Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Объем нового лизингового бизнеса за первое полугодие 2019 года вырос всего на 13% из-за сжатия железнодорожного и авиасегментов. Положительную динамику лизинговый рынок показал за счет сделок с недвижимостью, водным и автотранспортом, однако без активизации сделок с самолетами и ж/д-техникой рынку будет сложно вырасти по итогам года более чем на 15%
Объем нового бизнеса за первую половину текущего года вырос на 13% и достиг 730 млрд рублей, показав наименьший за последние три года рост (график 1). Снижение темпов роста по сравнению со значением аналогичного периода прошлого года связано прежде всего с сокращением объема нового бизнеса с железнодорожной и авиатехникой. Всего участие в исследовании «Эксперт РА» приняли 106 компаний, на которые, по нашей оценке, приходится около 95% всего объема нового бизнеса в России. Сокращение объемов бизнеса продемонстрировали 24 компании, однако основное сдерживающее влияние на общую динамику рынка оказало уменьшение объема нового бизнеса компании ГТЛК, на которую приходится около 12% рынка против 22% годом ранее.
График 1. Сокращение объема нового бизнеса ГТЛК негативно сказалось на динамике рынка в первое полугодие 2019 года
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний
Лидерами рынка по-прежнему остаются госкомпании: на первое место поднялся «Сбербанк Лизинг», на долю которого приходится 19% рынка. Рост бизнеса компании обеспечили сделки с недвижимостью, на которые пришлось около половины нового бизнеса лидера рынка в первом полугодии 2019 года. На втором месте в рэнкинге компания ГТЛК, по-прежнему лидирующая в сегменте оперлизинга за счет сделок с авиатехникой, «ВТБ Лизинг» занимает третью позицию по объему нового бизнеса. В совокупности доля топ-3 лизинговых компаний на рынке лизинга по итогам первого полугодия 2019 года составила 39% против 51% годом ранее.
Сумма новых лизинговых договоров по итогам первой половины текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 12% и составила 1,2 трлн рублей. Увеличение суммы новых лизинговых сделок и отсутствие крупных расторгнутых договоров позитивно сказались на лизинговом портфеле, который за последние 12 месяцев вырос на 15% и составил 4,5 млрд рублей по итогам первого полугодия 2019 года. При этом наибольшее влияние на динамику совокупного портфеля оказали «Сбербанк Лизинг», ГТЛК и «ВТБ Лизинг», без учета которых рост лизингового портфеля не превысил бы 3%.
Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по итогам первого полугодия 2019 года
Место по новому бизнесу |
Наименование компании |
Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 15.08.2019 |
Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за I полугодие 2019-го, млн рублей |
Темпы прироста нового бизнеса I полугодие 2019-го / I полугодие 2018-го, % |
Объем лизингового портфеля на 01.07.2019, млн рублей |
|
---|---|---|---|---|---|---|
01.07.2019 |
01.01.2019 |
|||||
1 |
2 |
«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) |
138 718 |
10 |
767 681 |
|
2 |
1 |
Государственная транспортная лизинговая компания |
|
89 284 |
–37 |
1 007 154 |
3 |
3 |
«ВТБ Лизинг» |
ruA+ |
59 540 |
–5 |
566 137 |
4 |
6 |
«ВЭБ-лизинг» |
|
43 358 |
86 |
389 439 |
5 |
4 |
«ЛК «Европлан» |
|
39 735 |
26 |
94 259 |
6 |
7 |
«Газпромбанк Лизинг» (ГК) |
|
33 645 |
83 |
227 669 |
7 |
5 |
«Альфа-Лизинг» (ГК) |
|
27 211 |
–14 |
157 486 |
8 |
8 |
«Балтийский лизинг» (ГК) |
