Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Особенности регулирования криптовалют в США
В декабре 2021 года капитализация рынка криптовалют достигла 2,3 трлн долларов, что составляет примерно 1% мировых финансовых активов.
В мировом сообществе нет единого подхода к регулированию криптовалют. В США регуляторный подход определяется исходя из признания активов платежным средством, собственностью (или ценными бумагами) либо биржевым товаром и осуществляется на двух уровнях: на федеральном и на уровне штатов.
На федеральном уровне основными регулирующими органами являются:
Регулирование криптовалют агентством направлено на противодействие их использованию для легализации доходов, полученных преступным путем, и основано на Законе о банковской тайне. Закон регулирует деятельность поставщиков финансовых услуг (Money Services Businesses, MSB), к которым относятся обменники криптовалют и централизованный репозиторий виртуальных валют, имеющий право выпускать и покупать криптовалюты.
В соответствии с нормативным актом, выпущенным FinCEN в 2013 году (Regulations to Persons Administering, Exchanging, or Using Virtual Currencies), MSB, которые являются администратором или поставщиком криптообменных услуг, отвечающие условиям: 1) принимает и передает виртуальную валюту, или 2) покупает или продает виртуальную валюту,
признаются лицом, предоставляющим услуги по переводу денежных средств (money transmitter).
Для того чтобы криптообменники могли вести деятельность на территории США, им необходимо получить соответствующие лицензии:
К основным требованиям FinCEN можно отнести:
Единый регуляторный подход FinCEN к криптовалютам был сформирован к 2019 году с публикацией применения отдельных актов FinCEN.
Позже был представлен Акт по криптовалютам (Crypto-currency Act 2020), устанавливающий полномочия отдельных регуляторов в отношении криптовалют.
Параллельно с получением лицензий, предусмотренных FinCEN, криптокомпании обязаны соблюдать законодательство отдельных штатов, в которых они зарегистрированы. Например, в штате Нью-Йорк предусмотрена отдельная лицензия BitLicense на осуществление деятельности с криптовалютой, в Южной Каролине дополнительная лицензия не предусмотрена, в Пенсильвании для оформления лицензии потребуется уставный капитал в размере 1 млн долларов, а на Гавайях ⎯ 1 тыс. долларов.
Регулирование SEC направлено на криптовалюты, которые признаются ценными бумагами на основе теста Howey. Цель теста ⎯ определить наличие в соглашении инвестиционного договора. Криптовалюта (токен) будет считаться ценной бумагой при условии выполнения следующих пунктов:
Если цифровой актив признается ценной бумагой, то эмитент должен его зарегистрировать в SEC или выпускать без регистрации в случае применения ряда ограничений. К таким ограничениям относится, например, продажа токенов аккредитованным инвесторам. К аккредитованным инвесторам относятся инвесторы, соответствующие следующим критериям:
Впервые тест Howey был использован в 2013 году с началом судебного разбирательства против Trendon T. Shavers и Bitcoin Savings and Trust, обвиняемых в использовании схем Понци с биткоином. Участники процесса были обвинены в выпуске криптовалюты, отвечающей критериям собственности или ценной бумаги, без должной регистрации и в целях совершения мошеннических действий.
Новый виток в усилении роли SEC пришелся на 2017-2018 годы с ростом первичного размещения криптовалют или токенов (Initial Coin Offering, ICO). В июле 2017 года SEC был опубликован Отчет по делу «The DAO», крупнейшего краудфандингового проекта (Decentralized Autonomous Organization). В соответствии с Отчетом законодательство США о ценных бумагах применимо к некоторым операциям с криптовалютами, в том числе к ICO и криптообменным операциям.
В соответствии с подходом SEC:
В случае с «The DAO» Комиссия признала, что выпущенные компанией токены являются ценными бумагами, так как сделки с ними соответствуют четырем критериями инвестиционного контракта:
Тест Howey был применим к криптовалютам в результате судебного разбирательства SEC в отношении Telegram, который не зарегистрировал токен Gram в надлежащем порядке в 2019 году. Telegram привлек около 1,7 млрд долларов посредством выпуска 2,9 млрд токенов для целей финансирования своего бизнеса. Планировалось, что пользователи смогут использовать Gram при совершении платежей за товары и услуги в экосистеме Telegram. Но в ходе судебного решения Telegram пришлось вернуть средства за проданные токены, а также выплатить штраф в размере 18,5 млн долларов.
Подобное разбирательство было в отношении Kik Interactive Inc. в 2020 году и привело к штрафу компании в размере 5 млн долларов.
В 2021 году SEC выступала обвинителем по множеству дел с участием криптокомпаний. К одним из самых резонансных можно отнести:
Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) ⎯ независимый орган, регулирующий оборот товарных фьючерсов и внебиржевой рынок. Деятельность CFTC распространяется на криптовалюты, если в соответствии со структурой и особенностями операций с ними они могут быть признаны товаром, в отношении которого могут быть заключены фьючерсные сделки.
Например, биткоин подпадает под деятельность Комиссии, так как в отношении него могут быть заключены сделки с будущей поставкой.
В соответствии с требованиями Комиссии при осуществлении операций с криптовалютами площадки для осуществления фьючерсных и своп-сделок, а также посредники должны быть зарегистрированы в CFTC.
В 2021 году Комиссия стала участницей дела, выдвинув обвинение в отношении компании Tether о предоставлении неверной информации об обеспечении стейблкойна USDT, а также о прохождении аудиторских проверок в 2016–2019 годах. По результатами дела Tether выплатила штраф в размере 41 млн долларов.
В деятельности органа особая роль отводится противодействию манипулированию рынком.
Целью деятельности Управления контролера денежного обращения (ОСС) является поддержание банковского сектора и его интеграция в криптооборт. За последнее время Управлением были изданы разъяснительные письма и руководства для банков в части предоставления депозитарных услуг для хранения криптовалют, в том числе стейблкоинов и особенностей совершения операций с ними. В январе 2022 года было опубликовано Разъяснительное письмо 1174, в котором говорится, что банки могут использовать сеть блокчейнов ⎯ независимые сети валидаторов узлов (independent node verification networks, INVNs) и стейблкоины в качестве платежного средства, что стало существенным прорывом для криптоиндустрии.
Также в контроле за оборотом криптовалют и правомерности совершения операций с ними участвуют ФРС и ФБР.
Одна из новаций 2021 года коснулась ФРС с введением обязательства для криптоброкеров и операторов уведомлять уполномоченный орган о сделках на сумму, превышающую 10 тыс. долларов.
Регуляторная среда в отношении криптовалют в США еще формируется. На этот процесс влияют появление новых инструментов и регуляторный подход мирового сообщества, в том числе FATF.
В марте 2024 года законодатель разрешил использовать цифровые финансовые активы (ЦФА) в качестве средства платежа по внешнеторговым контрактам. Это уникальный случай: ЦФА теперь выполняют одну из функций денежных средств — погашают денежные обязательства. Для российского бизнеса это открыло новые горизонты в условиях ограничений на трансграничные денежные расчеты