Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Развитие платежных технологий в нашей стране достигло такого уровня, что удивить потребителя финансовых услуг новинками и тем более превратить их в инструмент «первого выбора» в смартфоне становится все труднее
Эволюцию клиентского опыта обсудили на ежегодном форуме «Банковского обозрения» FuturePay_24. Как отметил модератор мероприятия финтех-эксперт Данил Поминов: «Когда-то FuturePay начинался как форум, посвященный бесконтактным платежам, несомненно, являвшимся на тот момент наиболее прорывной технологией платежного сегмента финансового рынка. Со временем выяснилось, что и иных точек роста на нем еще предостаточно. Но к сожалению, далеко не все игроки их вовремя замечают и упускают возможности. Поэтому форум на сегодняшний день переформатирован и теперь нацелен на предоставление визионерского взгляда тем, кто хочет здесь преуспеть».
Данил Поминов. Фото: «Б.О» / Елена Сычёва
«Время действительно летит очень быстро. Если семь-восемь лет назад мы все обсуждали “бесконтакт”, то по первым итогам 2024 года у нас в фокусе внимания оказались, на первый взгляд, не связанные с ним такие темы, как работа с данными, искусственный интеллект, становление платежных экосистем и встраивание в них оцифрованных активов, а также ликвидация платежного рабства», — представила широкий взгляд на тренды рынка финансовых технологий Марианна Данилина, руководитель управления стратегии, исследований и аналитики Ассоциации ФинТех.
Марианна Данилина (АФТ). Фото: «Б.О» / Елена Сычёва
Одна из причин происходящих перемен, по ее мнению, заключается в том, что на традиционный финансовый рынок активно выходят игроки из иных секторов экономики, например из интернет-ретейла или телекома.
При этом радикально изменяется бизнес-модель, которая порой вообще не предусматривает получение прибыли от финансовой деятельности. Прибыль генерирует экосистема в целом, а входящие в нее банки и платежные сервисы являются скорее элементами программ лояльности.
В этих условиях традиционные игроки вынуждены привносить дополнительную клиентскую ценность в свои сервисы. Распространение платежей через QR-код или появление биоэквайринга — яркое тому подтверждение. Мощный рывок в своем развитии получила Система быстрых платежей (СБП): на момент конференции в 2024 году через СБП было проведено 2,5 млрд операций на общую сумму 10,5 трлн рублей. В среднем на каждого жителя России приходится 20 переводов и 13 покупок, оплаченных через СБП.
Как конкретно все сказанное выше повышает Offline-CX? Родион Бескровный, директор по продукту компании LIFE PAY, рассказал о своем опыте: «На стыке e-com- и офлайн-платежей до сих пор существует немало проблем. Например, при первом заказе и большом чеке клиенты не хотят предоставлять свои платежные данные. Для самих курьеров офлайн-оплата является крайне неудобным бизнес-процессом, порой усугубляемым отсутствием надежного соединения и повышенной щепетильностью клиентов к своим биометрическими данным. Поэтому в компании усиленно работают над увеличением вариативности оплат».
Родион Бескровный (LIFE PAY). Фото: «Б.О» / Елена Сычёва
Что показала «визионерская пятиминутка» по итогам данной сессии? Помимо «умного зеркала» в парикмахерских, которое само сможет определять степень удовлетворенности клиента полученной услугой и вычислять на основе этой информации реальную стоимость услуг мастера, прозвучало довольно много предложений. В частности, спикеры были уверены в появлении универсального сквозного идентификатора личности (ID), привязанного в том числе к Единой биометрической системе (ЕБС), а также интегрированного с госсервисами. Это позволит расширить сферу применения платежей и одновременно встроить в них систему контроля (например, возраста покупателя).
В рамках второй сессии «Online-CX: платежи и переводы в e-com и банковских онлайн-сервисах» Алексей Одедесион, заместитель генерального директора компании «Платежный сервис А3», рассказал о влиянии экосистемы регулярных платежей на жизненный цикл клиента и на повышение его LTV. Под платежами этого типа принято понимать регулярную оплату услуг ЖКХ, сотовой связи, интернета и т.д.
Алексей Одедесион (А3). Фото: «Б.О» / Елена Сычёва
«Почему этот сервис важен для банков? Помимо того, что этот сервис стал, по сути, продуктовым гигиеническим минимумом, он помогает кредитным организациям удерживать внутри себя денежные средства пользователей, повышая при этом их лояльность», — пояснил эксперт на примере оплаты сразу нескольких квитанций коммунальных услуг, что до сих не редкость в регионах. Удовольствия от этой процедуры минимум, а проблем она создает по максимуму всем, включая самих получателей этих средств, из-за ручной обработки массы платежных поручений и т.д.
Один из эффективных путей решения проблемы — выставление счета ЖКУ по адресу проживания клиента. Поиск лицевых счетов при этом происходит автоматически, что снимает проблему тех клиентов, которые понятия не имеют, что это такое. Полезно это и в тех случаях, когда оплачивать приходится сразу несколько счетов (путь по одной квартире, на с разных приборов учета холодной или горячей воды в разных стояках). А если у человека несколько квартир, то ранее это был настоящий квест.
Как выяснилось, проблема оплаты ЖКХ хорошо известна и в Газпромбанке. Виген Даниелян, управляющий директор департамента эквайринга и розничных платежных сервисов ГПБ, поддержал коллегу, а также подробнее остановился на предоставляемых НСПК возможностях, связанных с подпиской путем привязки счета клиента к торгово-сервисному предприятию (ТСП). По его словам, примерно 20% активной базы клиентов банка активно пользуются подписками через ДБО ГПБ.
А как выглядит эта проблематика с визионерской точки зрения? По мнению Романа Варварина, руководителя кластера МТС Pay, от Банка России стоит ожидать более пристального внимания к регуляторике. После QR- и BNPL-сервисов он активизируется в области факторинга, а далее на очереди Pay-сервисы и установление в этом сегменте прозрачных правил игры для всех. С точки зрения улучшения клиентского пути все движется к обеспечению его полной бесшовности и вычленению из него действий, связанных с операциями с персональными данными: маркетплейсы и другие ТСП будут сами осуществлять идентификацию людей, благо технологий для этого предостаточно.
Виген Даниелян (ГПБ), Роман Варварин (МТС Pay). Фото: «Б.О» / Елена Сычёва
Третья секция под названием «Будущее электронных платежей через призму клиентского опыта» во многом была посвящена текущему статусу внедрения цифрового рубля (ЦР), а также будущим бизнес-моделям участников рынка с его применением.
Виталий Копысов, заместитель председателя правления, директор по инновациям банка «Синара», не стал скрывать, что внедрение ЦР стало одним из самых дорогостоящих и нервным внедрением из всего того, что было до этого. Этот факт до сих поры вызывает у коллег из банковской сферы вопрос о том, как в будущем окупить затраты и получить прибыль.
Виталий Копысов («Синара»). Фото: «Б.О» / Елена Сычёва
Судя по мнению эксперта, если не изменить бизнес-модель банков, добиться этого будет крайне сложно, а менять что-то в жизни придется, ведь на подходе еще внедрение Open API, появление на рынке небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ), а также иные новации. Все это вынуждает зарабатывать, например, на партнерской модели, не предполагающей собственной «последней мили» в общении банка со своими клиентами.
«Банк России дал отрасли немало времени на адаптацию к новым условиям. И вот период “водяного перемирия” между банками заканчивается в 2025 году. Все будут со всеми конкурировать как и прежде. И не надо пенять на других, коли сами упустили тот самый миг между прошлым и будущем, о котором говорили коллеги из АФТ», — дал совет Виталий Копысов.
Алексей Одедесион, заместитель генерального директора платежного сервиса А3
— Почему экосистема регулярных платежей удерживает деньги клиентов в банке?
— Регулярные платежи и экосистема вокруг них помогают сделать банковское приложение для жизни, а не только для осуществления специализированных банковских операций.
Наличие регулярных платежей — это уже гигиенический минимум, который пользователь ожидает увидеть в банковском приложении.
Возможность оплачивать регулярные услуги в банковском приложении способствует тому, что пользователь будет оставлять деньги у вас на счету, а не уведет в другой банк, где привык оплачивать коммуналку или сотовую связь.
Большинство банков решают проблему с оттоком денежных средств в другие банки и выполняют KPI с помощью развития регулярных платежей. C помощью регулярных платежей и подключения поставщиков для всех сфер клиента можно получить до 13 полезных касаний с пользователем, повысить MAU (Monthly Active Users) и лояльность клиента.
Создание персонализированной и достаточной среды регулярных платежей поможет повысить доверие клиента и минимизирует его потребность уйти к конкурентам.
— Какие данные нужны более всего для обогащения с целью повышения конверсии начисления штрафов?
— Работая с клиентом, необходимо помнить: чтобы пользователь дошел до конца оплаты, необходимо обеспечить уму достаточность и полноту информации для осуществления целевого действия.
Доказано, что визуальная наглядность мотивирует человека платить практически сразу. Около 52% пользователей предпочитают оплачивать штрафы после проверки фоторегистрации нарушения. Если же в уведомлении о штрафе нет фото, то большая часть клиентов переходит в другие каналы для проверки фото и со значительной вероятностью уже не вернется к вам для оплаты.
Например, средняя конверсия начисления штрафа ГИБДД в платеж без уведомления составляет 4,6%, с уведомлением — до 13,1%. А уведомление, снабженное фото, повышает конверсию в 5 раз, до 65,8%
Информации в платеже должно быть достаточно, чтобы человек дошел до оплаты. Поэтому необходимо обогатить выставленный счет той информацией, которая достаточна пользователю для совершения целевого действия — оплаты.
Родион Бескровный, директор по продукту, LIFE PAY
Сервисы для e-grocery
Сейчас на рынке e-grocery востребованы решения, которые закрывают проблемы, возникающие на последней миле, и помогают улучшить клиентский опыт. Это связано с высокой конкуренцией и ожиданиями потребителей, которые требуют быстроты и удобства. В LIFE PAY мы наблюдаем спрос на инструменты для бесшовной интеграции в приложение и на введение различных способов оплаты. Эти направления особенно важны для тех, кто стремится оптимизировать свои процессы и удерживать клиентов. С аналогичным запросом к нам обратились «Купер» и «ВкусВилл» — крупные игроки рынка. Одно из востребованных решений — это приложение LIFE POS Checkout. Это платежный элемент, который бесшовно интегрируется в мобильное приложение бизнеса. Он позволяет принимать оплату разными способами, в том числе в один клик и без сети, а также совершать удаленные возвраты. Благодаря отсутствию ручного ввода суммы и автоматизации процессов решение оптимизирует время на сверку платежей на 76%, сокращает время выдачи заказов на 50%.
Интеграция с BNPL
В LIFE POS Checkout реализована интеграция с BNPL-сервисом «Подели». Возможность оплаты в рассрочку доступна в рамках существующего интерфейса, что делает процесс максимально удобным и эффективным. Интеграция этой опции сейчас особенно актуальна, поскольку использование BNPL увеличивает средний чек клиента в среднем на 27%. Это объясняется тем, что потребители охотнее делают покупки, когда могут разделить платеж на несколько частей, особенно если речь идет о продуктах высокого ценового сегмента или большом объеме заказа. Для рынка e-grocery это может означать увеличение комплексных покупок, когда в корзину добавляются не только базовые продукты, но и дополнительные товары, условно — необязательные.
Инновационные платежные решения. Родион Бескровный (LIFE PAY)
Инновации в платежах: ключевые тренды. Марианна Данилина (Ассоциация ФинТех)
Влияние экосистемы регулярных платежей на жизненный цикл клиента. Алексей Одедесион (А3)
Трансграничные платежи. Есть ли решение проблемы? Андрей Михайлишин («Цифровые платежи»)
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка