Банковское обозрение

Финансовая сфера

19.09.2019 Аналитика
Рейс задерживается

Объем нового лизингового бизнеса за первое полугодие 2019 года вырос всего на 13% из-за сжатия железнодорожного и авиасегментов. Положительную динамику лизинговый рынок показал за счет сделок с недвижимостью, водным и автотранспортом, однако без активизации сделок с самолетами и ж/д-техникой рынку будет сложно вырасти по итогам года более чем на 15%


Зоя Советкина
Ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА»

Объем нового бизнеса за первую половину текущего года вырос на 13% и достиг 730 млрд рублей, показав наименьший за последние три года рост (график 1). Снижение темпов роста по сравнению со значением аналогичного периода прошлого года связано прежде всего с сокращением объема нового бизнеса с железнодорожной и авиатехникой. Всего участие в исследовании «Эксперт РА» приняли 106 компаний, на которые, по нашей оценке, приходится около 95% всего объема нового бизнеса в России. Сокращение объемов бизнеса продемонстрировали 24 компании, однако основное сдерживающее влияние на общую динамику рынка оказало уменьшение объема нового бизнеса компании ГТЛК, на которую приходится около 12% рынка против 22% годом ранее.

 

График 1. Сокращение объема нового бизнеса ГТЛК негативно сказалось на динамике рынка в первое полугодие 2019 года

График 1. Сокращение объема нового бизнеса ГТЛК негативно сказалось на динамике рынка в первое полугодие 2019 года

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний

Лидерами рынка по-прежнему остаются госкомпании: на первое место поднялся «Сбербанк Лизинг», на долю которого приходится 19% рынка. Рост бизнеса компании обеспечили сделки с недвижимостью, на которые пришлось около половины нового бизнеса лидера рынка в первом полугодии 2019 года. На втором месте в рэнкинге компания ГТЛК, по-прежнему лидирующая в сегменте оперлизинга за счет сделок с авиатехникой, «ВТБ Лизинг» занимает третью позицию по объему нового бизнеса. В совокупности доля топ-3 лизинговых компаний на рынке лизинга по итогам первого полугодия 2019 года составила 39% против 51% годом ранее.

Сумма новых лизинговых договоров по итогам первой половины текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 12% и составила 1,2 трлн рублей. Увеличение суммы новых лизинговых сделок и отсутствие крупных расторгнутых договоров позитивно сказались на лизинговом портфеле, который за последние 12 месяцев вырос на 15% и составил 4,5 млрд рублей по итогам первого полугодия 2019 года. При этом наибольшее влияние на динамику совокупного портфеля оказали «Сбербанк Лизинг», ГТЛК и «ВТБ Лизинг», без учета которых рост лизингового портфеля не превысил бы 3%.

Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по итогам первого полугодия 2019 года

Место по новому бизнесу Наименование компании

 
Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 15.08.2019

 
Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за I полугодие 2019-го, млн рублей

 
Темпы прироста нового бизнеса I полугодие 2019-го / I полугодие 2018-го, %

 
Объем лизингового портфеля на 01.07.2019, млн рублей

 

01.07.2019

01.01.2019

1

2

«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)

 

138 718

10

767 681

2

1

Государственная транспортная лизинговая компания

 

89 284

–37

1 007 154

3

3

«ВТБ Лизинг»

ruA+

59 540

–5

566 137

4

6

«ВЭБ-лизинг»

 

43 358

86

389 439

5

4

«ЛК «Европлан»

 

39 735

26

94 259

6

7

«Газпромбанк Лизинг» (ГК)

 

33 645

83

227 669

7

5

«Альфа-Лизинг» (ГК)

 

27 211

–14

157 486

8

8

«Балтийский лизинг» (ГК)

ruA

24 711

27

57 562

9

10

«РЕСО-Лизинг»

ruA+

22 592

47

57 885

10

9

«Сименс Финанс»

 

19 960

15

61 422

11

11

«ЮниКредит Лизинг»

ruAAA

12 942

34

43 894

12

«Открытый Лизинг»

 

11 729

н.д.

19 376

13

17

«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК)

 

11 668

49

35 531

14

121

«РЕЙЛ1520» (ГК)

 

11 532

288

10 034

15

13

«Каркаде»

ruA-

10 232

39

24 788

16

12

«Мэйджор Лизинг»

 

9152

25

27 854

17

40

«Транслизинг-сервис»

 

8945

1241

5006

18

-

«Фольксваген Груп Финанц»

 

8820

120

18 521

19

16

«Элемент Лизинг»

 

7011

9

15 950

20

19

«СТОУН-XXI» (ГК)

 

6592

1

18 675

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний

Новые драйверы

Доля сегмента недвижимости в объеме нового бизнеса за первое полугодие 2019 года показала наибольший прирост и составила 11% рынка, что на 9 п.п. выше результата за аналогичный период прошлого года. Увеличению объема данного сегмента (+65 млрд рублей) способствовали сделки компании «Сбербанк Лизинг», на которую пришлось 89% объема нового бизнеса с недвижимостью. Помимо сделок с недвижимостью положительную динамику показал сегмент морских и речных судов, увеличивший долю с 4 до 10% за первое полугодие 2019 года, или на 40 млрд рублей в абсолютном выражении. Наибольший объем нового бизнеса с водным транспортом пришелся на государственных игроков — ГТЛК и «ВЭБ Лизинг», доля которых составляет в данном сегменте 81%.

