Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Запуск финансового маркетплейса, «брендированного» Банком России, по словам президента Ассоциации банков России Анатолия Аксакова, вот-вот случится, чуть ли не не в марте 2020 года
Разработчики ставили перед собой задачу через площадку дать гражданам возможность приобретать продукты и услуги банков, страховых компаний, фондового рынка в удаленном режиме. В частности, клиентам планируется предоставить доступ к таким вариантам размещения средств, как открытие вклада или индивидуального инвестиционного счета, приобретение облигаций, акций или других активов в аккредитованных финансовых организациях.
Плюсом участия в проекте Центробанка являются верификация участников и соответственно гарантированный статус исполнения обязательств с их стороны. Разработчики и кураторы платформы в том числе надеялись, что ее запуск может изменить ситуацию к лучшему для клиентов и страховщиков.
Интересно узнать, как, по мнению участников рынка, изменение конкурентной среды скажется на комиссионных доходах банков (рано или поздно запуск состоится, и страховщики смогут сами продавать через площадку ИСЖ, НСЖ и другие продукты)? Ведь сейчас банки-посредники забирают львиную долю доходов от продажи страховых продуктов. Мнения оказались полярными.
«Я считаю, что подобные инициативы должны повысить прозрачность и уровень доверия населения к банковским продуктам и услугам. Конечно, произойдет дальнейшее ужесточение конкуренции, но с другой стороны, это отличная возможность проявить себя и побороться с государственными и иностранными банками, к которым клиенты порой приходят только из-за статуса», — сообщил директор департамента транзакционного бизнеса и привлечения ресурсов МКБ Филипп Литвиненко.
Дмитрий Орлов, заместитель председателя правления Фора-Банка, не видит угрозы падения комиссионных доходов для кредитных организаций. «В первую очередь перераспределятся клиентские потоки, необходимо будет подстраивать свои программы и инструменты привлечения под еще один ресурс, обладающий значимым потенциалом», — пояснил он.
Не получилось бы в итоге, что в маркетплейс в добровольно-принудительном режиме пойдут госбанки, а по своей инициативе — игроки рынка, у которых мало собственной клиентской базы
«Существенных изменений на рынке, скорее всего, ждать не стоит, — считает проектный лидер Frank RG Анастасия Чувило. — Запуск решения ЦБ планировался давно, но главная идея состояла в том, чтобы дать доступ к финансовым продуктам населению из отдаленных регионов. Предполагалось, что работать маркетплейс будет при помощи биометрической идентификации. Но проект ЕБС пока не получил реального распространения в стране: по данным Ростелекома на начало января 2020-го в нем зарегистрировано около 110 тыс. человек. И принятие соответствующего законопроекта о сборе биометрии пока тоже отложено».
Напрашивается вывод: запуск платформы мало повлияет на рынок, по крайней мере на первоначальном этапе, так что вряд ли стоит ждать обострения конкуренции уже в текущем году. Возможно, со временем население оценит новый сервис и, наслушавшись сарафанного радио, граждане массово рванут регистрироваться в ЕБС и на платформе. С другой стороны, в регионах, как правило, есть и банки, и страховщики, также гражданам доступны их услуги через мобильные и интернет-приложения. Не получилось бы в итоге, что в маркетплейс в добровольно-принудительном режиме пойдут госбанки, а по своей инициативе — игроки рынка, у которых мало собственной клиентской базы (в случае если статус участника окажется им по карману).
Многие лидеры индустрии проводят экспансию в сегмент МСБ в поисках новых ниш доходности, в том комиссионной. Практика показала, что идти туда напролом не слишком эффективно: для такой работы нужны новые, гибкие подходы, которые способны обеспечить скорее специализированные необанки, ориентированные на предпринимателей, чем гиганты банковского сектора
Выравнивание и облечение условий конкурентной борьбы банков за новых клиентов — такая сверхзадача стоит перед новыми инфраструктурными проектами ЦБ — «Маркетплейс» и Система быстрых платежей. Должны ли сами объекты инфраструктуры становиться предметами конкурентной борьбы за их создание? Не приведет ли новая инфраструктура от Центробанка к еще более искусственной госмонополии, чем Сбербанк?