Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Развитие кэш-менеджмента в Нордеа Банке
04.05.2012 Аналитика

Развитие кэш-менеджмента в Нордеа Банке

Кэш-менеджмент — это комплекс продуктов и услуг, которые предоставляются крупным компаниям для повышения эффективности управления финансами, в том числе — для повышения контролируемости финансов со стороны головной компании и в целом финансов холдинга


В России эти услуги пока еще распространены не очень широко, они появились на рынке в начале нулевых. В мировой практике они возникли в конце 80-х — начале 90-х годов.

Группа Nordea прилагала большие усилия по развитию этого направления, и к началу 2000?х стала одним из лидеров по услугам кэш-менеджмента в Европе. После того как Оргрэсбанк в середине 2007 года вошел в группу Nordea, перед нами была поставлена задача внедрить услуги кэш-менеджмента, так как одной из ключевых целей приобретения банка в России было обслуживание здесь крупных международных клиентов группы на том же уровне сервиса, что и в других странах присутствия Nordea. Сейчас мы занимаем конкурентную позицию по предложению этих услуг.

Особенности реализации идеи в России

При старте проекта мы были далеки от глубокого понимания, о чем идет речь. Это были совершенно новые услуги для рынка, и найти специалистов на тот момент было достаточно сложно. Поэтому Nordea делегировала к нам своего специалиста, чтобы он помог запустить процесс.

Нужно было учесть, с одной стороны, нюансы российского рынка, а с другой — сложившийся в Nordea передовой опыт. Российское законодательство отличается от европейского, — например, там нет валютного контроля, совершенно другие требования по открытию счета, по его ведению. Поэтому технология, которая использовалась в Группе, в полном объеме здесь была неприменима.

Сегодня в нашей линейке продуктов по кэш-менеджменту есть услуги расчетные, которые мы практически полностью предоставляем в том же формате, что и в других странах присутствия Nordea. Например, отправка сообщений – информация о счете, операциях ничем не отличается от того, что предлагают наши коллеги в других странах. Но в вопросах, которые связаны с управлением ликвидностью, наши продукты несколько отличаются от продуктов подразделений группы Nordea в других странах. Это обусловлено тем фактом, что у нас разные требования по налогообложению, разные требования по возможностям операций между юридическими лицами.

Например, в Европе отрицательное сальдо не запрещено, и в рамках кэш-менеджмента предоставляется такая услуга как Balance netting, когда возможно учитывать положительные и отрицательные остатки на разных счетах группы в разных странах. У нас «красное» сальдо по счетам недопустимо, соответственно, такая услуга в принципе не может быть применена.

Нам приходилось адаптировать принципы Группы по предоставлению услуг. Взять, например, валютный контроль. Если у нас идут какие-то операции по международному кэш-менеджменту, включается ручная проверка со стороны СВК. Это вносит определенные требования к автоматизации и к исполнению услуг кэш-менеджмента.

Количество клиентов, использующих услуги кэш-менеджмента, за последние два года увеличилось в три раза. Сегодня этими услугами в Нордеа Банке пользуются более сотни российских и международных клиентов

По сути, клиент в России в итоге получает те же самые бенефиты — повышение управляемости, снижение стоимости обслуживания финансовых потоков, но другими путями. Там, где на Западе достаточно будет двустороннего соглашения, у нас зачастую требуется заключать трехстороннее соглашение между банком, головной компанией и дочерней компанией холдинга. Клиенты, знакомые с российской спецификой, относятся к таким-то нюансам с пониманием.

Специфика продукта

Кэш-менеджмент — это решения, которые, в основном, создаются под каждый холдинг отдельно, собираются как конструктор. Потому что все холдинги разные: у кого-то одна головная компания, а остальные – филиалы, у кого-то управляющая компания, финансово контролирующая группу обособленных компаний.

Если несколько участников холдинга обслуживаются в разных банках, теряется синергетический эффект от возможностей использования всех финансовых потоков. Кэш-менеджмент эффективен для клиента, если тот держит существенную часть бизнеса в одном или двух банках. Например, когда в одном банке лежат остатки, в другом — кредит, то, используя услуги кэш-менеджмента можно учесть эти объемы и там, и там, и в итоге меньше платить за используемые ресурсы.

Из опыта общения с клиентами можно отметить, что последние три года с точки зрения управления финансами наметилась тенденция к централизации финансовых потоков. Если десять лет назад компании работали сразу с десятью — пятнадцатью банками, то сейчас это имеет смысл только в отношении кредитования.

Политика банка

Группа Nordea еще в 2007 году рекомендовала нам первый пул продуктов для внедрения. Это были наиболее востребованные услуги, необходимые международным компаниям. Первый группа продуктов у нас появилась в начале 2009 года, то есть всего через полтора года с момента старта проекта.

