Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Успехи налицо, вперед к успехам
20.11.2014 Мнение

Успехи налицо, вперед к успехам

О политике регуляторе в области ПОД/ФТ, оценки деятельности кредитных организаций и методах особого регулирования


Россия как член ФАТФ, а в 2013–2014 годах — председатель этой организации, долгое время находилась под самым пристальным наблюдением ФАТФ. Хорошо это или плохо, я сказать, наверное, не готов. Но пристальное внимание к работе нашей системы дало свои положительные результаты. В первую очередь принято политическое решение об изменении и верификации нашего законодательства, которое достаточно широкие права предоставило кредитным организациям для очищения от недобропорядочных клиентов. Приняты все эти законы были в прошлом году. Прошло чуть больше года, результативность налицо. Разработана соответствующая методологическая база, которая, я надеюсь, помогает.

Осенью прошлого года на пленарном заседании ФАТФ РФ получила высокую оценку и была снята с мониторинга. Тем самым ФАТФ признала нашу систему ПОД/ФТ с законодательной точки зрения, как передовую, соответствующую всем нормам международных стандартов.

В сентябре нынешнего года в достаточно непростых для нас условиях подтверждение соответствия нашей системы всем международным стандартам также было озвучено на заседании профильного комитета Совета Европы. Однако результаты, которые страна на сегодняшний день имеет, высокие рейтинги не дают нам права успокаиваться. Общая тенденция для мирового сообщества такова, что фактически все страны привели свои законодательные акты в соответствие с международными стандартами. Начался новый раунд взаимных оценок стран. На ближайшем заседании ФАТФ его проходили Норвегия и Испания. Очень сложная была защита. И в первую очередь это эффективность работы всей системы кодов ФТ. И основана она на риск-ориентированном подходе.

И, конечно же, одним из ключевых мест в этой работе является банковский сектор. Наша политика в первую очередь направлена на повышение эффективности антилегализационных механизмов в финансовом секторе. Приоритет нашей сегодняшней работы — это превентивное реагирование на вызовы и угрозы, минимизация возможностей проникновения преступных доходов, сомнительных доходов в финансовый сектор, а посредством него — также и в экономику нашего государства.

Наши основные действия совмещают контроль за формальным соблюдением требований закона ПОД/ФТ и практическим выполнением кредитными организациями установленных противолегализационных процедур. И опять же основаны они на тех рисках, которые мы и вы в своей работе выявляем. И та работа, которую мы проводим, в первую очередь направлена на отлаживание механизмов, которые снижали бы риски вовлечение кредитных организаций в проведение незаконных, сомнительных операций.

Я знаю, что много вопросов вызывают определенные действия регулятора. Но это наша политика, мы системно и достаточно жестко стараемся очистить банковский сектор от недобропорядочных клиентов. Тем самым минимизировать риски, о которых я говорил. И в первую очередь — наше Письмо 172-П, которое вводит определенную систему мер, направленных на повышение оперативности и качества уровня надзорных мероприятий в рамках общей политики надзора. И указанная система, направлена на обеспечение необходимой оценки деятельности кредитных организаций по противодействию незаконным финансовым операциям, к которым мы обращаем внимание на конкретные клиентские операции, вызывающие сомнения.

Начался новый раунд взаимных оценок стран

В отношении тех кредитных организаций, клиентские операции которых превышают значение предельного уровня риска, нами проводится достаточно серьезная, системная работа, чтобы совместными усилиями те риски минимизировать и избавиться от тех клиентов, которые подрывают репутацию кредитных организаций и наносят определенный вред как банкам, так и государству в целом.

Мы исследуем и выявляем схемы разного рода, которые применяются клиентами. Это и различные агентские схемы с драгоценными металлами, и вывод средств за рубеж различными способами. Недобропорядочные клиенты и операции, которые проводятся с ценными бумагами. Их достаточно много. И со своей стороны стараемся в своих рекомендациях для банков всегда говорить, что мы выявляем, дабы вы всегда имели возможность обращать внимание служб внутреннего контроля на такие операции.

В этой связи надзор в сфере ПОД/ФТ, который мы реализуем после получения статуса мегарегулятора, ориентирован на комплексное рассмотрение указанных вопросов во взаимодействии с профильным департаментом ЦБ и с соответствующими субъектами финансового рынка.

