Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В конце прошлого года компания Schneider Electric опубликовала исследование, посвященное уровню цифровизации в основных сегментах экономики Российской Федерации. В рамках исследования опрошенные специалисты компании выделили основные факторы (как положительные, так и отрицательные), оказывающие влияние на развитие Интернета вещей в различных отраслях экономики
В финансовой сфере изменилась сама концепция работы с данными: если ранее основная доля вычислений производилась централизованно, в крупных центрах обработки данных (ЦОД), то сегодня активно развивается направление децентрализованных или гибридных сред. В них сбор и первоначальный анализ данных переносится максимально близко к источнику их генерации, и только необходимая, консолидированная информация передается в верхнеуровневые централизованные системы. Также крупные банки стремительно выстраивают вокруг себя экосистемы, которые непосредственно с банкингом имеют мало общего. В их состав входят: медицинские, образовательные, транспортные, телекоммуникационные сервисы, Интернет и пр.
Из части исследования, посвященной финансовому сектору, следует, что успешность компании напрямую зависит от того, насколько развиты IT-сервисы, затрагивающие как внутренние, так и внешние процессы. Основой работоспособности IT-сервисов является центр обработки данных. В связи с этим критически важной становится работа IT-оборудования — его поломка приводит к колоссальным денежным потерям. Например, минута транзакций по трейдинговым операциям российского банка из топ-20 в среднем стоит 10–20 тыс. долларов. У банков из первой пятерки — еще больше. Время восстановления сервисов после нештатного отключения электропитания, как правило, занимает часы — необходимо восстановить работу системы хранения данных и сетевой инфраструктуры, запустить серверы и работающие на них сервисы, обеспечить консистентность данных. Банк может потерять из-за этого 200–300 тыс. долларов.
С более широким внедрением цифровых технологий качество IT-сервисов начинает все больше зависеть от того, насколько быстро и надежно обрабатываются первичные, «сырые» данные
Сегодня многие финансовые организации обеспечивают резервирование IT-систем на уровне дата-центов и имеют основную и резервную площадки. Также нужно отметить, что благодаря накопленному опыту в области строительства ЦОД сформировались и широко применяются стандарты и лучшие практики построения ЦОД и управления ими. Однако с более широким внедрением цифровых технологий качество IT-сервисов начинает все больше зависеть от того, насколько быстро и надежно обрабатываются первичные, «сырые» данные.
Внедрение новых технологий в основную деятельность, новые требования по обращению с данными, а также расширение бизнеса за счет развития экосистем приводят к росту нагрузки в дата-центрах и повышению зависимости бизнеса от бесперебойной работы IT-сервисов, а значит, и от надежности инженерной инфраструктуры и IT-инфраструктуры, обеспечивающих их работу.
Это означает, что в условиях перехода Банка России к риск-ориентированному надзору банкам, платежным системам, страховым компаниям и т.д. придется по-новому взглянуть на составляющие операционного риска: обеспечение непрерывности бизнеса, его киберустойчивость, надежность компонентов и систем, способность восстанавливаться после катастроф и т.д. Если ранее эти вопросы рассматривались независимо друг от друга, то теперь требуется комплексный подход к их решению.
Информационное пространство заполонил контент о колоссальных перспективах и пользе искусственного интеллекта, в том числе в финансовой сфере. Впечатляющие прогнозы, необходимость изменения стратегий и бизнес-моделей, перспективные области использования и прочие общие слова, зачастую этим же искусственным интеллектом и сгенерированные