 

График 2. Наибольшее увеличение доли в объеме нового бизнеса в первом полугодии 2019 года показали сегменты лизинга недвижимости и водных судов

График 2. Наибольшее увеличение доли в объеме нового бизнеса в первом полугодии 2019 года показали сегменты лизинга недвижимости и водных судов

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний

В первой половине 2019 года произошло сокращение объема лизинговых сделок с железнодорожной техникой, однако несмотря на это, железнодорожный сегмент по-прежнему занимает значительную долю рынка (20% по итогам первой половины 2019 года). Вторым крупным сегментом, показавшим отрицательную динамику вследствие сокращения количества крупных сделок у госигроков, стал авиализинг. Поскольку основная часть оперативного лизинга приходится на авиасегмент, снижение объемов сделок с авиатехникой привело к сжатию доли оперлизинга в объеме нового бизнеса до 8,4%, что является минимальным уровнем за последние годы.

Газ в пол

Общие продажи легковых автомобилей в первом полугодии 2019 года показали отрицательную динамику, сократившись на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако на фоне сокращения автопродаж проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей, к которым мы относим легковые (PC), а также легковые коммерческие и грузовые коммерческие автомобили массой не более 3,5 тонн (LCV), выросло с 9 до 10% в первом полугодии 2019 года. Увеличение доли лизинга обусловлено не только падением объема продаж легковых автомобилей, но и ростом объема нового бизнеса в автосегменте в первой половине этого года на 24% — до 112 млрд рублей. Поддержку автолизингу оказывает активная работа лизинговых компаний в таких быстрорастущих сегментах, как такси и каршеринг, что также позитивно отразилось на сегменте МСБ, доля которого выросла впервые за последние три года и составила около 49%. Несмотря на рост лизинга в автопродажах, основным источником финансирования покупки легкового автомобиля, по нашим оценкам, по-прежнему являются автокредиты, на которые приходится более половины всех проданных легковых автомобилей (52%).

Таблица 2. За первое полугодие 2019 года около 10% легковых автомобилей реализовано через лизинг


 

2015

2016

2017

2018

I пг 2019

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (по данным AEB), тыс. шт.

1601

1426

1596

1801

829

Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт.

87

114

140

160

81

Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, %

5,4

8,0

8,8

8,9

9,8

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний

По итогам первой половины текущего года на топ-10 лизинговых компаний по объему нового бизнеса с автомобилями приходится более 70% сделок в автосегменте. Тем не менее автолизинг по-прежнему имеет наименьшую концентрацию на отдельных игроках, чем в других крупных сегментах. Так, 77% лизинговых компаний на рынке в первом полугодии заключали сделки с автотранспортом, в то время как с железнодорожной техникой работают 22% участников исследования, а с авиатехникой — 4% лизинговых компаний. При этом вполне логично, что значительная доля нового бизнеса с автомобилями обеспечивается специализированными компаниями: у семи из десяти лидеров автолизинга доля сделок с автомобилями превышает 60% объема нового бизнеса (график 3).

 

График 3. Лидеры в автолизинге по итогам первого полугодия 2019 года

График 3. Лидеры в автолизинге по итогам первого полугодия 2019 года

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний

Тенденцией для автолизинговых компаний в 2016–2018 годах стало увеличение доли доходов от дополнительных услуг с 8 до 10% в общей структуре их доходов. Подобная динамика объясняется преимущественно ростом доходов от дополнительных услуг в автосегменте (например, от страхования водителей и пассажиров, страхования аванса или непогашенной задолженности, шиномонтажа, сезонного хранения шин). Несмотря на позитивные изменения, для подавляющей части российских лизинговых компаний характерна высокая концентрация на доходах от финансового лизинга, в то время как на развитых рынках доля доходов от дополнительных сервисов у крупных автолизинговых компаний может составлять около 20% общих доходов. «В 2018 году 82% договоров, заключенных нашей компанией, включали хотя бы одну допуслугу. В первом полугодии 2019 года число таких договоров возросло до 97%. Мы видим, что сервисное обслуживание способствует развитию рынка лизинга, является одним из важных драйверов его будущего роста», — отмечает Александр Михайлов, генеральный директор компании «Европлан».

Шел четвертый год роста

Согласно макроэкономическому прогнозу «Эксперт РА», в текущем году темп прироста ВВП составит всего 1,4% против 1,9% в 2018-м. Устойчивый тренд на снижение ключевой ставки в сочетании с госпрограммами по поддержке лизинга будет стимулировать повышение объема лизинговых операций. В результате, согласно прогнозу «Эксперт РА», темпы прироста объема нового бизнеса по итогам 2019 года составят не менее 15%, при этом более высокие темпы прироста возможны только за счет крупных разовых сделок госкомпаний.

С учетом утвержденного объема господдержки автолизинга на второе полугодие 2019 года в размере 4 млрд рублей темпы прироста в автосегменте превысят 20% к концу текущего года. По нашим оценкам, меньший по сравнению с 2018-м рост погрузки на железнодорожном транспорте в текущем году и сокращение дефицита подвижного состава не позволят железнодорожному сегменту прибавить более 15%. На конец года рост авиализинга, который в основном сконцентрирован на трех крупнейших компаниях, составит до 10% и будет во многом зависеть от аренды отечественных самолетов. Динамика объема нового бизнеса в остальных сегментах за исключением лизинга судов и недвижимости при отсутствии крупных разовых сделок, прогнозирование которых не представляется возможным, будет находиться в пределах 15 % по итогам текущего года.

 

График 4. В 2019 году темп прироста лизингового рынка составит не менее 15%

График 4. В 2019 году темп прироста лизингового рынка составит не менее 15%

Источник: оценка и прогноз «Эксперт РА»




Читайте также