ruA |
24 711 |
27 |
57 562 |
9 |
10 |
«РЕСО-Лизинг» |
ruA+ |
22 592 |
47 |
57 885 |
10 |
9 |
«Сименс Финанс» |
|
19 960 |
15 |
61 422 |
11 |
11 |
«ЮниКредит Лизинг» |
ruAAA |
12 942 |
34 |
43 894 |
12 |
– |
«Открытый Лизинг» |
|
11 729 |
н.д. |
19 376 |
13 |
17 |
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) |
|
11 668 |
49 |
35 531 |
14 |
121 |
«РЕЙЛ1520» (ГК) |
|
11 532 |
288 |
10 034 |
15 |
13 |
«Каркаде» |
ruA- |
10 232 |
39 |
24 788 |
16 |
12 |
«Мэйджор Лизинг» |
|
9152 |
25 |
27 854 |
17 |
40 |
«Транслизинг-сервис» |
|
8945 |
1241 |
5006 |
18 |
- |
«Фольксваген Груп Финанц» |
|
8820 |
120 |
18 521 |
19 |
16 |
«Элемент Лизинг» |
|
7011 |
9 |
15 950 |
20 |
19 |
«СТОУН-XXI» (ГК) |
|
6592 |
1 |
18 675 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний
Доля сегмента недвижимости в объеме нового бизнеса за первое полугодие 2019 года показала наибольший прирост и составила 11% рынка, что на 9 п.п. выше результата за аналогичный период прошлого года. Увеличению объема данного сегмента (+65 млрд рублей) способствовали сделки компании «Сбербанк Лизинг», на которую пришлось 89% объема нового бизнеса с недвижимостью. Помимо сделок с недвижимостью положительную динамику показал сегмент морских и речных судов, увеличивший долю с 4 до 10% за первое полугодие 2019 года, или на 40 млрд рублей в абсолютном выражении. Наибольший объем нового бизнеса с водным транспортом пришелся на государственных игроков — ГТЛК и «ВЭБ Лизинг», доля которых составляет в данном сегменте 81%.
График 2. Наибольшее увеличение доли в объеме нового бизнеса в первом полугодии 2019 года показали сегменты лизинга недвижимости и водных судов
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний
В первой половине 2019 года произошло сокращение объема лизинговых сделок с железнодорожной техникой, однако несмотря на это, железнодорожный сегмент по-прежнему занимает значительную долю рынка (20% по итогам первой половины 2019 года). Вторым крупным сегментом, показавшим отрицательную динамику вследствие сокращения количества крупных сделок у госигроков, стал авиализинг. Поскольку основная часть оперативного лизинга приходится на авиасегмент, снижение объемов сделок с авиатехникой привело к сжатию доли оперлизинга в объеме нового бизнеса до 8,4%, что является минимальным уровнем за последние годы.
Общие продажи легковых автомобилей в первом полугодии 2019 года показали отрицательную динамику, сократившись на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако на фоне сокращения автопродаж проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей, к которым мы относим легковые (PC), а также легковые коммерческие и грузовые коммерческие автомобили массой не более 3,5 тонн (LCV), выросло с 9 до 10% в первом полугодии 2019 года. Увеличение доли лизинга обусловлено не только падением объема продаж легковых автомобилей, но и ростом объема нового бизнеса в автосегменте в первой половине этого года на 24% — до 112 млрд рублей. Поддержку автолизингу оказывает активная работа лизинговых компаний в таких быстрорастущих сегментах, как такси и каршеринг, что также позитивно отразилось на сегменте МСБ, доля которого выросла впервые за последние три года и составила около 49%. Несмотря на рост лизинга в автопродажах, основным источником финансирования покупки легкового автомобиля, по нашим оценкам, по-прежнему являются автокредиты, на которые приходится более половины всех проданных легковых автомобилей (52%).
