Финансовая сфера

Банковское обозрение


10.12.2020 FinRetailАналитика
Упростить «жизнь»

Как поддержать рост рынка страхования жизни?


Рынок страхования жизни становится все более значимым явлением как для потребителей, так и для государства. Однако для дальнейшего развития рынка в текущих условиях необходим механизм упрощенной идентификации клиентов

Несмотря на сложности, вызванные пандемией, рынок страхования жизни продолжает расти. По данным ВСС, в третьем квартале 2020 года страховые премии в этом сегменте увеличились по сравнению с прошлым годом на 4% — с 308 млрд до 320 млрд рублей. При этом основным драйвером как страхования жизни, так и страховой отрасли в целом является накопительное страхование жизни (НСЖ). Сборы по этим продуктам выросли на 29% — с 73,2 млрд до 94,3 млрд рублей.

Такой рост вызван двумя факторами. С одной стороны, «эпоха низких ставок» привела к тому, что люди начали активнее интересоваться альтернативными финансовыми инструментами, поскольку банковские депозиты уже не обеспечивают приемлемой доходности (в понимании вкладчиков). Свидетельство тому — рекордный приток розничных инвесторов на биржу в этом году. В октябре счета на Мосбирже открыли более 736 тыс. человек, благодаря чему число клиентов-физлиц на торговой площадке превысило 7,5 млн. С другой стороны, понимание того, что низкие ставки — долгосрочный тренд, привело к возможности более долгосрочного финансового планирования, а также формирования накоплений

Отсюда и рост популярности продуктов НСЖ, который был поддержан страховщиками жизни, активно разрабатывающими новые программы с высокой клиентской ценностью. Речь идет не столько о доходности подобных программ (хотя на рынке сегодня можно найти привлекательные предложения), сколько о широкой их вариативности, позволяющей удовлетворить разные запросы клиентов (по срокам, «входному билету», целям накопления, покрываемым рискам и т.д.).

Отмечу, что развитие рынка страхования жизни играет большую роль в развитии экономики. По оценкам ВСС, по итогам первого полугодия 2020 года резервы страховщиков жизни составляли 1,18 трлн рублей, практически сравнявшись с резервами негосударственных пенсионных фондов, которые располагают 1,23 трлн рублей. Учитывая, что приток новых средств клиентов в НПФ «временно» замораживается уже не первый год (теперь заморозка продлена до конца 2023 года), а также динамику страхового рынка, можно предположить, что по итогам этого года страховщики жизни превзойдут НПФ по объемам резервов

Для государства такие показатели страхового рынка важны, так как страховые резервы — это те самые «длинные» деньги, которые нужны реальному сектору экономики. Страховщики жизни в первом полугодии 2020-го заняли третье место по объемам вложений в государственные ОФЗ. Общий портфель компаний достиг 655 млрд рублей, а доля их вложений в общем объеме ОФЗ — 7%. Для сравнения: весь банковский сектор занимает 39% рынка гособлигаций, еще 36% приходится на вложения Пенсионного фонда России.

 

 

Игорь Юргенс, глава ВСС, недавно заявил, что по итогам этого года на долю страховщиков жизни придется 0,5% ВВП страны. С одной стороны, до целевых показателей в 2-3% ВВП еще далеко, с другой — всего четыре года назад эта доля была более чем в два раза меньше (составляла 0,2%). Такой рост — отличный показатель для молодого рынка.

Также важно, что развитый рынок страхования жизни ощутимо снижает давление на сферу государственного социального обеспечения. Например, сегодня на рынке очень популярны программы НСЖ, подразумевающие прохождение регулярных медицинских чек-апов и лечение в случае выявленных заболеваний. Есть и страховые продукты, которые помогают в планировании семьи, подготовке к рождению ребенка. А сервис телемедицины сегодня — едва ли не обязательное приложение к программам НСЖ. Все это снижает нагрузку на государственную сферу медицины, способствует повышению качества получаемых услуг.

Это справедливо с точки зрения формирования накоплений для будущих поколений: на обучение детей, будущий пенсионный капитал и т.д. Такие программы помогают людям в достижении их целей и способствуют улучшению социальной ситуации. Тот факт, что власти уделяют этому сегменту большое внимание, подтверждают и планы Банка России по созданию государственного гарантийного фонда по аналогии с существующей на банковском рынке системой страхования вкладов. 

Следующим шагом на пути развития продуктов с учетом эпидемиологической обстановки должно стать развитие дистанционных каналов продаж. В этом случае страховщик может сэкономить на комиссионном вознаграждении агенту или посреднику, за счет чего повысятся доходность и клиентская ценность подобных программ. Но сегодня при продаже договоров страхования жизни компании ограничены в этом плане требованиями Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» по идентификации клиентов. Также страховщики не имеют права в этом случае прибегать к упрощенной процедуре идентификации клиентов, что усложняет развитие онлайн-каналов. Уже сейчас на рынке представлены продукты с высокой ценностью для клиентов, реализуемые через дистанционные каналы, например продукты линейки «Авантаж» от страховой компании «Ингосстрах-Жизнь», но масштабирование таких продуктов может обеспечить только введение упрощенной идентификации. Поэтому следующим шагом со стороны государства для популяризации продуктов страхования жизни должно стать появление механизма упрощенной идентификации клиентов страховщиков жизни наподобие механизма используемого банками и страховщиками non-life.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