Банковское обозрение

Финансовая сфера


08.05.2020 Best-practice
Сейшельский разворот

5 марта 2020 года Президент и Национальная ассамблея Сейшельских островов одобрили Закон о бенефициарных владельцах (Beneficial Ownership Act 2020, далее — Закон), в соответствии с которым на Сейшелах впервые создается централизованный реестр бенефициаров юридических лиц (компаний) и иных структур с конфиденциальным режимом хранения информации


Реестры бенефициаров в Европе

На европейском уровне введение общих реестров бенефициаров произошло в 2015 году с принятием 4-й AML-директивы (Anti-Money Laundering Directive). Следующая, 5-я AML-директива, вышедшая 20 мая 2018 года и вступившая в силу в январе 2020-го, еще сильнее увеличила прозрачность бенефициаров различных классов активов, не только компаний. Наряду с введением реестра бенефициаров трастов и им подобных структур банкам и иным финансовым институтам ЕС запрещено предоставлять услуги «анонимного банковского сейфа (ячейки)». Теперь банк обязан идентифицировать любого клиента, желающего арендовать ячейку (сейф), а анонимные арендаторы обязаны «самоидентифицироваться» в течение шести месяцев.

Кроме того, согласно 5-AML-директиве, доступ к реестрам компаний, трастов и аналогичных структур становится гораздо более публичным.

Предпосылки создания реестра бенефициаров на Сейшельских островах

Безусловно, Сейшелы в недавнем прошлом были классическим офшором. Но давление на них со стороны фискальных органов развитых стран нарастало. Так, только осенью 2019 года Комиссия государственных доходов Сейшельских островов получила 66 запросов от Франции на основании Многосторонней конвенции о взаимной административной помощи по налоговым вопросам. Запросы были связаны с «панамским досье». Спустя месяц Франция внесла Сейшельские острова в черный список юрисдикций по причине непредоставления Сейшельскими островами необходимой Франции информации.

Естественно, это не единственная причина разворота Сейшел в сторону прозрачности.

Отношения Сейшельских островов с Россией

Решение о создании общего реестра бенефициаров показывает намерение правительства Сейшельских островов следовать общемировой тенденции по борьбе с отмыванием капитала и повышает их статус на международном уровне.

7 февраля 2019 года Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России, в котором Сейшельские острова были исключены из списка стран и территорий, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Россией. Это говорит о том, что страна предоставляет информацию по запросу российских властей. Чуть позже Сейшельские острова начали обмениваться с Россией информацией по финансовым счетам в автоматическом режиме и были включены в Приказ Федеральной налоговой службы России от 21.11.2019 № ММВ-7-17/582@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией».

Таким образом, страна становится более прозрачной и следует общемировой тенденции борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и уклонением от уплаты налогов.

Подробнее о реестре бенефициаров на Сейшелах

Согласно новым правилам, информацию о бенефициарах должны будут предоставлять юридические лица, а также структуры без образования юридического лица, такие как партнерства, трасты и аналогичные им структуры, зарегистрированные на территории Сейшельских островов.

Закон вводит определение понятия «бенефициарный владелец», под которым понимается физическое лицо (лица):

  • которое в итоге владеет финансовым учреждением или осуществляет контроль над клиентом финансового учреждения;

  • от имени которого заключается какая-либо сделка;

  • которое в итоге владеет юридическим лицом или структурой без образования юридического лица и осуществляет контроль над ним/ней.

Отметим, что контролирующим считается лицо с долей участия в юридическом лице более 10%, обладающее правом получения дивидендов или распределения имущества при ликвидации подконтрольной компании (траста, структуры).

Перечень компетентных органов, которые могут иметь доступ к базе данных:

  1. Комиссия Сейшельских островов по борьбе с коррупцией;

  2. Центральный банк Сейшельских островов;

  3. Группа по расследованию финансовых преступлений;

  4. Подразделение финансовой разведки;

  5. Управление финансовых услуг;

  6. Канцелярия Генерального прокурора;

  7. Регистратор ассоциаций;

  8. Регистратор компаний;

  9. Комиссия по доходам Сейшельских островов.

Реестры бенефициаров в обязательном порядке должны содержать следующую информацию: 

  • имя, адрес проживания, почтовый адрес, дату рождения и гражданство каждого бенефициарного владельца;

  • описание характера бенефициарного владения;

  • дату начала бенефициарного владения;

  • дата прекращения бенефициарного владения;

  • имя, адрес проживания, почтовый адрес, дату рождения и гражданство каждого номинального участника (акционера) компании, а также данные о лице, от имени которого бенефициар заключал договор номинального владения.

Вместо большого количества отдельных реестров у компетентных органов появляется единый реестр на основе облачных технологий, позволяющий получать информацию более оперативно

Физическое лицо обязано представить компании «декларацию бенефициарного владельца» (анкету с данными, подлежащими внесению в реестр) в течение 14 календарных дней с даты, когда он станет бенефициарным владельцем. В случае изменения сведений, подлежащих внесению в реестр бенефициаров, сами бенефициарные владельцы обязаны сообщить о них компании в течение 14 календарных дней с даты соответствующего изменения.

Информация будет храниться еще семь лет с момента смены бенефициара или ликвидации компании. Рассматриваемый Закон вступит в силу для Сейшельских компаний с 31 января 2021 года. 

Чего ждать от данных изменений

Мы видим, что правительство Сейшельских островов открыто изменениям и Закон принят в свете международной тенденции по осуществлению мер в целях выявления и предотвращения коррупции, борьбы с легализацией преступных доходов, финансированием терроризма, а также иными серьезными преступлениями и деятельностью организованной преступности.

Однако при этом Закон не вносит каких-то значительных изменений в порядок получения местными (островными) органами власти сведений о бенефициарах, поскольку компетентные органы уже обладали правом запрашивать у зарегистрированных агентов ту же самую информацию в соответствии с действующим законодательством Сейшельских островов. Создание общего реестра бенефициаров меняет лишь платформу получения такой информации и как следствие делает более удобным получение к ней доступа: вместо большого количества отдельных реестров у компетентных органов появляется единый реестр на основе облачных технологий, позволяющий получать информацию более оперативно, в том числе для целей стандарта автоматизированного обмена финансовой информацией (Common Reporting Standard). Будет ли предоставляться информация из данного реестра в рамках CRS другим государствам, с которыми Сейшельские острова осуществляют обмен, пока неясно, но наличие самого реестра делает такой обмен возможным.







Читайте также

Сейчас на главной