Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
О комплаенс-рисках, возникающих при внедрении требований международного автоматического обмена финансовой информацией в бизнес-процессы страховых организаций
Требования международного автоматического обмена финансовой информацией (Common Reporting Standard, CRS1) были имплементированы в национальное законодательство Российской Федерации с принятием Федерального закона от 27.11.2017 № 340-ФЗ (гл. 20.1 НК РФ)2, а также Постановления Правительства РФ от 16.06.2018 № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)» (далее — Положение).
В соответствии с данными нормативными правовыми актами на организации финансового рынка, в частности на страховщиков, была возложена обязанность представлять в ФНС России финансовую информацию о клиентах, выгодоприобретателях и контролирующих их лицах, являющихся иностранными налоговыми резидентами. Как следует из Стандарта, субъектами, обязанными направлять отчетность, являются страховщики, которые заключают договоры, предусматривающие осуществление аннуитетных выплат, а также договоры, имеющие денежное выражение стоимости (cash value). В России крупнейшим сегментом рынка страхования является добровольное страхование жизни. По доле страховых премий на конец 2018 года на данный вид страхования приходится большая часть (30,6%) всего страхового рынка. По данным Центрального банка РФ, на 02.08.2019 в едином государственном реестре субъектов страхового дела зарегистрирована 31 компания, занимающаяся данным видом страхования.
Для указанных выше организаций внедрение требований CRS сопровождалось прежде всего необходимостью разработки внутренних нормативных документов, регламентирующих вопросы идентификации и направления отчетности в ФНС России (комплаенс-политик, инструкций и др.), построения на их основе бизнес-процессов, а также доработки автоматизированных систем.
При осуществлении названных процессов по внедрению требований CRS страховым компаниям важно учесть комплаенс-риски, связанные с особенностями страховой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Комплаенс-риски, вытекающие из взаимодействия банков и страховых компаний в процессе исполнения требований CRS
Основным каналом продаж полисов добровольного страхования жизни на текущий момент, согласно анализу КПМГ, являются кредитные организации, а именно банки, на которые, по данным Центрального банка РФ, приходится 87,7% всех продаж страховых продуктов; так называемое банкострахование активно развивается на территории РФ.
Выступая страховыми агентами, банки непосредственно взаимодействуют с клиентом и от имени страховой компании заключают договоры страхования, получая за это комиссионное вознаграждение. Важно учитывать, что при этом застрахованное лицо является клиентом страховой компании, а не банка.
В соответствии с текущим законодательством по международному автоматическому обмену финансовой информацией субъектом, обязанным в рамках договора страхования проводить идентификацию в отношении клиента, принятого на обслуживание банком, и направлять в отношении него отчетность в уполномоченный орган, является сам страховщик. Соответственно все риски, связанные с ненаправлением информации о клиенте, выгодоприобретателе или контролирующих их лицах ложатся именно на страховщика.
Поскольку непосредственное взаимодействие с клиентом, запрос и сбор информации о нем осуществляют банки, а идентификацию и направление отчетности обязаны проводить сами страховщики, возникает комплаенс-риск непередачи / несвоевременной или неполной передачи информации о клиенте от банка страховщику. В свою очередь, непредставление информации хотя бы об одном клиенте — иностранном налоговом резиденте, его выгодоприобретателе или контролирующем лице грозит страховой организации штрафом в размере 50 000 рублей.
Риск возникает не только при приеме клиента на обслуживание, но и при обновлении информации о нем. В случае изменения данных клиент обращается туда, где принимался на обслуживание, то есть в банк. При этом у банка нет обязанности передавать полученную от клиента информацию в страховую организацию, что грозит предоставлением со стороны страховщика некорректной информации в ФНС России.
Стоит отметить, что в этом отношении законодательство по ПОД/ФТ отличается от законодательства по CRS. Так, Федеральным законом № 250-ФЗ от 26.07.2019 в Федеральный закон № 115-ФЗ были внесены изменения, разрешающие страховым организациям поручать банку проведение идентификации клиента — физического лица, его представителя, а также выгодоприобретателя и бенефициарного владельца. В свою очередь, российское законодательство по CRS такой возможности не предусматривает. В соответствии с п. 63 Положения, страховая компания вправе поручить третьим лицам только осуществление от ее имени запроса информации у клиента и проведение анализа и проверки полноты и достоверности представленной клиентом информации.
В целях митигирования данного комплаенс-риска страховыми компаниями и банкамипартнерами необходимо на уровне локальных нормативных актов четко определить порядок взаимодействия в рамках исполнения требований CRS. Кроме того, целесообразно доработать IT‑системы банка и страховой организации в целях осуществления взаимного обмена данными клиентов.
Комплаенс-риски, возникающие при определении стоимости договора
По комбинированным страховым продуктам
Одной из самых рисковых зон для страховщиков является расчет стоимости договора по комбинированным (смешанным) страховым продуктам.
