Финансовая сфера

Банковское обозрение


16.03.2020 Аналитика
Маркетплейс без населения

Запуск финансового маркетплейса, «брендированного» Банком России, по словам президента Ассоциации банков России Анатолия Аксакова, вот-вот случится, чуть ли не не в марте 2020 года


Разработчики ставили перед собой задачу через площадку дать гражданам возможность приобретать продукты и услуги банков, страховых компаний, фондового рынка в удаленном режиме. В частности, клиентам планируется предоставить доступ к таким вариантам размещения средств, как открытие вклада или индивидуального инвестиционного счета, приобретение облигаций, акций или других активов в аккредитованных финансовых организациях.

Плюсом участия в проекте Центробанка являются верификация участников и соответственно гарантированный статус исполнения обязательств с их стороны. Разработчики и кураторы платформы в том числе надеялись, что ее запуск может изменить ситуацию к лучшему для клиентов и страховщиков.

Интересно узнать, как, по мнению участников рынка, изменение конкурентной среды скажется на комиссионных доходах банков (рано или поздно запуск состоится, и страховщики смогут сами продавать через площадку ИСЖ, НСЖ и другие продукты)? Ведь сейчас банки-посредники забирают львиную долю доходов от продажи страховых продуктов. Мнения оказались полярными.

«Я считаю, что подобные инициативы должны повысить прозрачность и уровень доверия населения к банковским продуктам и услугам. Конечно, произойдет дальнейшее ужесточение конкуренции, но с другой стороны, это отличная возможность проявить себя и побороться с государственными и иностранными банками, к которым клиенты порой приходят только из-за статуса», — сообщил директор департамента транзакционного бизнеса и привлечения ресурсов МКБ Филипп Литвиненко.

Дмитрий Орлов, заместитель председателя правления Фора-Банка, не видит угрозы падения комиссионных доходов для кредитных организаций. «В первую очередь перераспределятся клиентские потоки, необходимо будет подстраивать свои программы и инструменты привлечения под еще один ресурс, обладающий значимым потенциалом», — пояснил он.

Не получилось бы в итоге, что в маркетплейс в добровольно-принудительном режиме пойдут госбанки, а по своей инициативе — игроки рынка, у которых мало собственной клиентской базы

«Существенных изменений на рынке, скорее всего, ждать не стоит, — считает проектный лидер Frank RG Анастасия Чувило. — Запуск решения ЦБ планировался давно, но главная идея состояла в том, чтобы дать доступ к финансовым продуктам населению из отдаленных регионов. Предполагалось, что работать маркетплейс будет при помощи биометрической идентификации. Но проект ЕБС пока не получил реального распространения в стране: по данным Ростелекома на начало января 2020-го в нем зарегистрировано около 110 тыс. человек. И принятие соответствующего законопроекта о сборе биометрии пока тоже отложено».

Напрашивается вывод: запуск платформы мало повлияет на рынок, по крайней мере на первоначальном этапе, так что вряд ли стоит ждать обострения конкуренции уже в текущем году. Возможно, со временем население оценит новый сервис и, наслушавшись сарафанного радио, граждане массово рванут регистрироваться в ЕБС и на платформе. С другой стороны, в регионах, как правило, есть и банки, и страховщики, также гражданам доступны их услуги через мобильные и интернет-приложения. Не получилось бы в итоге, что в маркетплейс в добровольно-принудительном режиме пойдут госбанки, а по своей инициативе — игроки рынка, у которых мало собственной клиентской базы (в случае если статус участника окажется им по карману).






Читайте также