Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В этом году значительная часть дискуссий на ПМЭФ — Петербургском экономическом форуме была посвящена предпринимательству, малому и микробизнесу, стартапам, новым проектам
Конечно всегда эта тема была и будет обсуждаться на экономических форумах с разных точек зрения: барьеры и ограничения для запуска и развития малых предприятий; приоритетные отрасли и программы поддержки, венчуры, финансирование МСП — все это на ПМЭФ и раньше было в повестке. Но все же в этом году именно малый предприниматель был в центре внимания. Много примеров того, как небольшая компания, которая имеет амбиции вырасти и стать средней, а потом, может и быть, и крупной; маленький проект, который хочет и может вырасти из локального в федеральный (из маленького бизнеса в некрупном городе стать большой сетью по всей стране), а возможно даже стать глобальным — начать мировую экспансию. Бизнесмены, финансисты, чиновники пытаются нащупать тот драйвер, который превратит такие проекты и такие бизнесы из уникальных примеров успеха в массовое движение, сделает их основой роста экономики.
На мой взгляд, это очень хороший знак. ПМЭФ — это одна из тех площадок, где важна атмосфера и акценты. Не так важны конкретные заявления и даже подписанные контракты (тем более что их подписание конечно готовится заранее и это не результат переговоров на самом форуме), сколько ощущения, что становится мейнстримом. Участники форума в основном — представители именно крупного (реже — среднего) бизнеса. Много банкиров и финансистов, много чиновников и регуляторов. Малый бизнес в основном представлен в «нулевой» день — специальный форум малого предпринимательства в рамках ПМЭФ (организуемый во второй раз «Опорой России»). И тем не менее без преувеличения можно сказать: малый предприниматель — главный герой всего форума. Впервые, как мне кажется за всю историю. Гигантомания и обсуждение крупнейших проектов в этот раз не затмили МСП.
Одно из самых ярких выступлений – Федора Овчинникова, генерального директора «Додо Пицца» о том как маленькая пиццерия из Сыктывкара за несколько лет стала международной сетью с сотнями точек, причем прежде всего за счет инновационной модели управления и… диджитализации. Казалось бы, где пицца — и где диджитализация? Однако именно это позволило опережать в динамике (а скоро, видимо, и в объемах продаж) конкурентов со столетним опытом работы на рынке.
Такой малый бизнес технологичен, двигает вверх производительность труда и его качество. Именно такой малый бизнес — лицо России в мире, и это надежда на диверсификацию нашего экспорта.
В России доля МСБ в ВВП составляет около 20%. В других странах уровень варьируется, но в развитых странах, как правило порядка 50% ВВП, в странах с высокой долей сырьевой составляющей в экономике – от 10 до 40%. Сейчас в России зарегистрировано, по данным ФНС, свыше 6 млн субъектов МСБ, из которых более 90% (!) являются микропредприятиями, 4,5% — малые предприятия и менее 1% — средние. Индивидуальных предпринимателей и фирм примерно поровну (52% и 48% соответственно). С 1 августа прошлого года по 1 апреля число представителей малого бизнеса выросло на 9% — то есть динамика, как ни странно положительная и довольно-таки неплохая.
Сегодня поддержка малого бизнеса и увеличение объема данного сегмента в экономике — один из стратегических приоритетов госполитики. Так, к 2030 году планируется «удвоение» доли малых и средних компаний в ВВП до 40%. Насколько это амбициозная задача? На самом деле, при соблюдении нескольких условий вполне реальная, более того, ее и перевыполнить можно (и нужно)
Очевидно, что ключевые инструменты для развития и поддержки МСБ — это доступное финансирование и низкие административные барьеры/издержки.
Среди россиян все еще достаточно широко распространено мнение о том, что открыть свой бизнес — сложно. Лишь 9% соотечественников планируют в ближайшие годы начать свое дело, и в основном это молодые люди до 24 лет и жители крупных городов. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в апреле 2017 г. Более половины россиян (61%) полагают, что в их населенном пункте открыть собственный бизнес сложно, и только четверть (24%) придерживаются противоположного мнения. Основные барьеры для старта предпринимательской деятельности — финансовые, психологические и профессиональные. Так, наиболее распространенная причина — финансовая: 44% опрошенных, не планирующих открывать свой бизнес, объясняют свое решение отсутствием стартового капитала. Треть (33%) приводят доводы, связанные с отсутствием желания, а 15% — указывают на отсутствие идей. Около половины тех, кто не собирается начинать свое дело, называют различные сложности, связанные с недостатком информации, навыков и опыта. Только 8% ссылаются на отсутствие времени, а 6% — на возраст.
