Финансовая сфера

Банковское обозрение


14.01.2021 FinRetailFinTechАналитика
Тренды в работе с МСБ в постковидный период

Нефинансовые сервисы банков в постковидный период


За прошедший год изменились и количество, и привычки малых и средних предприятий. Были проанализированы тренды сегмента, и выяснилось, что могут сделать банки, чтобы стать привлекательнее для таких клиентовб.

Малому бизнесу в 2020 году пришлось тяжелее всех: пандемия и последующий кризис ударили по сегменту, отразились на численности сотрудников и финансовом состоянии компаний. С января по декабрь 2020 года количество предприятий в целом по России снизилось на 14% — с 7,5 млн до 6,83 млн, причем на долю «погибших» ИП приходится 9% (по данным сервиса «Контур.Фокус»). Для сравнения: в 2019 году падение составило всего 2%, а число ИП даже немного подросло.

В 2020-м в сегменте МСП сформировались тенденции, которые продолжат набирать обороты и в следующие годы.

  • Почти каждая сфера бизнеса пострадала. Больше других досталось турагентствам и компаниям, которые занимаются административной деятельностью. Их количество сократилось на 4,9%. Второе место по потерям заняли организации из сферы финансов и страхования — там не досчитались 4,3% компаний. В тройке антирейтинга также оказались обрабатывающие производства — минус 4,3%.
  • Вынужденная самоизоляция усилила тренд на цифровизацию. Электронный документооборот (ЭДО), электронные подписи, онлайн-сделки развивались и до пандемии, но в 2020 году потребность в них у МСБ возросла. Уже за первые полгода количество отправленных электронных документов увеличилось: только через «Контур.Диадок» прошло на 126% документов больше. В марте-апреле электронные подписи стали выдавать и продлевать на 14% чаще, в июне спрос на новые ЭП вырос на 42%, прирост по продлениям составил 28%. Количество онлайн-сделок с Росреестром выросло в три раза за первое полугодие, а обороты сделок увеличились в 1,5 раза.
  • Отправка отчетности онлайн — явление не новое. И с каждым годом государственное регулирование этого направления усиливается. Пандемия может подтолкнуть государство к расширению сферы электронной отчетности. Сегодня сдавать отчетность в электронном виде обязаны плательщики НДС, а также компании с определенным количеством сотрудников (все зависит от типа отчетности). Но завтра в это число могут попасть и компании поменьше. Из-за этого вырастет спрос на сервисы операторов электронного документооборота (ЭДО) и услуги удостоверяющих центров (УЦ).
  • Пандемия сказалась на финансах, из-за чего бизнес стал выбирать продукты и услуги иначе. Если раньше важнее всего была надежность поставщика, то сегодня организации учитывают еще и стоимость. В условиях дефицита средств МСП-клиенты выбирают самое дешевое решение, которое может закрыть конкретную потребность бизнеса.

 

 

Цифровизация, усиленная пандемией, заставила банки уделять больше внимания развитию нефинансовых сервисов. Еще пару лет назад считалось, что блок бухгалтерских продуктов — интересный эксперимент для банков, а сейчас это необходимость. Клиенты из сегмента малого и среднего предпринимательства хотят видеть в системе банковских продуктов сервисы, которые помогут закрыть потребность в ведении бухгалтерии, отправке отчетности в госорганы, в аутсорсинге бухгалтерии. Появляется пул клиентов, которые выбирают банк для РКО по принципу наличия у него большого количества нефинансовых сервисов. Сейчас над развитием нефинансовых сервисов работают не только ведущие кредитные организации, но и небольшие региональные банки. Для них это один из драйверов конкуренции с мастодонтами рынка.