Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Рост на низкой ставке
18.05.2018 Аналитика

Рост на низкой ставке

В 2017 году объем нового бизнеса лизинга превысил 1 трлн рублей, однако уровень проникновения в ВВП России все еще ниже общеевропейского. Драйвером рынка выступили сделки с транспортом, на фондировании которых позитивно сказалось снижение ключевой ставки


С 2015 года объем лизингового бизнеса вырос в два раза, а по итогам прошлого года превысил исторический максимум, достигнув 1,1 трлн рублей. В прошлом году объем нового бизнеса вырос на 353 млрд рублей, или на 48%, по сравнению с 2016-м. По данным RAEX («Эксперт РА»), полученным в результате анкетирования лизинговых компаний, из 120 участников исследования отрицательная динамика объемов бизнеса отмечалась только у 30 компаний, на которые пришлось не более 4% рынка. При этом из топ-20 компаний отрицательную динамику объема нового бизнеса продемонстрировал лишь один лизингодатель. Динамика прочих показателей состояния рынка также была положительной: сумма новых договоров выросла до 1,6 трлн рублей (+41%), а объем профинансированных средств увеличился на 28%. Лизинговый портфель рос невысокими темпами и на конец 2017 года составил 3,4 трлн рублей (+8% по сравнению с 01.01.2017). Более скромные темпы прироста объема портфеля были обусловлены выбытием из него проблемных лизинговых договоров в первой половине прошлого года.

 

График 1. Объем нового бизнеса впервые превысил 1 трлн рублей

Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования лизинговых компаний

Позитивная динамика лизингового рынка была обусловлена снижением ключевой ставки, которое привело к удешевлению фондирования для лизинговых компаний и как следствие сделок для клиентов. В результате на рынке был отмечен интенсивный рост числа сделок вследствие активного масштабирования бизнеса лизинговых компаний. Кроме того, позитивное влияние на объемы нового бизнеса оказали программы господдержки лизинга в транспортных сегментах, в том числе субсидирование лизинга грузового автотранспорта и инновационных вагонов. Поддержку рынку оказал и рост объемов оперативного лизинга, доля которого по итогам 2017 года достигла на рынке 21%. Стоит отметить, что более 50% оперативного лизинга формируют две крупнейшие компании — ГТЛК и «Сбербанк Лизинг», без учета которых доля оперлизинга на рынке составила бы всего 10%. «Практически во всех сегментах рынка, кроме авиа-, железнодорожного и частично автомобильного, оперативный лизинг особо не распространен. Значительный потенциал развития оперлизинга есть в тех областях, где присутствуют краткосрочные контракты на производство каких-то видов работ, при этом техника, необходимая для выполнения данных работ, является дорогостоящей и имеет длительный период амортизации. Например, сегмент дорожно-строительной и строительной техники», — говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами «ГТЛК».

 

График 2. В России уровень проникновения лизинга в ВВП отстает от общеевропейского

Источник: Eurostat, Leaseurope, RAEX («Эксперт РА»)

Однако, несмотря на активный рост объемов российского лизингового рынка, уровень проникновения лизинга в ВВП в России значительно ниже общеевропейского. Так, по итогам 2017 года отношение объема нового бизнеса к ВВП в России составило 1,2%, а в Европе данный показатель достиг уровня 2%.

 

График 3. Около 49% продаж новых легковых автомобилей приходится на автокредиты

Источник: RAEX («Эксперт РА»), НБКИ, АЕБ

Лидером лизингового рынка второй год остается ГТЛК, при этом доля компании на рынке в течение 2017 года показала снижение с 17 до 13% на фоне наращивания лизинговых сделок другими игроками из топ-20. Второе место по-прежнему удерживает компания «Сбербанк Лизинг», которая в прошлом году активно заключала сделки в сегменте лизинга грузовых автомобилей. Наибольший темп прироста среди топ-10 компаний показала компания «ВЭБ-Лизинг» (+225% по сравнению с 2016 годом), что позволило ей подняться на третье место по объему нового бизнеса.

Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по итогам 2017 года

Место по новому бизнесу (стоимости имущества)

Наименование компании

Рейтинг кредитоспособности RAEX («Эксперт РА») на 20.04.2018

Объем нового бизнеса за 2017 год, млн рублей

Темпы прироста нового бизнеса 2017/2016, %

Темпы прироста нового бизнеса 2017/2016, %

01.01.2018

01.01.2017

1

1

Государственная транспортная лизинговая компания

 

142 021

16

242 527

2

2

«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)

 

125 709

52

171 476

3

5

«ВЭБ-лизинг»

 

108 925

225

140 147

4

3

«ВТБ Лизинг»

 

100 209

31

155 832

5

4

«ЛК Европлан»

 

61 438

62

Н.д.

6

10

«ТрансФин-М»

ruA-

35 286

87

91 730

7

7

«Балтийский лизинг» (ГК)

ruA

34 512

44

49 590

8

6

«Сименс Финанс»

 

33 605

23

51 817

9

15

«Альфа Лизинг» (ГК)

 

30 830

163

50 763

10

14

«РЕСО-Лизинг»

ruA+

22 946

58

34 911

11

13

«ЮниКредит Лизинг»

ruAAA

19 167

32

29 432

12

54

«Транслизинг-сервис»

 

14 148

946

8 101

13

17

«Элемент Лизинг»

ruA-

13 782

44

20 390

14

20

«РЕЙЛ1520» (ГК)

 

13 366

85

16 275

15

21

«CARCADE Лизинг»

 

 13 251

86

18 780

16

27

«Мэйджор Лизинг»

 

12 048

153

18 911

17

22

«Интерлизинг» (ГК)

 

11 759

67

17 671

18

12

«БИЗНЕС АЛЬЯНС»

 

11 155

–27

15 833

19

18

«СТОУН-XXI» (ГК)

ruBBB

10 417

24

15 458

20

32

Универсальная лизинговая компания

 

8517

102

12 705

Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования лизинговых компаний

Розничный бум

Позитивная динамика на рынке в 2017 году отмечалась в 11 из 17 сегментов, выделяемых RAEX («Эксперт РА») в рамках исследования лизингового рынка. Драйверами рынка выступили крупные транспортные сегменты. Так, объем нового бизнеса с железнодорожной техникой за прошедший год увеличился более чем в два раза, показав рост впервые с 2011 года. Интенсивный рост сегмента был обусловлен дефицитом вагонов, который возник в результате списания устаревшего подвижного состава.

Крупнейшим сегментом на рынке является автолизинг, объем которого в 2017 году составил 369 млрд рублей (+48% по сравнению с 2016 годом). Положительная динамика лизинга автотранспорта привела к тому, что объем нового бизнеса, приходящийся на субъекты МСБ, вырос на 52% в прошлом году, а количество заключенных сделок увеличилось до 190 тыс. против 145 тыс. в 2016 году. Существенную поддержку автомобильному сегменту оказали программы субсидирования лизинга автотранспорта. Так, в 2017 году Минпромторгом на программу льготного лизинга было выделено 10 млрд рублей, еще 3,75 млрд рублей пришлось на адресные программы «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело». По оценкам RAEX («Эксперт РА»), всего за счет госсубсидий, направленных на стимулирование автопродаж, за 2017 год в лизинг было передано автомобилей на 75 млрд рублей, что составило не менее 20% автосегмента. «В 2017 году программа помогла бизнесу удовлетворить давно отложенные потребности в коммерческом транспорте. За последние годы продажи грузовых авто упали более чем в два раза. Программа стимулировала спрос, но не заместила его. Объем неудовлетворенной потребности в транспорте еще велик», — говорит Александр Михайлов, генеральный директор «ЛК “Европлан”».

 

График 4. С 2013 года доля непрямых продаж выросла с 5 до 15%

Источник: RAEX («Эксперт РА») по результатам анкетирования лизинговых компаний

Программы Минпромторга не только обеспечили рост объема автолизинга, но и изменили его структуру: в 2017 году доля грузовых автомобилей составила 57% автосегмента против 46% двумя годами ранее, поскольку основной объем субсидий распространялся на грузовые автомобили. По данным АВТОСТАТа, в 2017 году было продано 80 тыс. грузовых автомобилей, при этом, по нашим оценкам, 49 тыс. из них было приобретено в рамках программ льготного автолизинга. В результате программ поддержки Минпромторга уровень проникновения лизинга в продажи грузовых автомобилей достиг 61% против 53% годом ранее, по оценкам RAEX («Эксперт РА»).