Малый и микробизнес не только на старте, но в первые годы работы вряд ли может рассчитывать на доступное банковское кредитование в значительных объемах. Картина известная: малый бизнес имеет не очень хорошую отчетность; у него нет качественных залогов. О программах поддержки (финансовых, административных, правовых) знают менее 40% опрошенных НАФИ предпринимателей, а более 70% никогда ими не пользовались (хотя многие имеют на это право и могли бы получить дополнительный импульс роста бизнеса). Низкая информированность о поддержке МСП и, что еще хуже, высокая забюрократизированность и «формализованность» процессов — вот какие барьеры сами предприниматели видят с точки зрения программ поддержки.
А ведь институтов развития и поддержки МСП в России очень много: это и гарантийные фонды по всей стране; несколько фондов целевой поддержки, в том числе промышленности, экспорта; венчурные структуры, бизнес-инкубаторы, которые также могут выделять средства на старт и развитие бизнеса; в 2015 году был создан специальный институт развития — Корпорация МСП (Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства), которая предоставляет поручительства (это частично решает проблему отсутствия качественных залогов у МСП), а также запустила программу «Шесть с половиной» совместно с ЦБ (субсидируемая ставка кредитования МСП)
Конечно, для реального обеспечения доступности финансовых ресурсов объемы поддержки должны быть увеличены в несколько раз, процедуры упрощены (в том числе давно назревшее «единое окно» для прохождения проверки финансового состояния и соответствия требованиям для всех институтов развития сразу.
Пока же на фоне реформирования и вроде бы увеличения мощности системы поддержки и институтов развития кредитование малого и среднего бизнеса показывает отрицательную динамику уже несколько лет. Причем падение началось еще до макроэкономического шока конца 2014 года: начиная с 2013 года кредитование малого бизнеса падало в абсолютном выражении, сокращались выдачи, и портфель. Многие банки перестали считать малый бизнес не просто как привлекательных, а даже как приемлемых заемщиков. Просрочка по портфелю малого бизнеса составляет сейчас около 14%. Это рекорд (точнее сказать — антирекорд рынка) среди всех сегментов кредитования – даже в розничном кредитовании (и даже без учета ипотеки, где качество долга пока очень высоко – просрочка менее 2%) уровень просрочки меньше, порядка 12%. «Кредитные фабрики» остались в прошлом — крупные банки боятся их снова разворачивать, и за редким исключением пока работают с малыми предпринимателями не просто осторожно, а фактически как в период заморозки. Все другие кредитные сегменты начинают восстанавливаться, а малый бизнес — нон грата для большинства банков.
Малые предприниматели снова берут кредиты как будто на потребительские нужды. Это разве не нонсенс: бизнесмен боится сказать банку, что кредит для развития бизнеса, а не на покупку холодильника.
Очень надеюсь, что ситуация изменится. Риски у сегмента высокие — с этим трудно спорить. Однако малый бизнес очень адаптивен к изменениям и очень живуч. Расхожее мнение ,что малый бизнес — плохой заемщик, потому что уровень «смертности» его в первые годы после запуска очень высокий (приводятся разные цифры, в том числе из мирового опыта, что более половины микро- и малых предприятий до третьего года жизни не дотягивают. Может быть и так. Но именно малый бизнес сейчас может стать настоящим драйвером роста. Именно он активно растет в тех отраслях, где импортозамещение; где развивается сервис для людей: повседневные услуги, производство хороших продуктов, одежды, детских товаров; малый бизнес — генератор отличных идей и новаций.
Система господдержки, в том числе — льготного кредитования, альтернативных форм финансирования (микрокредитов, лизинга, факторинга) и особенно гарантийная поддержка — станут ближе предпринимателям, а те в свою очередь перестанут бояться обратиться к институтам поддержки и банкам.
На полях ПМЭФ поговорили с председателем совета директоров АПК «Русь» Русланом Яловенко. Это средний сельскохозяйственный бизнес, где все барьеры и проблемы типичны для среднего предпринимателя, особенно в части финансирования.
Руслан Яловенко, председатель совета директоров АПК «Русь»
Молочное животноводство — это длинный проект, который начнет приносить отдачу только через несколько лет. Во всем мире это и крупный, и средний бизнес. Есть и малые предприятия в этой сфере, но их имеет смысл всегда выращивать до средних — экономия масштаба. Во что сейчас упирается в России развитие молочного животноводства? Конечно в невозможность кредитоваться на длительный срок.
