Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В 2017 году объем нового бизнеса лизинга превысил 1 трлн рублей, однако уровень проникновения в ВВП России все еще ниже общеевропейского. Драйвером рынка выступили сделки с транспортом, на фондировании которых позитивно сказалось снижение ключевой ставки
С 2015 года объем лизингового бизнеса вырос в два раза, а по итогам прошлого года превысил исторический максимум, достигнув 1,1 трлн рублей. В прошлом году объем нового бизнеса вырос на 353 млрд рублей, или на 48%, по сравнению с 2016-м. По данным RAEX («Эксперт РА»), полученным в результате анкетирования лизинговых компаний, из 120 участников исследования отрицательная динамика объемов бизнеса отмечалась только у 30 компаний, на которые пришлось не более 4% рынка. При этом из топ-20 компаний отрицательную динамику объема нового бизнеса продемонстрировал лишь один лизингодатель. Динамика прочих показателей состояния рынка также была положительной: сумма новых договоров выросла до 1,6 трлн рублей (+41%), а объем профинансированных средств увеличился на 28%. Лизинговый портфель рос невысокими темпами и на конец 2017 года составил 3,4 трлн рублей (+8% по сравнению с 01.01.2017). Более скромные темпы прироста объема портфеля были обусловлены выбытием из него проблемных лизинговых договоров в первой половине прошлого года.
Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования лизинговых компаний
Позитивная динамика лизингового рынка была обусловлена снижением ключевой ставки, которое привело к удешевлению фондирования для лизинговых компаний и как следствие сделок для клиентов. В результате на рынке был отмечен интенсивный рост числа сделок вследствие активного масштабирования бизнеса лизинговых компаний. Кроме того, позитивное влияние на объемы нового бизнеса оказали программы господдержки лизинга в транспортных сегментах, в том числе субсидирование лизинга грузового автотранспорта и инновационных вагонов. Поддержку рынку оказал и рост объемов оперативного лизинга, доля которого по итогам 2017 года достигла на рынке 21%. Стоит отметить, что более 50% оперативного лизинга формируют две крупнейшие компании — ГТЛК и «Сбербанк Лизинг», без учета которых доля оперлизинга на рынке составила бы всего 10%. «Практически во всех сегментах рынка, кроме авиа-, железнодорожного и частично автомобильного, оперативный лизинг особо не распространен. Значительный потенциал развития оперлизинга есть в тех областях, где присутствуют краткосрочные контракты на производство каких-то видов работ, при этом техника, необходимая для выполнения данных работ, является дорогостоящей и имеет длительный период амортизации. Например, сегмент дорожно-строительной и строительной техники», — говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами «ГТЛК».
Источник: Eurostat, Leaseurope, RAEX («Эксперт РА»)
Однако, несмотря на активный рост объемов российского лизингового рынка, уровень проникновения лизинга в ВВП в России значительно ниже общеевропейского. Так, по итогам 2017 года отношение объема нового бизнеса к ВВП в России составило 1,2%, а в Европе данный показатель достиг уровня 2%.
Источник: RAEX («Эксперт РА»), НБКИ, АЕБ
Лидером лизингового рынка второй год остается ГТЛК, при этом доля компании на рынке в течение 2017 года показала снижение с 17 до 13% на фоне наращивания лизинговых сделок другими игроками из топ-20. Второе место по-прежнему удерживает компания «Сбербанк Лизинг», которая в прошлом году активно заключала сделки в сегменте лизинга грузовых автомобилей. Наибольший темп прироста среди топ-10 компаний показала компания «ВЭБ-Лизинг» (+225% по сравнению с 2016 годом), что позволило ей подняться на третье место по объему нового бизнеса.
Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по итогам 2017 года
Место по новому бизнесу (стоимости имущества) |
Наименование компании |
Рейтинг кредитоспособности RAEX («Эксперт РА») на 20.04.2018 |
Объем нового бизнеса за 2017 год, млн рублей |
Темпы прироста нового бизнеса 2017/2016, % |
Темпы прироста нового бизнеса 2017/2016, % |
|
---|---|---|---|---|---|---|
01.01.2018 |
01.01.2017 |
|||||
1 |
1 |
Государственная транспортная лизинговая компания |
|
142 021 |
16 |
242 527 |
2 |
2 |
«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) |
|
125 709 |
52 |
171 476 |
3 |
5 |
«ВЭБ-лизинг» |
|
108 925 |
225 |
140 147 |
4 |
3 |
«ВТБ Лизинг» |
|
100 209 |
31 |
155 832 |
5 |
4 |
«ЛК Европлан» |
|
61 438 |
62 |
Н.д. |
6 |
10 |
«ТрансФин-М» |
ruA- |
35 286 |
87 |
91 730 |
7 |
7 |
«Балтийский лизинг» (ГК) |
ruA |
34 512 |
44 |
49 590 |
8 |
6 |
«Сименс Финанс» |
|
33 605 |
23 |
51 817 |
9 |
15 |
«Альфа Лизинг» (ГК) |
|
30 830 |
163 |
50 763 |
10 |
14 |
«РЕСО-Лизинг» |
ruA+ |
22 946 |
58 |
34 911 |
11 |
13 |
«ЮниКредит Лизинг» |
ruAAA |
19 167 |
32 |
29 432 |
12 |
54 |
«Транслизинг-сервис» |
|
14 148 |
946 |
8 101 |
13 |
17 |
«Элемент Лизинг» |
ruA- |
13 782 |
44 |
20 390 |
14 |
20 |
«РЕЙЛ1520» (ГК) |
|
13 366 |
85 |
16 275 |
15 |
21 |
«CARCADE Лизинг» |
|
13 251 |
86 |
18 780 |
16 |
27 |
«Мэйджор Лизинг» |
|
12 048 |
153 |
18 911 |
17 |
22 |
«Интерлизинг» (ГК) |
|
11 759 |
67 |
17 671 |
18 |
12 |
«БИЗНЕС АЛЬЯНС» |
|
11 155 |
–27 |
15 833 |
19 |
18 |
«СТОУН-XXI» (ГК) |
ruBBB |
10 417 |
24 |
15 458 |
20 |
32 |
Универсальная лизинговая компания |
|
8517 |
102 |
12 705 |
Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования лизинговых компаний
Позитивная динамика на рынке в 2017 году отмечалась в 11 из 17 сегментов, выделяемых RAEX («Эксперт РА») в рамках исследования лизингового рынка. Драйверами рынка выступили крупные транспортные сегменты. Так, объем нового бизнеса с железнодорожной техникой за прошедший год увеличился более чем в два раза, показав рост впервые с 2011 года. Интенсивный рост сегмента был обусловлен дефицитом вагонов, который возник в результате списания устаревшего подвижного состава.
Крупнейшим сегментом на рынке является автолизинг, объем которого в 2017 году составил 369 млрд рублей (+48% по сравнению с 2016 годом). Положительная динамика лизинга автотранспорта привела к тому, что объем нового бизнеса, приходящийся на субъекты МСБ, вырос на 52% в прошлом году, а количество заключенных сделок увеличилось до 190 тыс. против 145 тыс. в 2016 году. Существенную поддержку автомобильному сегменту оказали программы субсидирования лизинга автотранспорта. Так, в 2017 году Минпромторгом на программу льготного лизинга было выделено 10 млрд рублей, еще 3,75 млрд рублей пришлось на адресные программы «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело». По оценкам RAEX («Эксперт РА»), всего за счет госсубсидий, направленных на стимулирование автопродаж, за 2017 год в лизинг было передано автомобилей на 75 млрд рублей, что составило не менее 20% автосегмента. «В 2017 году программа помогла бизнесу удовлетворить давно отложенные потребности в коммерческом транспорте. За последние годы продажи грузовых авто упали более чем в два раза. Программа стимулировала спрос, но не заместила его. Объем неудовлетворенной потребности в транспорте еще велик», — говорит Александр Михайлов, генеральный директор «ЛК “Европлан”».
Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования лизинговых компаний
Программы Минпромторга не только обеспечили рост объема автолизинга, но и изменили его структуру: в 2017 году доля грузовых автомобилей составила 57% автосегмента против 46% двумя годами ранее, поскольку основной объем субсидий распространялся на грузовые автомобили. По данным АВТОСТАТа, в 2017 году было продано 80 тыс. грузовых автомобилей, при этом, по нашим оценкам, 49 тыс. из них было приобретено в рамках программ льготного автолизинга. В результате программ поддержки Минпромторга уровень проникновения лизинга в продажи грузовых автомобилей достиг 61% против 53% годом ранее, по оценкам RAEX («Эксперт РА»).
В четвертом квартале 2017 года легковые автомобили также были включены в льготные программы поддержки, что привело, по нашим оценкам, к увеличению доли лизинга в автопродажах легкового автотранспорта с 8 до 9%. Стоит отметить, что количество переданных в лизинг автомобилей в течение года росло быстрее, чем общее число продаваемых автомобилей, однако текущее проникновение лизинга в продажи находится еще на достаточно невысоком уровне. В то же время большие объемы государственной программы поддержки спроса на авторынке через льготное автокредитование привели к тому, что доля проданных в кредит автомобилей в объеме продаж легкового автотранспорта достигла 49% против 44% годом ранее.