Такие страховые продукты сочетают в себе сразу несколько страховых рисков. Иногда страховые продукты, определяемые страховщиком как «добровольное страхование жизни» включают, например, следующие страховые риски: риск смерти, риск дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события, риск временной нетрудоспособности по любой причине.
Несмотря на то что исходя из названия данного продукта, он формально подпадает под понятие договора добровольного страхования жизни, необходимо учитывать, что ряд договоров страхования не подлежат отчетности в связи с перечнем исключенных договоров (Приложение № 2 к Положению), а именно:
Соответственно при расчете стоимости договора и заполнении отчетности по такому продукту страховщикам необходимо учитывать только суммы по риску на дожитие. Договоры страхования жизни на случай смерти и договоры страхования на случай утраты трудоспособности напрямую исключены Приложением №2 к Положению из перечня подотчетных.
Таким образом, в случае недостаточного анализа условий договора и правил страхования у страховщика может возникнуть риск некорректного отражения информации о стоимости договора в отчетности и как следствие риск привлечения к налоговой ответственности.
По продуктам ИСЖ
В последние годы активно развивается инвестиционное страхование жизни, на которое сегодня приходится большая часть страховых премий и которое является одним из главных двигателей развития страхового рынка в России. Такой продукт, как инвестиционное страхование, сочетает в себе страхование жизни клиента и финансовый инструмент, позволяющий клиенту получить дополнительный доход за счет инвестирования части внесенных им денежных средств (страховой премии) в различные финансовые активы, предлагаемые страховщиком. Размер данных выплат определяется страховщиком и выплачивается клиенту наряду со страховой или выкупной суммой. Инвестиционные выплаты — негарантированные, они рассчитываются в периоде, следующем за отчетным, и на дату его окончания не определены.
Ввиду популяризации данного страхового продукта у страховщиков все чаще стал возникать вопрос о необходимости включения дополнительных выплат в представляемую в ФНС России финансовую информацию о клиенте в части стоимости договора.
Поскольку непосредственное взаимодействие с клиентом осуществляют банки, а идентификацию и направление отчетности обязаны проводить сами страховщики, возникает комплаенс-риск непередачи / несвоевременной или неполной передачи информации о клиенте от банка страховщику
Согласно последней информации ФНС России, при указании страховщиками стоимости договора в соответствии с пп. «б» п. 6 Положения достаточно указывать только выкупную или страховую сумму. Следовательно, учитывать сумму инвестиционного дохода не нужно.
Важно отметить, что зачастую полисы ИСЖ реализуются не напрямую страховщиками, а банками как альтернатива традиционному депозиту. В таком случае страховщикам важно учитывать, что, поскольку ИСЖ — это страховой продукт и банк в данных отношениях выступает в качестве страхового агента, обязанность по идентификации и направлению отчетности в отношении такого клиента и договора с ним лежит именно на страховщике, а не на банке.
В период охлаждения
Кроме стоимости договора в финансовую информацию о договоре с клиентом, согласно пп. «д» п. 6 Положения, подлежат включению общая сумма обязательств организации финансового рынка перед клиентом на конец отчетного периода, а также общая сумма средств, выплаченных или начисленных в течение отчетного периода в связи с соответствующим договором, включая суммы, возвращаемые организацией финансового рынка клиенту.
Как известно, с декабря 2015 года у покупателей страховки появилась возможность отказаться от ненужной услуги, воспользовавшись так называемым периодом охлаждения3. Период охлаждения — это срок, в течение которого страхователь может отказаться от договора и вернуть страховую премию или ее часть. С 1 января 2018 года данный срок составляет 14 календарных дней.
В связи с этим страховщики могут столкнуться с вопросом о необходимости включения помимо прочего таких выплат в суммы, возвращаемые клиенту, согласно пп. «д» п. 6 Положения. ФНС России придерживается точки зрения, согласно которой пп. «д» п. 6 Положения никаких исключений не предусматривает, поэтому возврат страховой премии в период охлаждения подпадает под требования рассматриваемых положений законодательства.
Таким образом, принимая во внимание обозначенные комплаенс-риски, связанные с определением стоимости договора, представляется целесообразным регламентировать методику расчета стоимости договоров страхования во внутренних политиках и процедурах c учетом позиции ФНС России, а также рассмотреть возможность автоматизации данного процесса.
Комплаенс-риски, возникающие при определении выгодоприобретателей по договорам добровольного страхования жизни
Помимо трудностей, связанных с корректным отражением финансовой информации о договоре с клиентом, страховые организации, занимающиеся добровольным страхованием жизни, сталкиваются со сложностями, связанными с определением выгодоприобретателей по договорам добровольного страхования жизни.
Так, часто в условиях договора страхования в качестве выгодоприобретателей указываются не конкретные лица, а например, «наследники по закону». Определение выгодоприобретателей усложняется при принятии клиента на обслуживание непосредственно банком. В этом случае страховая компания ограничена тем объемом информации, который собрали сотрудники банка.
