Пока по результатам трех кварталов 2019 года доминирующий канал продаж по-прежнему — банкострахование, через него было получено 35,7% всех сборов страховых компаний (годом ранее — 34,0%). Рост данного канала во взносах страховщиков сопровождался увеличением доли страхования заемщиков, которое реализуется через банки при заключении кредитных договоров и программ НСЖ.
Через собственные сети страховые компании получили 26,6% всех сборов, из них только 4,6% с помощью Интернета (29,6 и 5% годом ранее). Всего онлайн было получено 51,1 млрд рублей сборов, что на 7% ниже результата прошлого года (54,8 млрд рублей). Однако снижение интернет-сборов произошло только в ОСАГО (–5,7 млрд рублей) и незначительно в НС (–0,1 млрд рублей), страховые сборы по всем остальным видам увеличились. Именно сокращение сборов ОСАГО оказывает негативное влияние на динамику доли интернет-канала в общих сборах страхового рынка. Однако стоит отметить, что доля ОСАГО в страховых премиях, полученных онлайн, достигла наименьшего значения за последние два года — 88,5% (92,9% по итогам девяти месяцев 2018 года). Иначе говоря, онлайн-продажи растут теперь в других видах — не в ОСАГО.
По-прежнему остаются ключевые «болевые точки» цифровизации страхования: онлайн-идентификация, защита персональных данных и мошенничество в цифровой среде, возможность онлайн-продаж некоробочных продуктов и развитие маркетплейсов. В некоторых компаниях до сих пор невозможна моментальная покупка страхового полиса без предварительной заявки на сайте или согласования с клиентским менеджером. Достаточно оперативно оцифровать процессы могут только игроки, у которых есть для этого экспертиза и средства, большой объем средств тратится на разработку, IT-системы, маркетинг, и, следовательно для поддержания рентабельности интернет-канала требуются большие страховые сборы. Для страховых компаний «опасность» представляют крупнейшие BigTech-компании и другие нефинансовые структуры, которые владеют необходимыми ресурсами, большим объемом данных о потребителях и имеют налаженные процессы для запуска нового направления бизнеса. С другой стороны, стоит помнить, что цифровизация снижает издержки, но увеличивает риски уязвимости, для обеспечения высокого уровня защиты и сохранности данных необходимы инвестиции в кибербезопасность.
По итогам девяти месяцев 2019 года рынок страхования вырос всего на 0,7% по сравнению с прошлым годом, было получено 1,1 трлн страховых премий
Ожидаем, что вектор продаж начнет смещаться в сторону онлайн-каналов: банковских экосистем, маркетплейсов, супераппов. Объемы страховых взносов сегментов, отличных от ОСАГО, увеличиваются, этот тренд мы также увидим в 2020 году. Благодаря новым решениям, упрощающим процесс покупки и урегулирования, «выходу в интернет» средних по размеру игроков, а также новому спросу на страховые продукты со стороны молодого поколения доля интернет-канала к 2023 году увеличится вдвое.
Основные тенденции таковы. Драйвером цифровизации рынка страхования в ближайшие пять лет станут использование встраиваемых и носимых устройств при заключении договоров от автострахования до страхования жизни и ДМС, роботизация стандартных операций, распространение комплексных персонализированных страховых услуг, покрывающих различные частные и корпоративные риски, в том числе с помощью использования знаний о потребителях из всевозможных источников информации, а также обеспечение омниканальности и революция каналов и инструментов коммуникаций (чат-боты, приложения, решение всех вопросов исключительно онлайн). В погоне за цифровизацией процессов страховым компаниям стоит не забывать о новых возникающих уязвимостях и заранее предпринять действия по их минимизации, в том числе увеличить инвестиции в повышение кибербезопасности и обеспечение сохранности данных от подмены и утечки. При этом страховщики смогут создать такие приложения (возможно, и супераппы — почему нет?), которые потребитель будет использовать постоянно, вероятно, через геймификацию и построение сквозной системы сервисов во всем цикле использования страхового продукта. Если это получится — наступит поистине новая эпоха страхования.
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс рассказал генеральному директору аналитического агентства «БизнесДром» Павлу Самиеву об основных проблемах при реализации нового механизма страхования жилья от чрезвычайных ситуаций и необходимых мерах по стимулированию этого рынка
Уход западных IT-вендоров стал не только вызовом, но и стимулом: импортозамещение ускоряется и охватывает все больше сегментов рынка. В авангарде — финансовый сектор: в банках уже появляются надежные программно-аппаратные комплексы на базе российских решений