Источник: RAEX («Эксперт РА»)
В условиях усиливающейся конкуренции на авторынке лизинговые компании стараются самостоятельно стимулировать клиентский спрос, делая специальные предложения, например регистрация автомобиля в ГИБДД, выгодные условия по страхованию и техобслуживанию и т.д. Кроме того, положительное влияние на объемы автолизинга оказала наметившаяся за последние годы диверсификация каналов продаж. Если в 2013 году на прямые продажи приходилось 95% рынка, то в 2017 году компании стали активнее реализовывать свои услуги через офисы банков (8% продаж) и через агентов (4% продаж).
Согласно опросам, основные ожидания участников рынка связаны с интернет-продажами. «Все более существенная часть продаж сегодня реализуется через интернет-каналы. В этом направлении сейчас работают абсолютно все компании, и мы — не исключение: много усилий и средств вкладывается в интернет-рекламу, в создание мобильного приложения, в организацию слаженной работы колл-центра, куда также приходят онлайн-звонки с нашего сайта. Если говорить о статистике поисковых систем, то за 2017 год было зарегистрировано более 7 млн запросов на тему лизинга от российских пользователей глобальной сети», — отмечает Дмитрий Корчагов, генеральный директор компании «Балтийский лизинг». Но, несмотря на оптимистичные ожидания лизинговых компаний, уровень проникновения онлайн-сервисов в продажи на текущий момент находится на очень низком уровне (не превышает 2%).
Таблица 2. По итогам 2017 года 61% грузовых автомобилей был реализован через лизинг
Лизинг автомобилей |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
---|---|---|---|---|
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей1, тыс. шт. |
2490 |
1601 |
1426 |
1596 |
Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. |
91 |
87 |
114 |
140 |
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, % |
3,6 |
5,4 |
8,0 |
8,8 |
Продажи новых грузовых автомобилей2, тыс. шт. |
88 |
51 |
53 |
80 |
Количество переданных в лизинг грузовых автомобилей, тыс. шт. |
30 |
26 |
28 |
49 |
Доля лизинга в продажах грузовых автомобилей, % |
34,1 |
50,9 |
53,0 |
61,0 |
Источник: оценка RAEX («Эксперт РА»), по данным лизинговых компаний
1 Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).
2 Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ».
Рост лизингового рынка в текущем году будет во многом зависеть от динамики ключевой ставки. Согласно базовому прогнозу RAEX («Эксперт РА»), темп роста ВВП в 2018 году составит 1,8%, а ключевая ставка может снизиться до 6,5%. Однако усиление санкций способно привести к дальнейшему падению курса рубля и росту инфляционных ожиданий населения, что может подтолкнуть к замедлению темпов снижения ключевой ставки. Тем не менее даже при сохранении ставки на текущем уровне (7,25%) Агентство ожидает, что лизинговый рынок будет расти.
По мнению Агентства, объем нового бизнеса продолжит расти, однако из-за эффекта высокой базы текущего года темпы прироста замедлятся до 20%, что позволит рынку достичь 1,3 трлн рублей. Рекордные темпы прироста автосегмента замедлятся из-за снижения объемов госсубсидирования, но, несмотря на это, автолизинг останется крупнейшим сегментом и вырастет на 25%. Рост железнодорожного сегмента прогнозируется на уровне 20% ввиду дальнейшей замены парка подвижного состава. «В 2018 году, по нашим прогнозам, рынок железнодорожной техники войдет в стадию активного роста. Привлекательными для лизингополучателей будут инновационные и специальные вагоны, поскольку на них распространяются государственные меры поддержки. Также мы видим потенциал у таких видов железнодорожной техники, как полувагоны, универсальные платформы и специализированный подвижной состав», — говорит Александр Кожевников, генеральный директор «МКБ-лизинг». Бурного развития авиализинга Агентство не ожидает, сегмент прирастет не более чем на 15%, при этом сделки по-прежнему будут сосредоточены на крупнейших игроках.
В 2016 году лизинговый рынок восстановился на 36% и составил 742 млрд рублей. После возвращения утраченных за время кризиса позиций ключевым вызовом для рынка станет переход к регулированию. Однако на лизинговую отрасль реформа начнет влиять с 2018 года, а в текущем году рынок превысит 800 млрд рублей и поставит тем самым новый рекорд
Начальник управления развития партнерских программ и небанковских сервисов, вице-президент банка ВТБ Дмитрий Рыскин в интервью «Б.О» рассказал о самых популярных сервисах среди предпринимателей в 2024 году и о преимуществах экосистемного подхода как для клиентов, так и для самого банка