Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Практика управления данными в кредитных организациях, наработки лидеров и проблемы тех, кто только приступает к решению этой масштабной задачи, очень интересуют регулятора как одного из главных получателей такой информации. Это показала сессия «Управление данными финансовых организаций: нынешнее состояние и направления развития», состоявшаяся в рамках Финансового конгресса Банка России
Михаил Балакин, директор департамента данных, проектов и процессов ЦБ РФ, выступавший в роли модератора сессии, объяснил необходимость вывести обсуждение темы на новый виток переходом регулятора от реактивных действий, предпринимаемых по результатам анализа финансовой отчетности банков, к действиям проактивным.
Он сделал краткий экскурс в историю вопроса. «Мы решили исследовать, есть ли взаимосвязь между тем, как выстроена система управления данными у участников финансового рынка, и качеством информации, которую они нам предоставляют», — отметил Михаил Балакин. Эта гипотетическая связь была положена в основу Консультативного доклада, выпущенного весной 2023 года. Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что в ходе обсуждения этого документа сложилось сообщество директоров по данным участников финансового рынка, из которого вышла рабочая группа по развитию систем управления данными. Официально она была создана в конце 2023 года и продолжает активно действовать сегодня.
Михаил Балакин (Банк России). Фото: онлайн-трансляция Финконгресса ЦБ
В 2024 году, по словам Михаила Балакина, у рабочей группы две задачи. Во-первых, сформировать методику оценки уровня зрелости систем управления данными участников финансового рынка, а во-вторых, предложить ее банкам и другим финорганизациям для самооценки, после чего собрать и обобщить результаты.
Понятно, что функция управления данными наиболее полно реализована в крупных банках. Недаром в сессии принимали участие руководители соответствующих департаментов ВТБ, Альфа-Банка, платформы данных Сбера Sberdata, Московской биржи. Интересы небольших региональных кредитно-финансовых организаций представлял Анатолий Козлачков, президент Ассоциации банков России.
Директора по данным, CDO, крупных банков давно понимают, что в их зоне ответственности —ценный стратегический актив. А с чего начинать их коллегам, делающим первые шаги в постановке процессов управления данными в небольших кредитных организациях? Светлана Бова, управляющий директор департамента IT-архитектуры, вице-президент банка ВТБ, дала несколько рекомендаций. Первый шаг на этом длинном пути, который она сравнила с марафоном, — постановка процессов учета и контроля данных, а также обеспечения качества данных. Это отправная точка для финансовой компании любого масштаба.
Светлана Бова (ВТБ). Фото: онлайн-трансляция Финконгресса ЦБ
Кроме того, чтобы эффективно управлять данными, нужны четкая система координат и ответственные лица, обладающие полным набором компетенций в этой области. Ролей и позиций для обеспечения процессов управления данными в организации довольно много. В банке ВТБ их восемь, а регулятор выделяет 12 ролей. В зависимости от размера банка это число может меняться, но в любом случае должны быть выделены специалисты, ответственные за описание данных, за формирование требований к ним, за обеспечение их качества. По словам Светланы Бовы, наличие функционально-ролевой модели управления данными — это базис, с которого люди будут двигать эти процессы вперед.
«Организации, в которых стратегия управления данными тесно связана с бизнес-стратегией, развиваются в правильном направлении. В этом случае можно считать, что все процессы по управлению данными в них реализованы», — констатировала Светлана Бова.
Уровень зрелости процессов управления данными в финансовых организациях разный. Он зависит от их размера, от глубины понимания сути процессов, а также от возможности инвестировать в IT-решения. Спикер выразила уверенность в том, что рабочая группа по развитию систем управления данными выработает модель оценки зрелости этой функции, релевантную для всех участников финансового рынка.