При этом, несмотря на то что личность выгодоприобретателя напрямую не указана, по мнению ФНС России, страховщик должен принять все обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению налогового резидентства выгодоприобретателей по такому договору с учетом требований законодательства о ПОД/ФТ. Только если при принятии предусмотренных законодательством мер страховщик не выявит наличие выгодоприобретателей в силу того, что не знает и не должен знать о наличии выгодоприобретателя, в отчетность необходимо включать информацию по самому клиенту — иностранному налоговому резиденту, так как именно клиент в таком случае получит выгоду.
Комплаенс-риски, связанные с отказом от заключения договора добровольного страхования жизни и расторжением договора в одностороннем порядке по инициативе страховщика
Еще одной зоной комплаенс-риска является вопрос о возможности отказа от заключения договора добровольного страхования жизни и возможности расторжения договора добровольного страхования жизни в одностороннем порядке по инициативе страховщика на основании Федерального закона № 340-ФЗ.
Для страховых организаций и банков представляется целесообразным формирование единых баз данных, содержащих сведения о клиентах, выгодоприобретателях и контролирующих их лицах
Дело в том, что п. 8 ст. 142.4 НК РФ (№ 340-ФЗ) устанавливает такое основание отказа от заключения и расторжения договора по инициативе организации финансового рынка, как представление клиентом недостоверной или неполной информации либо противоречивость представленной клиентом информации сведениям, имеющимся в распоряжении организации финансового рынка. При этом никаких исключений относительно страховых организаций данная норма не содержит.
Однако в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 6 июня 2002 года № 115-О, на основании ст. 927 ГК РФ договор добровольного страхования жизни является публичным, и соответственно страховщик не может отказать клиенту в заключении такого договора (п. 3 ст. 426 ГК РФ) либо в одностороннем порядке отказаться от исполнения уже заключенного договора, если есть возможность оказания соответствующей услуги.
В связи с этим некоторые страховщики не включают в свои комплаенс-программы по CRS и соответственно в правила и договоры страхования право на отказ от заключения нового договора или на одностороннее расторжение ранее заключенного договора добровольного страхования жизни по своей инициативе на основании п. 8 ст. 142.4 НК РФ.
Вместе с тем страховщикам следует принимать во внимание, что отказ от пользования правом, установленным в ст. 142.4 НК РФ, и невключение его в свои внутренние документы и договоры страхования может привести к возникновению риска невыполнения закрепленных российским законодательством обязанностей по идентификации клиентов и направлению отчетности в уполномоченный орган и как следствие риска привлечения к налоговой ответственности.
Для снижения возможных комплаенс-рисков, сопровождающих процесс внедрения требований CRS, страховщикам можно порекомендовать следующие меры, которые могут быт включены в дорожную карту.
1. Во внутренних документах страховых организаций и сотрудничающих с ними банков представляется необходимым отразить порядок взаимодействия с четким распределением обязанностей и условием обмена информацией в целях исполнения требований международного автоматического обмена финансовой информацией.
2. Рассмотреть возможность автоматизации ряда процессов для исполнения требований CRS. В частности, для страховых организаций и банков представляется целесообразным формирование единых баз данных, содержащих сведения о клиентах, выгодоприобретателях и контролирующих их лицах, а также внедрение автоматизированных решений, позволяющих осуществлять запросы информации и обмен ей в режиме реального времени. В то же время важно обеспечить соответствие таких решений законодательству Российской Федерации в сфере защиты персональных данных.
Кроме того, представляется целесообразным рассмотреть возможность автоматизации процесса расчета стоимости договоров страхования на основе методики, учитывающей требования российского законодательства по CRS.
3. Регулярно отслеживать изменения законодательства в сфере международного автоматического обмена финансовой информацией, а также разъяснения ФНС России по вопросам его применения и проводить обучающие мероприятия для сотрудников страховых компаний.
4. Регулярно с привлечением независимой стороны проводить анализ внутренних документов и бизнес-процессов, связанных с исполнением требований CRS, на предмет их соответствия действующему законодательству. Такой анализ позволит своевременно выявить зоны комплаенс-рисков и разработать рекомендации по их снижению.
1. Международный стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах, ОЭСР, 21.07.2014..
2. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» от 27.11.2017 № 340-ФЗ.
3. Указание Банка России от 21.08.2017 № 4500-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования».
Владимир Черников, генеральный директор компании «Ингосстрах-Жизнь», рассказал о развитии рынка накопительного страхования жизни, причинах возросшей популярности этих продуктов и факторах, сдерживающих темпы их проникновения
Итоги первых шести месяцев 2019 года свидетельствуют о переходе страхового рынка от роста к стагнации. Объем премий в целом по рынку (739 млрд рублей) остался на уровне первого полугодия прошлого года только благодаря non-life-сегменту. Снижение премий по страхованию жизни (на 11% по итогам полугодия) скомпенсировано ростом премий по страхованию от несчастных случаев, ДМС, страхованию имущества, финансовых и предпринимательских рисков
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником