Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Банковское страхование для «СОГАЗа» — один из эффективных рыночных инструментов, который позволяет расширять клиентскую базу и увеличивать объемы страховых премий по банковскому каналу. О сегодняшней ситуации на рынке банковского страхования «БО» рассказывает Валерий Ермаков, начальник управления банковского страхования ОАО «СОГАЗ».
— Сейчас много говорят о банковском страховании. Эта тема стала обыденной для большинства страховых компаний и банков. Чем это направление бизнеса интересно «СОГАЗу»?
— Нужно учесть, что банковское страхование как отдельное направление в «СОГАЗе» начало развиваться только с середины 2004 года, тогда как другие крупные страховщики уже активно работали в этой области. Пришлось практически с нуля системно выстраивать работу по развитию банковского канала, изучать опыт наших коллег, осуществлять мониторинг рынка банковских услуг, менять тарифную политику, разрабатывать технологию продаж, которая устраивала бы банки и их клиентов. Приходилось менять представление о «СОГАЗе», как о кэптивном страховщике. Сегодня мы пытаемся выстраивать с банками-партнерами не краткосрочные сделки, а долгосрочные взаимовыгодные отношения на основе конкретных рыночных условий. И результаты говорят сами за себя. В 2004 году общий объем по банковскому страхованию составлял всего 226 млн рублей (по начисленной премии), в 2006 году — 1044 млн рублей, 2007 год — 2633 млн рублей. За шесть месяцев 2008 года рост премий увеличился в 1,63 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Партнерами «СОГАЗа» являются свыше 300 банков и свыше 54 тыс. клиентов банков.
СПРАВКА
Ермаков Валерий Александрович — начальник управления банковского страхования ОАО «СОГАЗ». В страховании с 1995 года. Ранее работал в ВСК в должностях: страхового агента, генерального представителя компании, руководитель департамента, с 1999 года — в ОАО «СОГАЗ». Занимался развитием программ реабилитационно-восстановительного лечения, ипотечного страхования. С 2004 года возглавляет управление банковского страхования. Имеет три высших образования: инженерное, педагогическое, экономическое.
— Применяет ли ваша компания какие-либо специфические критерии при отборе банков?
— Основные критерии отбора банков ежегодно определяет руководство группы. Минимальные требования — положительная деловая репутация на рынке финансовых услуг, востребованность банка со стороны продающих подразделений и филиалов «СОГАЗа», практический интерес со стороны наших корпоративных клиентов и партнеров, отсутствие неприемлемых требований по страхованию со стороны банков. Кроме того, естественно, для нас важна финансовая устойчивость и ликвидность банков-партнеров, с которыми мы работаем или планируем работать.
— Сегодня мы являемся свидетелями кризиса в банковской сфере. Как это отражается на развитии банковского страхования в вашей компании?
— Сказать, что никак, было бы неправильно. Конечно, кризис отражается на результатах деятельности. Мы наблюдаем сокращение кредитов, связанных со страхованием юридических и физических лиц. В августе–сентябре упали объемы по страхованию залоговой массы, потребительских кредитов, автострахованию, непростая ситуация с развитием ипотечного страхования ожидает нас в перспективе. Часть банков сократила объемы кредитования, заняв выжидательную позицию. Эта ситуация затронула многие страховые компании. Естественно, рынок столкнется с трудностями и в 2009 году.
Вместе с тем, несмотря на опосредованное негативное влияние мирового финансового кризиса, за девять месяцев 2008 года объемы страховых сборов «СОГАЗа» по ипотечному страхованию не снизились, а даже выросли: с 529 млн до 800 млн рублей.
Эти результаты можно объяснить разными причинами. Одна из них — механизм продаж, который был отработан в «СОГАЗе» на протяжении нескольких лет. Другая причина заключается в том, что в свое время мы расширили географию регионов и увеличили количество банков партнеров работающих в области ипотеки, пересмотрели подходы к реализации ипотечных продуктов со стороны продавцов, ввели в действие ряд новых правил, отработали технологию продаж, предоставили клиентам конкурентные и привлекательные тарифы.
Кредиты МСП: скрытые проблемы
Многомесячный период удержания высокой ключевой ставки привел к серьезному ухудшению финансового состояния отечественного малого и среднего бизнеса. Количество предпринимателей с просроченной задолженностью с июня 2024 года по июнь нынешнего выросло более чем на 60%. Эксперты сравнивают ситуацию с торфяным пожаром