В том же 2009 году, а потом в 2010 году мы добавили более сложные продукты управления ликвидностью, такие как Sweeping, Zero balancing, Interest enhancement. По мере нашей коммуникации с клиентами, по мере участия в тендерах, мы все лучше понимали потребности российских клиентов, и уже на основании этих данных запустили второй проект, который стал следующим этапом внедрения. Конечно же, мы стараемся следовать рыночным трендам: смотрим, что происходит в целом на рынке, что предлагают другие участники этого рынка.

Сейчас у нас широко представлена продуктовая линейка кэш-менеджмента. Мы внедрили шестнадцать продуктов и услуг, которые условно делятся на две части. Во-первых, продукты, которые позволяют повысить контроль за потоками дочерних компаний либо филиалов, во-вторых, продукты, которые позволяют более эффективно управлять ликвидностью. Часть услуг и продуктов полностью автоматизирована. По ряду направлений мы предлагаем клиентам полуавтоматизированные решения, более гибкие с точки зрения удовлетворения их потребностей, где мы можем отходить от стандартных условий и предлагать какие-то дополнительные опции.

С нашей точки зрения один из ключевых принципов при внедрении услуг кэш-менеджмента заключается в том, что сервис не должен нести никаких рисков для клиента. Поэтому мы уделяет огромное внимание тестированию продуктов и никогда не выпускаем их «сырыми».

При внедрении нового продукта мы действуем, как правило, следующим образом. Договариваемся с кем-то из лояльных клиентов протестировать этот продукт. Мы предоставляем режим наибольшего благоприятствования с точки зрения комиссий и расходов, но при этом клиент с пониманием относится к тому, что первое время могут возникать какие-то сложности, которые мы, разумеется, оперативно решаем.

Спрос

Количество клиентов, использующих услуги кэш-менеджмента, за последние два года увеличилось в три раза. Сегодня этими услугами в Нордеа Банке пользуются более сотни российских и международных клиентов. Порядка 70% приходится на международные компании и порядка 30% — на российские. Но соотношение меняется.

Растет спрос на кэш-менеджмент среди российских холдингов. Чем больше продуктов и решений мы внедряем, тем они становятся востребованнее. Для российских компаний кэш-менеджмент на момент внедрения был незнакомой услугой. Сейчас интерес к этому все больше и больше проявляют крупные холдинги, особенно те, кто работает в международном масштабе.

Для международных клиентов очень востребованы услуги, связанные с контролем. Это МТ940, 941, 942 и МТ101, которые фактически дают информацию головной компании об операциях по текущему состоянию счетов и позволяют из своей привычной системы управлять счетами дочерних компаний по всему миру, оперативно принимая решения.

С нашей точки зрения один из ключевых принципов при внедрении услуг кэш-менеджмента заключается в том, что сервис не должен нести никаких рисков для клиента

Как правило, международные клиенты первоначально интересуются этими услугами, чтобы обеспечить прозрачность финансовых потоков в основной группе. В дальнейшем востребованными могут оказаться другие услуги: контроль платежей, банк-клиент-холдинг (когда из одного программного обеспечения можно отслеживать финансы разных компаний группы), услуги управления ликвидностью.

Целевую аудиторию кэш-менеджмента составляют, прежде всего, крупные холдинги и международные компании, сосредоточенные в основном, в Москве и Санкт-Петербурге. В этих городах мы предлагаем полный спектр услуг. Для региональных филиалов есть базовые сервисы, полностью автоматизированные. Сложные решения для клиентов в регионах тоже возможны, но типовым решением пока не являются.

Дальнейшее развитие и отдача

В прошлом году мы объединили все наши разработки в одну программу, в рамках которой будут внедряться пять новых продуктов, а три уже работающих продукта будут автоматизированы. В частности, услуга Topping, смысл которой заключается в автоматическом перечислении средств с одного счета на другой в целях пополнения его до определенного уровня.

При внедрении той или иной услуги кэш-менеджмента мы, безусловно, учитываем все наши расходы и на IT, и на бизнес-ресурсы, и соотносим с получаемой выгодой. У нас строгие требования к окупаемости и к встраиваемости. С этой точки зрения реализуемая программа вдвойне привлекательна для банка с точки зрения повышение операционной эффективности: доходы от клиентов, приток новых клиентов за счет расширения линейки предлагаемых продуктов. Автоматизация процессов ускоряет и удешевляет банку процесс обслуживания клиентов, снижает операционные риски.

Комиссия за наши услуги кэш-менеджмента не очень значительная, это недорогая услуга для клиентов. Нордеа Банк в данном случае получает бенефиты, становясь домашним банком для клиента. Чем больше бизнеса клиент «держит» в нашем банке, тем больше возможностей он получает, пользуясь услугами кэш-менеджмента, и тем больше возможностей мы получаем как обслуживающий банк.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