Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • От е-ОСАГО к супераппам и экосистемам
27.03.2020 Аналитика

От е-ОСАГО к супераппам и экосистемам

Почти все страховщики продают полисы онлайн, а половина из них готова начать урегулировать убытки дистанционно. Только этого мало: доля интернет-канала в страховых сборах составляет менее 5%, а банкиры и финтех-компании сетуют на отставание страхового рынка в диджитализации. Ускорится ли процесс цифровизации?


Несмотря на значительные успехи лидеров страхования в автоматизации процессов и внедрении электронных продаж, цифровая трансформация страхового рынка фактически только начинается. Подготовка новых продуктов к продажам онлайн, запуск «безбумажного» урегулирования, упрощение процессов и их автоматизация, создание чат-ботов — все это лишь малая часть того, что делают страховщики, чтобы привлечь потребителя в онлайн и сделать его общение с компанией простым и удобным. По итогам девяти месяцев 2019 года рынок страхования вырос всего на 0,7% по сравнению с прошлым годом, было получено 1,1 трлн рублей страховых премий. В структуре портфеля страховщиков произошли изменения: сократились доли страхования жизни и ОСАГО на 3,6 п.п. (до 26,2%) и 1,1 п.п. (до 14%) соответственно, при этом отмечаются рост доли страхования от несчастных случаев и болезней на 2,1 п.п. (до 12,5%), а также рост доли ДМС на 1,8 п.п. (до 13,7%). Вместе с изменениями в портфеле будет меняться и структура каналов продаж. Пока по результатам трех кварталов 2019 года доминирующий канал продаж по-прежнему — банкострахование, через него было получено 35,7% всех сборов страховых компаний (годом ранее — 34,0%). Рост данного канала во взносах страховщиков сопровождался увеличением доли страхования заемщиков, которое реализуется через банки при заключении кредитных договоров и программ НСЖ.

Через собственные сети страховые компании получили 26,6% всех сборов, из них только 4,6% с помощью Интернета (29,6 и 5% годом ранее). Всего онлайн было получено 51,1 млрд рублей сборов, что на 7% ниже результата прошлого года (54,8 млрд рублей). Однако снижение интернет-сборов произошло только в ОСАГО (–5,7 млрд рублей) и незначительно в НС (–0,1 млрд рублей), страховые сборы по всем остальным видам увеличились. Именно сокращение сборов ОСАГО оказывает негативное влияние на динамику доли интернет-канала в общих сборах страхового рынка. Однако стоит отметить, что доля ОСАГО в страховых премиях, полученных онлайн, достигла наименьшего значения за последние два года — 88,5% (92,9% по итогам девяти месяцев 2018 года). Иначе говоря, онлайн-продажи растут теперь в других видах — не в ОСАГО.

По-прежнему остаются ключевые «болевые точки» цифровизации страхования: онлайн-идентификация, защита персональных данных и мошенничество в цифровой среде, возможность онлайн-продаж некоробочных продуктов и развитие маркетплейсов. В некоторых компаниях до сих пор невозможна моментальная покупка страхового полиса без предварительной заявки на сайте или согласования с клиентским менеджером. Достаточно оперативно оцифровать процессы могут только игроки, у которых есть для этого экспертиза и средства, большой объем средств тратится на разработку, IT-системы, маркетинг, и, следовательно для поддержания рентабельности интернет-канала требуются большие страховые сборы. Для страховых компаний «опасность» представляют крупнейшие BigTech-компании и другие нефинансовые структуры, которые владеют необходимыми ресурсами, большим объемом данных о потребителях и имеют налаженные процессы для запуска нового направления бизнеса. С другой стороны, стоит помнить, что цифровизация снижает издержки, но увеличивает риски уязвимости, для обеспечения высокого уровня защиты и сохранности данных необходимы инвестиции в кибербезопасность.

По итогам девяти месяцев 2019 года рынок страхования вырос всего на 0,7% по сравнению с прошлым годом, было получено 1,1 трлн страховых премий

Ожидаем, что вектор продаж начнет смещаться в сторону онлайн-каналов: банковских экосистем, маркетплейсов, супераппов. Объемы страховых взносов сегментов, отличных от ОСАГО, увеличиваются, этот тренд мы также увидим в 2020 году. Благодаря новым решениям, упрощающим процесс покупки и урегулирования, «выходу в интернет» средних по размеру игроков, а также новому спросу на страховые продукты со стороны молодого поколения доля интернет-канала к 2023 году увеличится вдвое.

Основные тенденции таковы. Драйвером цифровизации рынка страхования в ближайшие пять лет станут использование встраиваемых и носимых устройств при заключении договоров от автострахования до страхования жизни и ДМС, роботизация стандартных операций, распространение комплексных персонализированных страховых услуг, покрывающих различные частные и корпоративные риски, в том числе с помощью использования знаний о потребителях из всевозможных источников информации, а также обеспечение омниканальности и революция каналов и инструментов коммуникаций (чат-боты, приложения, решение всех вопросов исключительно онлайн). В погоне за цифровизацией процессов страховым компаниям стоит не забывать о новых возникающих уязвимостях и заранее предпринять действия по их минимизации, в том числе увеличить инвестиции в повышение кибербезопасности и обеспечение сохранности данных от подмены и утечки. При этом страховщики смогут создать такие приложения (возможно, и супераппы — почему нет?), которые потребитель будет использовать постоянно, вероятно, через геймификацию и построение сквозной системы сервисов во всем цикле использования страхового продукта. Если это получится — наступит поистине новая эпоха страхования.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