Крупные банки ежедневно обрабатывают десятки и сотни петабайт (1015 байт. — Ред.) данных, миллионы и миллиарды событий, и это требует от них огромных объемов ресурсов. Оптимизировать эти затраты помогают методы ИИ, они же позволяют добиваться высокого качества данных. Сергей Фёдоров, управляющий директор департамента управления данными SberData, в качестве примера привел опыт применения большой языковой модели, LLM, GigaChat в процессе описания данных. «Мы получили очень хороший результат: 90% правильных описаний на основе метаданных и семплов (относительно небольшхи оцифрованных звуковых фрагментов. — Ред.), поступающих на вход в модель LLM», — сказал он и добавил, что в любом аспекте управления данными применение искусственного интеллекта позволяет существенно экономить ресурсы и делать возможным то, что было невозможно раньше.
Сергей Фёдоров (Сбер). Фото: онлайн-трансляция Финконгресса ЦБ
Будучи встроенными в системы поддержки принятия решений, данные становятся для организации весомым конкурентным преимуществом, ключом к познанию самой себя, своих клиентов, продуктов и своего окружения, отметил Андрей Елхов, руководитель департамента управления данными Альфа-Банка.
По его словам, крупные компании, выстроившие систему управления данными, реже ошибаются. Формализованный контроль качества данных снижает риски принятия неверных управленческих решений. У таких компаний взгляд шире. Они видят и больше возможностей, и больше вызовов, на которые могут быстро реагировать. Это позволяет им выигрывать в конкурентной борьбе с маленькими и незабюрократизированными стартапами.
Андрей Елхов (Альфа-Банк). Фото: онлайн-трансляция Финконгресса ЦБ
Насколько необходима функция управления данными банкам с базовой лицензией? По мнению Андрея Елхова, если любая задача в этой области штатно решается прикладным ПО, как это бывает на начальном этапе развития организаций, инвестиции в комплексные системы управления данными не нужны, и к тому же они неподъемны для таких организаций. Похожее мнение высказала и Светлана Бова, заметив, что маленький банк с одной АБС, двумя источниками данных и аналитической отчетной системой, развернутой поверх АБС, может быть, и не нуждается в применении методов искусственного интеллекта для выявления аномалий в качестве данных.
Малые банки не в состоянии строить математические модели и датацентричные системы, согласился Анатолий Козлачков, президент Ассоциации банков России. Но у них есть понимание, что современная экономика требует данных и что без них невозможен переход в другую технологическую реальность. «Мы думаем, что это противоречие может быть разрешено только Центральным банком, который мог бы предлагать со своей стороны какие-то коробочные решения для малых банков», — сказал он. Это можно было бы делать сразу при выдаче лицензий или найти какую-то другую административную привязку.
Анатолий Козлачков (АБР). Фото: онлайн-трансляция Финконгресса ЦБ
По словам Анатолия Козлачкова, у небольших банков есть некоторые особенности. Так, они заинтересованы в унифицированных моделях и решениях, требуют более детальных разъяснений задач и доснастройки каких-то параметров.
Но у них есть ряд социальных и экономических функций, которые крупные банки не выполняют, поэтому им нужно помочь в постановке процессов управления данными.
Отвечая Анатолию Козлачкову, Михаил Балакин отметил, что Банк России не предоставляет коробочные решения участникам рынка, но, к примеру, для некредитных финансовых организаций у него есть процедура сертификации ПО. И вполне возможно, что этот опыт может быть применим к малым банкам. «Я предлагаю на рабочей группе обсудить, как мы могли бы эту тему выстроить», — завершил дискуссию представитель ЦБ.
Рынок ЦФА — один из самых молодых в сфере финансов. Инвесторы рассматривают ЦФА с оглядкой на традиционные инструменты — сопоставляют уровень рисков и доступные способы защиты своих интересов. Эмитенты и операторы платформ стараются привнести апробированные механизмы — даже те, которые использовать необязательно. Иначе доверия инвесторов не добиться
Об особенностях миграции банка из топ-3 на отечественную операционную систему «Б.О» рассказали Сергей Китаев, начальник управления поддержки пользователей, вице-президент ВТБ, и Людмила Игнатова, коммерческий директор компании «Т1 Интеграция»
Гражданам приходится решать большое число финансовых вопросов. В таких решениях можно полагаться на свои знания, советы близких или информацию из интернета. Однако развитие искусственного интеллекта создало удобные и доступные инструменты, которые могут помочь в принятии финансовых решений