При этом сельское хозяйство — приоритет господдержки, в том числе кредитования. С января текущего года Правительством РФ введен в действие новый механизм господдержки предприятий АПК. Новый порядок субсидирования позволяет банкам выдавать аграриям кредитные средства по ставке 1–5% годовых, что существенно снижает финансовую нагрузку для сельхозтоваропроизводителей. Отличные новости? Да, но что получается на практике: объем средств, которые банки смогли выдать сельхозтоваропроизводителям, оказался недостаточным. В результате, многие аграрии Рязанской области и других областей для финансирования весенней посевной кампании были вынуждены привлекать кредитные ресурсы на коммерческих условиях. Посевную ведь не отложишь до новых решений и рассмотрений банков и государства. Это «дедлайн», который приказом директора не перенести. Либо деньги приходят к точному сроку, либо потом уже поздно что-то делать. А значит, выбора не остается, в авральном режиме нужно получать дорогой кредит в банке без субсидирования.
Не могу не отметить, что для поддержки таких агропредприятий министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области было инициировано решение о субсидировании части процентной ставки по этим кредитам за счет средств регионального бюджета. Это помогло, конечно. Но системно — в отрасли нет четкого понимания на какую субсидию и когда можно рассчитывать. Программы постоянно меняются, сегодня такой порядок, на следующий год — другой. Региональные власти об изменениях узнают также внезапно; к обсуждению этих программ ни сами производители, ни местные власти не привлекаются…
Если рассматривать процедуру льготного кредитования — в ней самой заложены существенные проблемы — слишком долгий путь от подачи заявки в банк до получения льготного кредита. Сначала заявку рассматривает филиал, потом решение кредитного комитета направляется в головной банк в Москве. Там заявки собираются и направляются в Минсельхоз РФ, где проходит рассмотрение на предмет наличия лимитов и соответствия целевому назначению. Затем готовятся письма по одобрению или отказу и направляются в головные банки, затем головные банки направляют документы или информацию в филиалы. Бывает это все безумно долго.
И конечно ужесточение требований к оформлению и критериям залога. Требуются дополнительные поручительства, необходимые гарантии в виде залога имущества физических лиц — директора и главного бухгалтера, либо собственников предприятия. При отсутствии дополнительных поручительств процентная ставка по кредиту увеличивается на 1-1,5 п.п. Тут же и проблема занижения стоимости залогового имущества. Банки проводят самостоятельно оценку имущества, понижая официальную оценку стоимости залога, проведенную независимыми оценочными компаниями. Дисконт по оценке составляет 40-60%. Крайне занижена залоговая стоимость земли. При существующей закредитованности сельскохозяйственных организаций, недостаточности залоговой базы, возможности привлечения кредитов в АПК еще более ограничиваются.
Кредитные ресурсы — это, прежде всего развитие бизнеса. Рост средних сельхозпредприятий — это диверсификация аграрной экономики, занятость населения, импортозамещение, экологически чистая продукция, ускоренные темпы роста. Поэтому нужна не просто квота на льготные кредиты, а задача по ее освоению, по расширению. Быстрому принятию решений!
И конечно, нужно создавать и развивать альтернативные банковским финансовые инструменты — на мой взгляд неплохо себя зарекомендовал государственный лизинг.
В эпоху, когда компании в значительной степени полагаются на облачные вычисления, эффективное управление затратами на облака становится одной из важнейших задач. Павел Токарев, директор по технологическим инновациям компании «Инферит Клаудмастер», раскрывает возможности подхода FinOps, основанного на гибком взаимодействии Finance (финансовое управление) и IT Operations (или DevOps). Эта практика помогает организациям оптимизировать затраты на облачные вычисления, в полной мере используя потенциал облачных сервисов
Как меняется рынок электронной коммерции, какую долю занимают сервисы СБП в онлайн-платежах и какие перспективы у BNPL, в интервью «Б.О» рассказал Алексей Киричек, руководитель департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа-Банка
Почему развитие онлайн-банкинга для крупных корпораций отстает от ДБО для физлиц и МСБ и как Альфа-Банк намерен исправить это положение, в интервью «Б.О» рассказал Сергей Паршиков, руководитель департамента цифровых каналов юридических лиц Альфа-Банка
«СберСтрахование жизни» профинансировала приобретение современного оборудования для эргокомнат, которые помогают людям восстановиться после тяжелой болезни. Проект реализует фонд борьбы с инсультом ОРБИ