Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Тернистый путь в цифровое будущее
23.11.2020 FinCorpАналитика

Тернистый путь в цифровое будущее

В части цифровизации рынок лизинга отстает от банковской сферы на несколько лет. В качестве причины на третьей ежегодной конференции «Цифровые технологии в лизинговой деятельности», организованной Объединенной Лизинговой Ассоциацией, эксперты выделили более высокую маржинальность и отсутствие среди клиентов физлиц, ожидания и запросы которых играют ключевую роль в технологическом развитии банков


Картина крупным мазком

На рынке лизинга по-прежнему немало компаний, клиенты которых привыкли к личным договоренностям с менеджером и предпочитают их интеракциям через дисплей. Тем не менее доходы лизинговых компаний за последние четыре года снижаются, а готовность клиентов к работе в онлайне будет расти по мере того, как ключевые посты начнут занимать молодые специалисты. Лизинговые компании ориентированы на цифровизацию и ищут в современных технологических решениях возможность снизить операционные затраты и сохранить или даже приумножить клиентскую базу. Яркий кейс на эту тему привел Сергей Савинов, генеральный директор компании «Интерлизинг». Вложив 500 тыс. рублей в разработку мобильного приложения для дистанционного осмотра предмета лизинга и проведя около 2 тыс. осмотров с начала пандемии, компания сэкономила 8 млн рублей.

Цифровизация уже принесла ряд конкурентных преимуществ: удобство для клиентов, высокую скорость заключения сделки, прозрачные взаимодействия, сопровождение 24х7 и сокращение ФОТ компании по мере автоматизации.

В лизинговом бизнесе наблюдается цифровое расслоение. Есть несколько технологических лидеров из крупных игроков, аффилированных с крупными банками. У них есть инвестиционные возможности, и они могут интегрироваться в развитые IT-системы материнских банков. Эти компании уже сегодня демонстрируют чудеса автоматизации, создают личные кабинеты клиентов с функцией продаж, запускают маркетплейсы и экспериментируют с AI для автоматизированной обработки документов. И есть игроки среднего уровня, не имеющие возможности инвестировать сотни миллионов в процесс автоматизации, но при этом реализовавшие полноценные ERP-системы, позволяющие рассматривать и заключать сделки в сроки, не уступающие лидерам рынка, и в настоящий момент также как и они делающие практические шаги в части внедрения ЭДО. . 

Выставка цифровых достижений

На конференции было представлено три кейса цифровых чудес. Как пример полностью цифровизированной лизинговой компании Дмитрий Курдомонов, управляющий директор «Хомнет Лизинг Софт», привел безбумажную и безофисную Forward Leasing, предлагающую в том числе подписку на смартфоны, ноутбуки и бытовую технику. Виталий Милованов, генеральный директор «Райффайзен-Лизинг», включил ролик «Лизинговый процесс от “А” до “Я»” без сотрудников лизинговой компании». Виталий показал реальный процесс, в котором сделка совершается в течение пяти минут и без участия сотрудников лизинговой компании. Вячеслав Дзюбенко, IT-директор компании «Сбербанк Лизинг», представил мобильное приложение с личным кабинетом клиента. В приложении есть доступ к автомобилям, имеющимся в наличии на территории страны, информация об акциях и скидках производителей, калькулятор платежей для выбора оптимального варианта, форма заявки на лизинг и т.д.

Средняя температура по отрасли

По поводу вопроса «Какие из основных звеньев лизинговой деятельности наиболее успешно автоматизированы у вас?» было проведено голосование, в котором участвовали более 40 представителей лизинговых компаний. Победила бухгалтерская отчетность. На втором месте — лизинговый калькулятор, а в аутсайдерах — мобильное приложение. Остальные участки лизингового процесса набрали умеренное количество голосов. Это CRM, скоринговая оценка, работа кредитного комитета, личный кабинет клиента, мониторинг предмета лизинга, работа с проблемной «дебиторкой», внешний и внутренний ЭДО и электронный архив.

Что мешает цифровому счастью? 

Препятствия на пути к глубокой автоматизации процессов и полному переходу в онлайн:

  • необходимость физического осмотра для контроля состояния предмета лизинга. В перспективе участники увидели выход в подключении к системам мониторинга техники у ее производителей, но в конце конференции родилось другое решение;
  • отстающие темпы цифровизации ключевых контрагентов и госорганов, тормозящие API-интеграцию. Также ГИБДД не готова принимать подписанные ЭЦП документы для оформления ПТС, Гостехнадзор не готов дистанционно оформлять ПСМ;
  • изъятие предмета лизинга в случае неплатежеспособности клиента и других проблемных ситуаций не имеет дистанционного решения;
  • дефицит квалифицированных специалистов по цифровизации на рынке труда;
  • высокие риски проектов в связи с недостаточным опытом работы в отрасли и дефицитом успешных кейсов.

Тем не менее, по оценкам экспертов, переход участников рынка на дистанционное заключение и сопровождение сделок произойдет в перспективе от одного года до трех лет.

В поисках лучшего инструментария — советы от вендора

Каким путем идти в автоматизацию? Создавать IT-систему вокруг сложившихся или проектируемых процессов или подстраивать процессы под готовую систему? По мнению Дмитрия Курдомонова, такой дилеммы уже нет. За спиной Дмитрия 15-летний опыт цифровизации отрасли, и его рекомендации имеют вес. 

Например, он рекомендует не заниматься низкоуровневым программированием. Выбрать готовую платформу и сосредоточиться на построении бизнес-логики процессов. С зарубежными аналогами и опытом зарубежных внедрений львиную долю задач по автоматизации можно быстрее и дешевле решить с последней версией 1С:Предприятие. Перерисовать громоздкий интерфейс платформы несложно, а ее функционал того стоит. Дополнительное преимущество 1С — минимум проблем при перестройке бухгалтерского учета, которая неизбежна в связи с грядущим регулированием отрасли со стороны ЦБ и ужесточением регуляторных требований. С 2022 года вступит в силу ФСБУ 25/2018 — новые требования к бухучету и к отчетности. Возможно, следующим шагом станет перевод бухгалтерий на единый план счетов от ЦБ. Полтора года — небольшой срок для того, чтобы запланировать и реализовать подготовку собственных бухгалтерий и документооборот с контрагентами. 

Также не нужно изобретать велосипед. В практике лизинга есть немало типовых процессов, для автоматизации которых рынок предлагает типовые решения. Процессы любого уровня уникальности могут быть автоматизированы на основе технологии BPMS. Другое дело, что условие эффективности такой автоматизации — качественно выстроенные учетный функционал и бизнес-логика процессов.

 

 

В учете событий и их финансовых последствий в цикле жизни лизингового договора общего у компаний больше, чем особенного. Выстроив бизнес на типовых решениях, компания сосредотачивается на своих уникальных преимуществах и на новых продуктах. Даже деятельность «фантастической Forward Leasing» автоматизирована на базе типовых учетных решений.

Как принимать инвестиционные решения: советы финансиста

Алексей Киркоров, финансовый директор «Сбербанк Лизинг», подготовил для участников разветвленное «дерево решений» цифровизации, на котором варианты множатся, начиная от первого выбора между собственной IT-подсистемой и SaaS-аутсорсингом и заканчивая детальными сценариями на каждой из ветвей. На каждой развилке — свои плюсы и минусы, критерии и неожиданные сюрпризы. Вот некоторые из выделенных Алексеем моментов. При выборе собственного решения (CAPEX) важно, что в ближайшие несколько лет на расходы ляжет амортизация созданного актива, и это важно учесть в долгосрочном бюджетировании. Разработка своими силами приводит к росту стоимости сотрудников на дефицитном рынке труда и необходимости увеличить ФОТ для их удержания. Важно учесть риски и предусмотреть затраты сил и средств на взаимодействие с аутсорсером, в том числе трудности контроля сметы и необходимость выделения собственных специалистов для поддержки заказной разработки. Часто недооцениваются масштабы интеграций и затраты на них. Нужно также не упустить в расчетах стоимость денег и инфляцию, как и то, что расходы растут и множатся по ходу реализации проекта — и из-за дополнительных работ, и по причине роста «функциональных аппетитов» заказчиков. Алексей обозначил одно из условий «умной цифровизации»: привычка задавать вопросы о том, что инновация даст клиенту и когда она окупится, должна войти в корпоративную культуру. 

