Банковское обозрение

Финансовая сфера


17.03.2020 Аналитика
Гарантия на годы

В чем причина популярности накопительного страхования жизни


Итоги года на рынке страхования жизни продемонстрировали определенную смену интересов клиентов от инвестиционных к накопительным продуктам. Чем вызвана смена вектора и стоит ли ожидать усиления тенденции в этом году?

Рынок страхования жизни в прошлом году продемонстрировал разнонаправленную динамику. В целом, сборы страховых премий, по данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), снизились по сравнению с 2018 годом на 9% — с 478,0 до 433,2 млрд рублей. Отрицательная динамика была вызвана сокращением сборов по продуктам инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Объем премий, собранных в этом сегменте, снизился на 32% (с 291,1 млрд до 196,9 млрд рублей). Однако новый лидер рынка — накопительное страхование жизни (НСЖ) — выросло сразу на 64%, до 110,2 млрд рублей.

О причинах снижения сборов по ИСЖ говорилось уже неоднократно — это и доходность ниже ожиданий клиентов, и вступившие в силу стандарты, ужесточившие правила продажи этих продуктов. Поэтому гораздо важнее ответить на другие вопросы: за счет чего был достигнут ощутимый рост рынка НСЖ и стоит ли ожидать сохранения этой тенденции?

Если коротко, то причина резко возросшего интереса к накопительному страхованию кроется как в новых экономических реалиях, так и в эволюции самого продукта. Стабильно низкая инфляция создает возможность для долгосрочного финансового планирования, а снижающиеся ставки по основным консервативным инструментам (банковским депозитам и облигациям) заставляют обратить внимание на альтернативные инструменты, которые ранее оставались практически вне поля зрения из-за более низких доходностей. Этот год не станет исключением: Банк России в очередной раз понизил ключевую ставку — до 6% — и дал понять, что цикл снижения, скорее всего, продолжится. Годовая инфляция также прогнозируется на стабильно низком уровне (не более 3%). Дополнительным фактором является реформирование пенсионной системы в России: люди понимают, что, для того чтобы не потерять в качестве жизни после выхода на пенсию, необходимо формировать собственную «подушку безопасности».

Со своей стороны, страховые компании за последние годы существенно реформировали продукты НСЖ. Эволюция в этом сегменте шла в сторону комбинированных продуктов, добавленной клиентской ценности. Если еще в 2015 году накопительное страхование было в основном стандартным рисковым продуктом с небольшой накопительной составляющей, то уже в 2016 году клиентам стали предлагать первые так называемые life-style продукты. Поскольку речь идет о страховании жизни, логично, что среди дополнительных сервисов, предоставляемых клиентам в рамках НСЖ, были главным образом услуги медицинской направленности (страхование на случай критических заболеваний, регулярные чекапы здоровья и так далее).

В дальнейшем именно в сегменте НСЖ стали появляться «возвратные» страховые продукты — новая идеология страхования, когда клиент получает защиту от рисков, по сути, бесплатно: страховая премия полностью возвращается ему после окончания срока действия договора. Кроме того, клиенты получили возможность комбинировать продукты под свои конкретные задачи, выбирая и страхуемые риски, и дополнительные сервисы.

Именно в сегменте НСЖ стали появляться «возвратные» страховые продукты — новая идеология страхования, когда клиент получает защиту от рисков, по сути, бесплатно

Помимо того что подобные «конструкторы» позволяют добиться индивидуальности страхового продукта, они повышают его ценовую доступность. Это и обусловило популярность НСЖ у клиентов. Так, по статистике «Ингосстрах-Жизнь», более 70% собранных премий по НСЖ в 2018-2019 годах приходилось именно на продукты с сервисной составляющей. И приобретают их вполне осознанно, о чем можно судить по использованию клиентами данных сервисов. Так, по нашим оценкам, общее количество проведенных медицинских чекапов в прошлом году выросло на 36,9%.

Мы вправе ожидать, что основные тенденции, влияющие на рост рынка НСЖ, сохранятся и в этом году. Применительно к дальнейшей эволюции накопительных продуктов они будут становиться более разнообразными, адресными и при этом более доступными. В том числе за счет снижения минимального взноса, а также развития телемедицины (как с технологической, так и с законодательной точек зрения) и как следствие удешевления многих медицинских услуг. Наряду с этим наблюдаемый рост интереса клиентов к дополнительным сервисам, более активное их использование означает выстраивание вокруг страховщиков жизни нишевых экосистем в области life-style.

При этом гарантированная доходность, которая, к тому же, может быть зафиксирована на длительный срок, что особенно важно в условиях падающих ставок и турбулентности финансовых рынков, а также дополнительная возможность получения инвестиционного дохода при благоприятной конъюнктуре рынка и налоговые льготы — все это повышает привлекательность НСЖ как инструмента консервативных инвестиций. Тем более что в этом году на рынке страхования жизни может появиться гарантийный механизм, по аналогии с банковской системой страхования вкладов. Это повысит надежность вложений в продукты накопительного страхования жизни.







Читайте также

Сейчас на главной