Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Рокировки ценой в миллиарды
21.02.2020 Аналитика

Рокировки ценой в миллиарды

Многие мировые гиганты автомобильной индустрии развивают розничные автокредитные программы в России через собственные специализированные банки. Но судя по рейтингам, «мультибрендовая» модель продаж их конкурентов имеет ощутимые преимущества


На российском рынке прочно обосновались дочерние банки автомобильных корпораций — Мерседес-Бенц-Банк Рус (Германия), Фольксваген-Банк Рус (Германия), БМВ Банк (Германия), Тойота-банк (Япония), МС Банк Рус (Япония, банк корпорации Mitsubishi Мицубиси). У каждого из них есть собственные программы розничного автокредитования, ориентированные на продажи автомобилей собственных брендов. Но также им приходится конкурировать с другими кредитными организациями, в том числе с универсальными банками, государственными и частными.

Невзирая на все перипетии, произошедшие в российской экономике за последнее десятилетие, кое-что в этом сегменте рынка остается практически неизменным: это лидеры автокредитования. Меняются только их позиции в рейтингах.

Сбербанк, Сбербанк, опять Сбербанк

В 2010 году на 1-й строчке рейтинга (по объему выданных кредитов» —по данным РБК, других исследований не было) располагался Сбербанк, 2-ю и 3-ю занимали Русфинанс банк и Росбанк (Группа «Сосьете Женераль»), далее следовали ВТБ24 и ЮниКредит банк. Тойота Банк и БМВ банк фигурировали на 8-й и 9-й строчках.

По итогам 2011 года лидером оставался тот же Сбербанк, за ним следовали Русфинанс банк и ВТБ 24, позиции 4 и 5 занимали Росбанк и «ЮниКредит» (источник Банки.ru, здесь и далее рейтинги рассчитаны по объемам портфелей розничных автокредитов). Специализированные «автомобильные» банки не попали не только в десятку, но даже в двадцатку.

В 2012 году на вершине снова оказался Сбербанк, за ним следовали ВТБ24 и Русфинанс банк, ЮниКредит банк и Кредит Европа Банк. Тойота Банк обосновался на 6-й позиции, БМВ Банк — на 9-й.

В кризисном 2014 году, точнее по его итогам, на 1-й строчке рейтинга фигурировала Группа Сбербанка, потом ВТБ24, «Русфинанс», «ЮниКредит», Росбанк. Тойота Банк остался на прежней позиции. БМВ Банк и другие автобанки в двадцатку не попали.

Банки плюс группы…

В 2015 году портал представил рейтинг уже с учетом деятельности двух банковских групп. Но «пейзаж» на автокредитном рынке от этого мало изменился. Топ-5 возглавила Группа «Сосьете Женераль» (Русфинанс банк вдвое обогнал Росбанк по объему портфеля), за ними следовали Группа Сбербанка (Сбербанк и Сетелем банк) и ВТБ24, ЮниКредит Банк и Тойота Банк; БМВ Банк вернулся в рейтинг и занял в нем 8-ю строчку. Остальные автобанки, как и в прошлые годы, не попали в топ-20 наиболее успешных.

Ближе к нашим дням, а именно в конце 2018 года, ВТБ (портфель 113,45 млрд рублей) обогнал группы Сбербанка и «Сосьете Женераль». К этому моменту доля Сбербанка в портфеле Группы стала несоизмеримо меньше, чем у Сетелем Банка (113,2 млрд рублей в целом, соотношение 3,3 и 109,8 млрд рублей соответственно). У конкурирующей Группы наблюдалась примерно та же картина (из 99,9 млрд рублей у Росбанка и 93,1 млрд — у Русфинанс банка). Далее идут Совкомбанк и «ЮниКредит». БМВ Банк и МС Банк Рус (до марта 2014 года — ЗАО «КБ Капитал-Москва») — на 7-й и 8-й строчках рейтинга.

Рейтинги по 2019 году еще не опубликованы, но по итогам первого полугодия в лидеры гонки снова вырвалась Группа Сбербанка с показателем 111,5 млрд рублей, где доля Сбербанка сократилась до показателя 0,1 млрд рублей). На втором месте «пьедестала почета»  — ВТБ с результатом 110,8 млрд рублей, на третьем — Группа «Сосьете Женераль» (108, млрд рублей, из которых 104,3 млрд — доля Русфинанс банка). Топ-5 по-прежнему замыкают Совкомбанк и Юникредит Банк. Позиции БМВ Банка и МС Банка Рус — в «турнирной таблице» не изменились. Их показатели объемов кредитных портфелей — 29,5 и 23,9 млрд рублей соответственно.