Также хотелось бы подчеркнуть, что общим свойством всех теневых схем по-прежнему является участие в них компаний с теми или иными признаками фиктивной деятельности. Мы стараемся выявлять такие организации и информировать банковское сообщество о таких клиентах, чтобы более предметно с ними работали, если они стараются к вам на обслуживание прийти.

Приведу пример. На середину 2013 года высокий уровень риска вовлеченности в проведение сомнительных операций был присущ 176 кредитным организациям. К концу года 131 кредитная организация из тех 176 данные операции не проводили. Тенденция к дальнейшему сокращению их количества сохраняется. В первом квартале 2014 года число таких организаций было 28, во втором квартиле — 24. И по результатам третьего квартала, я надеюсь, их количество будет значительно уменьшено. Мы стараемся результативно совместными усилиями эти риски для кредитных организаций минимизировать.

Данные результаты свидетельствуют о том, что кредитные организации стараются к концу 2013 года, в первой половине 2014-го и по сегодняшний день активно использовать те инструменты, которые предоставило им законодательство: расторжение договоров банковского счета в одностороннем порядке, отказ от проведения операций, закрытие счетов. Статистика солидная.

И на сегодняшний день масса недобропорядочных клиентов ищет какие-то пути дальнейшей своей противоправной деятельности.

Возникает много разных вопросов. Мы, оценивая деятельность кредитной организации, доводя информацию о тех или иных зонах риска, естественно, даем возможность кредитной организации совместно с нашими главками разобраться, насколько те или иные клиентские операции действительно являются сомнительными. Но, как показывает практика, приблизительно на 85% мы попадаем в точку. Те механизмы, которые мы совершенствуем, позволят еще более детально обследовать не совсем чистые и честные операции и их минимизировать.

Как показывает практика, приблизительно на 85% мы попадаем в точку

Я не зря сказал о том, что кредитные организации имеют возможность увидеть регуляторов и доказать в отдельных случаях, что клиент проводит реальную операцию, и таких примеров много. На сегодняшний день порядка 47 кредитных организаций сказали нам о том, что сделки, которые они проводят, действительно свойственны клиентам. Они нестандартные, сложные.

Наверное, результатом нашей совместной работы стало также сокращение объемов сомнительных операций, связанных с выводом за рубеж. Объемы вывода, я сейчас имею в виду незаконные сомнительные свойства, с 39 млрд долларов в 2012 году в 2013 году сократились до 26-ти. И за девять месяцев текущего года, по нашим оценкам, они не будут превышать 8 млрд (23 млрд за соответствующий период прошлого года). Это хороший результат. Но тем не менее суммы большие. Поэтому нам придется дальше продолжать свою работу в этом направлении.

Позитивная тенденция наблюдается также по объемам операций, имеющих сомнительность с точки зрения обналичивания средств. За 2013 год они снизились в полтора раза. В первом полугодии 2014-го — в два раза по сравнению с аналогичным показателем 2013 года.

Я хотел бы особо подчеркнуть, что перед Банком России не стоит абсолютно никакой задачи по сокращению кредитных организаций, вытеснению с рынка мелких и средних банков. Работа со всеми банками проводится в плановом режиме. Наверное, крупные банки испытывают большее внимание со стороны регулятора, учитывая масштабы клиентов, которых они обслуживают.

Методы особого реагирования, которые мы применяем к кредитным организациям, вовлеченным в сомнительные операции, изначально имели профилактическую направленность. И степень выбора жесткости тех или иных мер зависит, прежде всего, от системности проведения сомнительных операций, от их объемов, а также эффективности работы самой кредитной организации в этом направлении.

Я слышал о том, что в коридорах говорят: Центробанк говорит о том, что можно что-то объяснить и доказать, а вот территориально не все так однозначно. Я собираюсь очень предметно на эту тему пообщаться с нашими главками для получения на местах единообразного подхода и стараться минимизировать какие-то перегибы, перекосы. Очевидно, что на текущем этапе в условиях, скажем, нестабильности мировых рынков, усиления геополитических рисков, ощущения банковского сектора и те препятствия, которые мы ставим для недобропорядочных клиентов, будут способствовать развитию в дальнейшем банковской системы, ее прозрачности, минимизации тех рисков, которые на сегодняшний день еще ряду кредитных организаций присущи.

По материалам с очередной встречи банкиров с руководством ЦБ РФ 11 ноября 2014






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