Банковское обозрение

Финансовая сфера


03.06.2020 Аналитика
В Беларусь за экосистемами

В мае 2020 года в Минске прошла онлайн-конференция «Цифровой банкинг». Тематический фокус мероприятия был обозначен как «Создание банками бизнес-экосистем», но речь шла не только об этом


Мероприятие прошло по инициативе Научно-технологической ассоциации «Инфопарк» при поддержке ассоциации «Конфедерация Цифрового Бизнеса», устроителем выступила ассоциация «Инфопарк-проект».

«Содержание этой конференции всегда нацеливалось на прагматичные цели белорусского банковского сообщества, а также на тесное взаимодействие с местными регуляторами и финансистами из России», — отметил перед стартом блиц-дискуссии «Создание бизнес-экосистем как цель и как результат трансформации банка» модератор. В этой роли выступил Владимир Басько, генеральный директор ассоциации «Инфопарк».

«Фейк, хайп или что-то еще»?

Что хотел модератор от своих гостей? Он предложил в самом начале двухдневной дискуссии каждому очень коротко ответить на вопрос: «Так что такое экосистема: фейк, хайп или что-то еще»? В числе участников блица были:

  • Владимир Румянцев, генеральный директор Фонда развития цифровых платформ;
  • Сергей Македонский, президент и председатель правления ассоциации стратегического аутсорсинга «АСТРА»;
  • Андрей Косач, член правления, руководитель по информационным технологиям Альфа-Банка (Беларусь);
  • Александр Егоров, заместитель председателя правления Беларусбанка;
  • Сергей Дубков, член совета директоров Национального банка Республики Беларусь;
  • Максим Тамбиев, региональный директор Forrester Research (Россия).

Андрей Косач как осторожный банкир ответил подобно выпускнику МГИМО: «Истина всегда посередине. Рассматриваемый вопрос, безусловно, тренд. Но утверждать, что он главенствующий, неправильно! Здесь важна готовность тех или иных рынков. В настоящий момент я скорее верю в цифровизацию банков. И экосистема здесь скорее зависит от тех внутренних процессов, которые происходят в банках, а вовсе не наоборот, когда экосистема приводит к цифровизации банков».

Александр Егоров тоже был осторожен с ответом: «Вопрос масштабный, но требующий короткого ответа. Экосистема — это не тренд для банковского бизнеса, это тренд глобального мира. Но если банки не будут в чужом тренде, то в среднесрочной перспективе они потеряют и свои доходы, и свою позицию на рынке».

По словам Сергея Дубкова, сейчас банковский сектор пытается выработать некую новую парадигму развития. Классические, универсальные банки становятся все менее жизнеспособными. Текущая экономическая ситуация и в мире, и в Беларуси подталкивает к изменениям. Малые и средние банки из-за операционной среды, регуляторных норм и глобальных изменений в экономике становятся менее жизнеспособными. Поэтому они должны быть максимально близко к потребителю своих услуг. Не потребитель приходит в банк, а банк идет к потребителю. Причем с предложением небанковских услуг, а банковского сопровождения! Отдельная банковская услуга — это сегодня атавизм. Клиенту необходим комфорт, причем он не должен думать, как этот комфорт банкиры ему обеспечат. С точки зрения экосистем это означает максимальную интеграцию банковских компетенций в иные сервисы. Как это сделать — через прямое участие в бизнесе через партнерство — это бизнес-стратегия каждого банка в отдельности. Крупные же банки могут позволить себе покупать компании с рынка. Но тут возникают вопросы правоприменительной практики и этики отношений

У IT иное мнение

Владимир Румянцев попытался зафиксировать внимание аудитории на том, что каждое из понятий, из которых состоит феномен экосистем, предпочтительнее рассматривать не по отдельности, а в связи друг с другом.

Эксперт отметил: «Если подходить к вопросу именно с этих позиций, то любую экономику можно рассматривать как экосистему, а любая отрасль хозяйствования в этом случае представляет собой как самостоятельную экосистему, так и часть экономики в целом. А раз так, то дискурс трансформируется в иное качество: банковская сфера также представляет собой двуединую экосистему. Но ее особенностью является то, что основная цель банкинга — обслуживание других экосистем, как их части. Еще одна особенность банкинга как экосистемы заключается в том, что, будучи одной из самых высокотехнологичных отраслей экономики, она должна трансформировать все остальные за счет автоматизации финансового сопровождения клиентов разных типов в цифровых платформах и маркетплейсах. Отсюда вывод: продуктовая линейка банковских продуктов должна меняться и соответствовать цифровым реалиям той или иной индустрии-экосистемы. Для этого необходимо менять и бизнес-процессы самого банка».

Экосистема — это не тренд для банковского бизнеса, это тренд глобального мира

В итоге модератор с получил совет добавить к своей триаде «фейк, хайп или что-то еще» термин «факт». Владимир Румянцев привел следующую аргументацию: «Уже в довольно большом количестве отраслей происходит замена существующей архитектуры взаимодействия игроков старой формации на платформы, которые позволяют трансформировать все типы взаимодействия digital-игроков: таксомоторные перевозки, электронная торговля, логистика и т.д. Если называть конкретные бренды, то банкирам необходимо выделить экосистему Alibaba Group, где объем финансовых транзакций превышает “большую часть экономик мира”, обслуживание которых осуществляется иначе, чем в классическом банкинге».

Максим Тамбиев уточнил: «Важнейшим из умений любого современного бизнеса является умение работать с онлайн-клиентом. Борьба идет за время, которое тот уделяет тому или иному поставщику. Статистика показывает, что примерно 85% времени современный молодой человек проводит всего в пяти приложениях в своем смартфоне. Если вы не владелец тех пяти приложений (а таких компаний и банков 99,99%), то бороться приходится практически со всем миром за оставшиеся 15% времени нашего клиента».

А перед клиентом, как правило, не стоит задачи получить ту или иную банковскую услугу. Наоборот, у него масса иных всевозможных потребностей. Поэтому, по словам спикера, налицо тренд: банкам незачем разрабатывать свои продукты, а следует помогать клиенту удовлетворять его потребности в кооперации с другими участниками экосистемы через некое единое средство общения, например через цифровые платформы тех самых пресловутых пяти завсегдатаев интерфейса мобильного телефона клиента. Если у банкира есть ресурсы, чтобы войти в эту пятерку, то он молодец. Если сил недостаточно, то такой финансовой организации необходимо встраиваться в чужие экосистемы, естественно, с учетом требований местных регуляторов. Поэтому каждая конкретная юрисдикция совместно с финансистами должна заранее выработать собственную позицию по этому вопросу.

Итоги суперблица

Налицо тренд: банкам незачем разрабатывать свои продукты, а следует помогать клиенту удовлетворять его потребности в кооперации с другими участниками экосистемы

Поскольку времени было в обрез, модератор предложил перейти к суперблицу и ответить на вопрос «Нужно ли белорусскому банковскому сообществу совместно с регуляторами приходить к единообразному пониманию терминов “экосистема” и “платформа”, а также практик аутсорсинга»?

Три банкира ответили: «Надо подумать, но скорее “Да”», «Надо подумать, но скорее “Нет”» и «Категорически “Нет”, так как, чтобы что-то регулировать, нужно, чтобы что-то было. Излишняя регуляция убьет первые же ростки инициативы».

Представители IT-индустрии были гораздо более оптимистичны и добавили в копилку терминов модератора слово «императив»: «Это еще не факт, но это то, что неизбежно должно состояться!».