Устойчивые, но без перспектив?

Можно констатировать, что некоторые дочерние банки автогигантов в отдельные годы действовали на рынке активнее и успешнее, чем их конкуренты, что и отразилось на их позициях в рейтингах.

«Кэптивные, или специализированные кредитные организации автопроизводителей создают финансовую инфраструктуру для кредитования собственных марок. Но кредитный портфель и объем выдач у них значительно ниже, чем у банков, имеющих универсальные программы автокредитования и развивающих партнерские отношения с брендами, — комментирует ситуацию председатель правления Русфинанс банка Сергей Озеров. — Кэптивные банки, действительно, могут предложить привлекательные условия кредитования для конкретного бренда, но их успех во многом зависит от объема бизнеса “материнского” бренда».

Сама по себе модель у таких банков устойчивая, но перспектив достаточно мало, тем более что они кредитовали, как правило, по ставкам, которые были ниже розничных

Как это реализуется на практике, интересно наблюдать в динамике на примере МС Банка Рус на протяжении 2018-2019 годов, когда он проводил весьма агрессивную политику. За позапрошлый год кредитная организация вдвое нарастила портфель автокредитов, и на конец года он составил 20,4 млрд рублей. При этом, по данным портала Автостат, по итогам 2018 года в России показатели продаж автомобилей Mitsubishi в 1,8 раза выше, чем годом ранее. В 2019 году Банк объявил об увеличении уставного капитала на 1,5 млрд рублей, за полугодие его портфель увеличился до 23,9 млрд.

Василий Солодков, директор Банковского института НИУ ВШЭ, не видит особых предпосылок для развития таких банков на российском рынке. «Они изначально создавались автогигантами для финансирования продаж своих автомобилей. Автомобильный рынок, как и остальные, съеживается, за 2019 год мы видим сокращение объемов продаж на 2,5%. С рынка ранее ушел “Дженерал Моторс” вместе с “Опелем”, который, впрочем, недавно решил вернуться, — поясняет он. — Сама по себе модель у таких банков устойчивая, но перспектив достаточно мало, тем более что они кредитовали, как правило, по ставкам, которые были ниже розничных».

Впрочем, стоит принять во внимание, что здесь рассматривается только один аспект, а деятельность монобрендовых банков не ограничивается кредитованием розницы, — они также работают с автодилерами.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Тенденция — снижение ставок

Сергей Озеров, председатель правления Русфинанс БанкаСергей Озеров, председатель правления Русфинанс Банка (Группа Сосьете Женераль) рассказал «Б.О» о ситуации на рынке автокредитования

— Сергей, насколько велика доля лидеров на рынке автокредитования?

— Доля ведущих банков и банковских групп из топ-4 рейтинга превышает 50% общего объема российского рынка автокредитования. Подобное распределение во многом объясняется тем, что крупнейшие игроки эффективно развивают свои предложения за счет совместных программ с автопроизводителями и участия в реализации госпрограмм льготного кредитования в России.

— Почему некоторые из дочерних банков автоконцернов не являются столь активными участниками рынка автокредитования?

— Профиль банковских услуг определяется стратегией развития той или иной кредитной организации. Кэптивные банки специализируются на автокредитовании, но размер их бизнеса зависит от объемов продаж автомобилей бренда. К сожалению, продажи на рынке новых автомобилей в России в последнее время снижаются. Так, по итогам 2019 года спад, по данным Ассоциации европейского бизнеса, составил 2,3%. Естественно, это отразилось и на бизнесе кэптивных банков.

— Как снижение покупательной способности населения влияет на кредитование данного сектора?

— Доходы населения влияют на срок пользования автомобилем, который растет в сегменте как новых, так и подержанных автомобилей. За последний год также увеличился и превысил 700 тыс. рублей средний размер автокредита, что в первую очередь связано с ростом стоимости автомобилей.

— Как менялись ставки по автокредитам в последние 10 лет? Ваши прогнозы на будущее?

— Уровень ставок во многом зависит от стоимости фондирования на рынке. Так, в периоды экономической турбулентности средние ставки на рынке автокредитования существенно повышались на фоне резкого роста стоимости привлечения средств.

По итогам третьего квартала 2019 года средняя ставка на рынке новых автомобилей составила 13% годовых, для подержанных — 18,1%.

В текущем году при благоприятных экономических условиях мы ожидаем сохранения тенденции постепенного снижения ставок.






Читайте также

Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