В четвертом квартале 2017 года легковые автомобили также были включены в льготные программы поддержки, что привело, по нашим оценкам, к увеличению доли лизинга в автопродажах легкового автотранспорта с 8 до 9%. Стоит отметить, что количество переданных в лизинг автомобилей в течение года росло быстрее, чем общее число продаваемых автомобилей, однако текущее проникновение лизинга в продажи находится еще на достаточно невысоком уровне. В то же время большие объемы государственной программы поддержки спроса на авторынке через льготное автокредитование привели к тому, что доля проданных в кредит автомобилей в объеме продаж легкового автотранспорта достигла 49% против 44% годом ранее.

 

График 5. В 2018 году рынок лизинга продолжит расти

Источник: RAEX («Эксперт РА»)

В условиях усиливающейся конкуренции на авторынке лизинговые компании стараются самостоятельно стимулировать клиентский спрос, делая специальные предложения, например регистрация автомобиля в ГИБДД, выгодные условия по страхованию и техобслуживанию и т.д. Кроме того, положительное влияние на объемы автолизинга оказала наметившаяся за последние годы диверсификация каналов продаж. Если в 2013 году на прямые продажи приходилось 95% рынка, то в 2017 году компании стали активнее реализовывать свои услуги через офисы банков (8% продаж) и через агентов (4% продаж).

Согласно опросам, основные ожидания участников рынка связаны с интернет-продажами. «Все более существенная часть продаж сегодня реализуется через интернет-каналы. В этом направлении сейчас работают абсолютно все компании, и мы — не исключение: много усилий и средств вкладывается в интернет-рекламу, в создание мобильного приложения, в организацию слаженной работы колл-центра, куда также приходят онлайн-звонки с нашего сайта. Если говорить о статистике поисковых систем, то за 2017 год было зарегистрировано более 7 млн запросов на тему лизинга от российских пользователей глобальной сети», — отмечает Дмитрий Корчагов, генеральный директор компании «Балтийский лизинг». Но, несмотря на оптимистичные ожидания лизинговых компаний, уровень проникновения онлайн-сервисов в продажи на текущий момент находится на очень низком уровне (не превышает 2%).

Таблица 2. По итогам 2017 года 61% грузовых автомобилей был реализован через лизинг


Лизинг автомобилей

2014

2015

2016

2017

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей1, тыс. шт.

2490

1601

1426

1596

Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт.

91

87

114

140

Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, %

3,6

5,4

8,0

8,8

Продажи новых грузовых автомобилей2, тыс. шт.

88

51

53

80

Количество переданных в лизинг грузовых автомобилей, тыс. шт.

30

26

28

49

Доля лизинга в продажах грузовых автомобилей, %

34,1

50,9

53,0

61,0

Источник: оценка RAEX («Эксперт РА»), по данным лизинговых компаний
1 Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).
2 Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ».

Несмотря на санкции

Рост лизингового рынка в текущем году будет во многом зависеть от динамики ключевой ставки. Согласно базовому прогнозу RAEX («Эксперт РА»), темп роста ВВП в 2018 году составит 1,8%, а ключевая ставка может снизиться до 6,5%. Однако усиление санкций способно привести к дальнейшему падению курса рубля и росту инфляционных ожиданий населения, что может подтолкнуть к замедлению темпов снижения ключевой ставки. Тем не менее даже при сохранении ставки на текущем уровне (7,25%) Агентство ожидает, что лизинговый рынок будет расти.

По мнению Агентства, объем нового бизнеса продолжит расти, однако из-за эффекта высокой базы текущего года темпы прироста замедлятся до 20%, что позволит рынку достичь 1,3 трлн рублей. Рекордные темпы прироста автосегмента замедлятся из-за снижения объемов госсубсидирования, но, несмотря на это, автолизинг останется крупнейшим сегментом и вырастет на 25%. Рост железнодорожного сегмента прогнозируется на уровне 20% ввиду дальнейшей замены парка подвижного состава. «В 2018 году, по нашим прогнозам, рынок железнодорожной техники войдет в стадию активного роста. Привлекательными для лизингополучателей будут инновационные и специальные вагоны, поскольку на них распространяются государственные меры поддержки. Также мы видим потенциал у таких видов железнодорожной техники, как полувагоны, универсальные платформы и специализированный подвижной состав», — говорит Александр Кожевников, генеральный директор «МКБ-лизинг». Бурного развития авиализинга Агентство не ожидает, сегмент прирастет не более чем на 15%, при этом сделки по-прежнему будут сосредоточены на крупнейших игроках.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