В развивающейся компании «Интерлизинг», рассказал Сергей Савинов, используется MVP-подход: из-за дефицита времени инновация доводится до минимально прибыльного уровня и выводится на рынок, а дальнейшая доработка предпринимается не всегда. Второй инструмент — CBA-подход, позволяющий сравнивать альтернативные способы вложения средств, в том числе с учетом рисков. Сравнивая ROI со средним показателем по отрасли, компания установила планку отсечения на уровне трехлетней окупаемость проекта. 

Окупаемость — не догма

Будущая доходность от инновации, ее NVP — лишь одна из составляющих в повышении стоимости компании, которую может принести новшество. Другие возможные составляющие капитализации — расширение клиентской базы, использование новых технологий и рост компетенций персонала. Могут ли и должны ли инвестиционные проекты быть убыточными? Вероника Новикова, Председатель Правления   «Альфа Лизинг», рассказала, что наличие ЭДО и личного кабинета считается в компании необходимостью, в которую вкладываются независимо от сложности и неоднозначности расчета NVP. Виталий Милованов отметил: в правиле «расходы не должны превышать доходы» бывают исключения. Лучше нарушить правило, чем упустить появление меняющей рынок технологии — сервиса мгновенного заключения сделки в салоне автодилера в условиях повышенного спроса на автомобили. Просчитать NVP такой технологии часто невозможно, поскольку неясны сроки, в которые выстрелит новинка. Неясные или убыточные NVP-проекты работают на плохо просчитываемое будущее. Сергей Маринич, операционный директор «ВТБ Лизинг», — также не сторонник абсолютизации финансовых расчетов и больше ратует за здравый смысл. Во-первых, инвестиции в «цифру» могут быть связаны с требованиями регулятора, и их приходится делать в любом случае. Во-вторых, если задача проекта состоит в удержании или увеличении доли рынка, то расчет окупаемости — сложная задача. В-третьих, часто случается так, что изменения обстоятельств ломают планы и расчеты. NVP полезно при запуске проекта, но если ситуация изменилась, открылись новые обстоятельства, нужно вовремя свернуть начинание. 

Слона-то мы и не приметили

Информация о бизнес-возможностях новых технологий редко вовремя проникает в лизинговую сферу. О недоиспользовании функционала поискового маячка 2020 года рассказал Дмитрий Дацыков, директор представительства компании Forward. Маячки используются большинством компаний лишь для поиска имущества после обозначения проблемы с его исчезновением. Однако современный функционал маячка позволяет обнаруживать тревожные признаки задолго до того, как проблема войдет в острую фазу. К таким новым функциям относятся: 

  • извещение о демонтаже транспортного средства или оборудования;
  • точное геопозиционирование при отсутствии GPS-сигнала в подземных паркингах, гаражах или производственных помещениях;
  • анализ интенсивности эксплуатации транспортного средства или оборудования.

Три кита цифрового лизинга

Евгений Белезяк, почетный член Латвийской ассоциации лизингодателей, назвал три условия построения полностью автоматизированной лизинговой компании: наличие накопленных корректных данных; микросервисная архитектура, позволяющая компоновать под общей оболочкой разные наборы сервисов и развивать их отдельно друг от друга, и Agile-философия управления командой разработчиков. Agile-философия проявляется не столько в системе scrum или иных организационных технологиях, сколько в мотивационных принципах: подходить к людям не с рублем, не с приказом, не с окриком, а с душой садовника, любовно и бережно ухаживающим за молодым ростком.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Денис Яклаков, заместитель генерального директора «Сбербанк Лизинг»Денис Яклаков, заместитель генерального директора «Сбербанк Лизинг»

В фокусе цифровизации есть и будут все аспекты интеграции в экосистему «Сбера», развитие каналов продаж — как традиционных, так и новых, изначально создаваемых «в цифре». Этот блок мы видим максимально цифровым, считаем, что самый значительный экономический эффект будет получен здесь. Также разумной, то есть осознанной и подкрепленной необходимой аналитикой, цифровизации подвергаются ключевые операционные процессы, что позволяет год от года повышать эффективность поддерживающих процессов. Ну и, конечно, мобильное приложение и интернет-сайт с личным кабинетом клиента — как необходимое условие качественного сервиса.