Таблица 2. За первое полугодие 2019 года около 10% легковых автомобилей реализовано через лизинг
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
I пг 2019 |
---|---|---|---|---|---|
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (по данным AEB), тыс. шт. |
1601 |
1426 |
1596 |
1801 |
829 |
Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. |
87 |
114 |
140 |
160 |
81 |
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, % |
5,4 |
8,0 |
8,8 |
8,9 |
9,8 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний
По итогам первой половины текущего года на топ-10 лизинговых компаний по объему нового бизнеса с автомобилями приходится более 70% сделок в автосегменте. Тем не менее автолизинг по-прежнему имеет наименьшую концентрацию на отдельных игроках, чем в других крупных сегментах. Так, 77% лизинговых компаний на рынке в первом полугодии заключали сделки с автотранспортом, в то время как с железнодорожной техникой работают 22% участников исследования, а с авиатехникой — 4% лизинговых компаний. При этом вполне логично, что значительная доля нового бизнеса с автомобилями обеспечивается специализированными компаниями: у семи из десяти лидеров автолизинга доля сделок с автомобилями превышает 60% объема нового бизнеса (график 3).
График 3. Лидеры в автолизинге по итогам первого полугодия 2019 года
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний
Тенденцией для автолизинговых компаний в 2016–2018 годах стало увеличение доли доходов от дополнительных услуг с 8 до 10% в общей структуре их доходов. Подобная динамика объясняется преимущественно ростом доходов от дополнительных услуг в автосегменте (например, от страхования водителей и пассажиров, страхования аванса или непогашенной задолженности, шиномонтажа, сезонного хранения шин). Несмотря на позитивные изменения, для подавляющей части российских лизинговых компаний характерна высокая концентрация на доходах от финансового лизинга, в то время как на развитых рынках доля доходов от дополнительных сервисов у крупных автолизинговых компаний может составлять около 20% общих доходов. «В 2018 году 82% договоров, заключенных нашей компанией, включали хотя бы одну допуслугу. В первом полугодии 2019 года число таких договоров возросло до 97%. Мы видим, что сервисное обслуживание способствует развитию рынка лизинга, является одним из важных драйверов его будущего роста», — отмечает Александр Михайлов, генеральный директор компании «Европлан».
Согласно макроэкономическому прогнозу «Эксперт РА», в текущем году темп прироста ВВП составит всего 1,4% против 1,9% в 2018-м. Устойчивый тренд на снижение ключевой ставки в сочетании с госпрограммами по поддержке лизинга будет стимулировать повышение объема лизинговых операций. В результате, согласно прогнозу «Эксперт РА», темпы прироста объема нового бизнеса по итогам 2019 года составят не менее 15%, при этом более высокие темпы прироста возможны только за счет крупных разовых сделок госкомпаний.
С учетом утвержденного объема господдержки автолизинга на второе полугодие 2019 года в размере 4 млрд рублей темпы прироста в автосегменте превысят 20% к концу текущего года. По нашим оценкам, меньший по сравнению с 2018-м рост погрузки на железнодорожном транспорте в текущем году и сокращение дефицита подвижного состава не позволят железнодорожному сегменту прибавить более 15%. На конец года рост авиализинга, который в основном сконцентрирован на трех крупнейших компаниях, составит до 10% и будет во многом зависеть от аренды отечественных самолетов. Динамика объема нового бизнеса в остальных сегментах за исключением лизинга судов и недвижимости при отсутствии крупных разовых сделок, прогнозирование которых не представляется возможным, будет находиться в пределах 15 % по итогам текущего года.
График 4. В 2019 году темп прироста лизингового рынка составит не менее 15%
Источник: оценка и прогноз «Эксперт РА»
В 2016 году лизинговый рынок восстановился на 36% и составил 742 млрд рублей. После возвращения утраченных за время кризиса позиций ключевым вызовом для рынка станет переход к регулированию. Однако на лизинговую отрасль реформа начнет влиять с 2018 года, а в текущем году рынок превысит 800 млрд рублей и поставит тем самым новый рекорд
В 2017 году объем нового бизнеса лизинга превысил 1 трлн рублей, однако уровень проникновения в ВВП России все еще ниже общеевропейского. Драйвером рынка выступили сделки с транспортом, на фондировании которых позитивно сказалось снижение ключевой ставки
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником