Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • «Университеты» операциониста
01.02.2008

«Университеты» операциониста

Для руководителя Middle & Back Office Private Banking Промсвязьбанка Алексея Мартынова должность операциониста была первой записью в трудовой книжке. Нынешний топ-менеджер не желал засиживаться за терминалом операциониста, но считает этот стартовый эпизод чрезвычайно полезным этапом своей карьеры.


— Алексей Владимирович, ваша банковская карьера началась в 1994 году с должности операциониста в банке «СБС-Агро». Как вы попали на эту работу и какую роль сыграл этот эпизод в вашей трудовой биографии?

— Наверно, у меня не слишком стандартная история. Когда я получал второе — финансовое образование, у нашей группы из десяти студентов был заключен договор с этим банком. «СБС-Агро» оплачивал наше обучение, а мы были обязаны выйти на работу после получения диплома, при этом должности в договоре не оговаривались. Мне предложили начать с самого низа и без особого выбора направили в оперзал, как теперь говорят, во фронт-офис, работать с клиентами.

Я пришел в боевом настроении, с большим желанием учиться, и практически сразу начал приставать с вопросами к старшему операционисту, к начальнику отделения и его заместителю. Я просил объяснить мне смежные операции, хотел разбираться в сложных ситуациях. Считаю, мне повезло в том, что у «СБС-Агро» была установка на универсальность операционистов. В банке операционисту полагалось знать весь спектр операций, а не только какой-то выделенный участок, например только рублевые платежи. Сейчас такой подход называется концепцией финансового супермаркета.

Достаточно быстро, примерно за месяц, я освоил практически все операции, которые входят в сферу деятельности операциониста. Сначала новичков сажали «набивать» рублевые платежки. Начинали с внутрибанковских платежей, затем платежи в границах Москвы, потом по всей стране, освоил валютные платежи, валютный контроль, ведение валютного дела. Мне были интересны сложные ситуации: почему могли не дойти деньги? Тогда еще деньги шли по нескольку дней. Соответственно, начал разбираться в операциях РКЦ, занимался подготовкой отчетности для клиентов.

Я пришел в боевом настроении, с большим желанием учиться, и практически сразу начал приставать с вопросами к старшему операционисту, к начальнику отделения и его заместителю.

— Идея освоения смежных операций была вашей или это нормальная практика банка?

— История была такова: недели через две после трудоустройства я пришел к начальнику отделения и попросил работу на смежных направлениях. Мол, занимаюсь обычными рублевыми платежами, а хочу поработать с валютными. Можно было и без начальника обойтись, но сотрудник, который «сидел» на валютных платежах, учить меня не захотел, сказал, незачем тебе. Начальник тоже поинтересовался: «Тебе мало работы?» Работы хватало — рублевый участок самый тяжелый с точки зрения нагрузки. Так что пришлось зайти несколько раз, пока начальник не сломался и не поручил старшему операционисту учить меня.

Таковы были мои «университеты» операциониста.

— Когда вы ушли на повышение?

— Достаточно быстро. Может, и не стоило бы делать то, что сделал я, начальство могло отреагировать неодобрительно, но смелость города берет.

Спустя полтора месяца после начала работы я записался на прием к начальнику HR-службы и сказал ему следующее. Банк платил деньги за мое обучение. Я благополучно отучился, имею два высших образования. На своем участке в банке я уже все знаю, все аспекты деятельности операциониста изучил, поработал на разных участках. Надо двигаться дальше. Вряд ли вы платили за меня деньги, чтоб я сидел операционистом, сказал я кадровику. Он очень удивился, и через какое-то время меня перевели в кассу, кассиром.

Когда меня начали раз в месяц переводить на новое место, я понял, что HR действительно взялся за мое обучение внутри банка, чтобы я знал специфику банка снизу и был готов к дальнейшей эффективной работе.

— Это повышение?

— По статусу я остался на том же уровне, но произошла смена деятельности. Позднее «СБС-Агро» объединил функционал кассиров и операционистов в должности валютного кассира-операциониста, но тогда еще кассиры и операционисты были разделены, а я последовательно, в среднем в течение одного месяца на каждом месте, поработал кассиром, валютным кассиром, кассиром валютно-обменного пункта. Собственно, когда меня начали раз в месяц переводить на новое место, я понял, что HR действительно взялся за мое обучение внутри банка, чтобы я знал специфику банка снизу и был готов к дальнейшей эффективной работе. Затем, вполне ожидаемо, меня повысили до экономиста в управлении кассовых операций.

Работа на новом месте была разной. Я написал курс обучения валютных кассиров-операционистов, участвовал в его внедрении. К тому времени у «СБС» был свой учебный центр, где я преподавал в течение двух лет, будучи экономистом управления.

В те времена «СБС» купил Агропромбанк, пошел вал кассиров-операционистов из поглощенного банка. В соответствии с принятой в банке концепцией требовалось, чтобы функционал нашего операциониста был разнообразным и полным. Операционист, прошедший обучение или повышение квалификации в нашем учебном центре, выполнял около 160 операций — это серьезная подготовка. Я вижу, что в рамках финансовых супермаркетов идея универсального операциониста возвращается. А в «СБС-Агро» эта идея была реализована, люди проходили учебный курс и даже получали свидетельства валютного кассира-операциониста государственного образца.

Выпрыгнуть из кресла операциониста тяжело. И, как правило, следующий карьерный шаг операционист может сделать только в своем банке.

— Пригодился ли вам опыт операциониста в дальнейшей работе?

— Конечно! Особенно в бэк-офисной работе это было совершенно необходимо. Все, что касалось расчетов, особенно межбанковских расчетов, пригодилось мне в Автобанке. И практически повсеместно — знание того, как работает Центробанк, как работает SWIFT, валютный контроль.

По крайней мере, при возникновении каких-либо проблем опыт работы операционистом давал мне четкое представление, где произошел сбой. Ведь одна из бед руководителя — уверенность в том, что работает лишь он один и лишь его отдел, а больше никто не работает. А я хорошо знаю все процедуры, и не только в теории.

Операционист, прошедший обучение или повышение квалификации в нашем учебном центре, выполнял около 160 операций — это серьезная подготовка.

— Как вам кажется, в какую сторону развивается профессия операциониста? Раньше основным заказчиком был Сбербанк, но теперь банков много, у каждого свои особенности в проведении операций, значительно расширился функционал — люди начинают карьеру не операционистами как таковыми, а консультантами, менеджерами по работе с клиентами, менеджерами точек продаж потребительских кредитов в магазинах. Не происходит ли некое «размывание» профессии?

— Да, определенная диверсификация происходит. В одних банках операционист по старинке только «набивает» платежки, но во многих банках от операциониста уже требуется большая квалификация в соответствии с расширением функционала. Мне кажется, рынок возвращается к идее «одного окна» для клиента, а соответственно, универсального операциониста. Человек, придя в «одно окно», должен решить все свои проблемы, а не бегать по отделению, чтоб сделать перевод, оформить карточку и т.д.

И потом, банковский рынок — это конкурентная среда, которая уже практически выровнялась по тарифам на РКО. Клиент пойдет туда, где ему вежливо ответили и хорошо обслужили. С этой точки зрения концепция «одного окна» сильно выигрывает, и будущее за операционистами с широким функционалом.

— Операционистов много, это основание карьерной пирамиды. А какие перспективы у среднего операциониста? Специалист будет развиваться, только если будет настойчив и целеустремлен, или карьерная лестница — это все же эскалатор, который сам когда-нибудь вынесет операциониста наверх?

— Этот эскалатор существует, безусловно, есть некая ротация, но процент «движущихся наверх» невелик. Если мы видим, что операционист хорошо ориентируется в валютных платежах, то к нему обратятся при открытии некой вакансии, например, в подразделении, которое работает со SWIFT. Банки, кто бы что ни говорил, предпочитают растить своих спецов, а человек волен решать, хочет он расти или нет.

Однако сейчас мы говорим о воле случая: появится у банка вакансия, потребность или нет? Или появится через три года… Выпрыгнуть из кресла операциониста тяжело. И, как правило, следующий карьерный шаг операционист может сделать только в своем банке. Можно, конечно, перейти в банк помельче с должности операциониста на старшего операциониста с перспективой вырасти до замначальника отделения, а затем вернуться в банк покрупнее. Общеизвестно, что есть две карьерные стратегии: расти в одном банке или делать шаги в сторону. На мой взгляд, эффективнее дискретное движение по карьерной лестнице.

 Мнение эксперта 

Алексей Мартынов — руководитель Middle & Back Office Private Banking Промсвязьбанка.

В 1995 году закончил МЭИ, получив специальность «инженер-системотехник». В 1996 году получил второе высшее образование по специальности «финансовый менеджер». Начал свою банковскую карьеру с АКБ «СБС-Агро» в 1994 году с должности операциониста. Более семи последующих лет руководил различными бэк-офисами: филиальным в СБС, инвестиционным в ИК «Риком-траст», межбанковским в Автобанке. С 2000 по 2004 год — в АБ «ИБГ НИКойл»: от главного специалиста бэк-офиса до директора дирекции по развитию клиентских сегментов. Далее до 2006 года — в АБ «Газпромбанк» (ЗАО), директор проекта управления индивидуальных финансовых услуг. Затем вице-президент Юниаструм Банка и вице-президент МКБ «САТУРН». В настоящее время руководит Middle & Back Office Private Banking ОАО «Промсвязьбaнк». Член ИПБ России, квалификационный аттестат ФКЦБ 5.0.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