Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
На мероприятии, организованном деловым журналом «Банковское обозрение», около 500 экспертов обсудили перспективы развития бесконтактных платежей и Pay-сервисов, а также возможную трансформацию взаимоотношений между потребителем, банками, финтех-компаниями, ретейлом и регуляторами. Сомодераторами выступили Данил Поминов, финтех-эксперт, и Алма Обаева, председатель правления Национального платежного совета.
В условиях, когда более 70% платежных транзакций в России проводится безналично, участникам платежного рынка о покое можно только мечтать. Но обратной дороги нет: мир уходит в «цифру», платежи — в онлайн, а наличные буквально летят в печь, как было продемонстрировано в видеоролике, подготовленном организаторами на основе кадров из классики российского и мирового кино. Момент с наличными — кадр из экранизации романа Достоевского… Ролик, в котором удалось показать эволюцию платежей, предварил первую сессию «Future market & regulation: будущее платежного рынка и регулирования отрасли».
На второй сессии организаторы предложили аудитории и экспертам обсудить тему «Будущее и пути трансформации розничного платежного пространства». Основные доклады были посвящены таким животрепещущим вопросам, как, например, «Станут ли QR-платежи реальной альтернативой банковским картам?» и «Собственные платежные сервисы ретейлеров — новая Big Idea?».
А вот ряд дискуссий по общей теме «Будущее платежных сервисов офлайн- и онлай-торговли» лег в основу третьей, финальной сессии Форума. Неудивительно, что наибольший интерес аудитории вызвали доклады «Уберизация платежей. B2B2C-решения для агрегаторов, экосистем, маркетплейсов» и «От сайта до соцсетей и мессенджеров — как задействовать все каналы продаж и поддержать платежи в них?».
Владимир Крупнов, генеральный директор компании «Новакард», открывая первую сессию, напомнил о платежной сути денег как «энергетического суррогата, позволяющего провести ту или иную работу». В качестве суррогата ранее использовались бумажные купюры, сейчас — образ пластиковой карты в смартфоне, эмитированной коммерческим банком. И размещается он в специальной защищенной зоне телефона (Secure Element), которая управляется производителем смартфона или оператором Pay-сервиса (Apple, Google и т.д.).
В будущем, по мнению эксперта, ключи для Secure Element, возможно, будут эмитироваться центробанками. Тогда валюта карты или кошелька станет называться цифровым рублем или цифровым юанем в зависимости от страны. Важно, что исключительно онлайн-режим работы кошелька будет дополнен офлайном. А это приведет к полному исчезновению наличности за ненадобностью, как и было показано в ролике «Б.О». Вот такое «Future» ожидает нас!
Михаил Федосеев, вице-президент по развитию бизнеса и цифровых платежей Mastercard в регионе быстрорастущих европейских рынков, напомнил, что в 2014 году, когда началась история Форума, технология NFC не была широко известна, а сейчас стала неотъемлемой частью «новой реальности». Эксперт обратил внимание, что от Форума под названием NFC Live логично сделан переход к Future Pay, потому что теперь мы говорим о широком спектре платежных решений.
По его словам, минувшее десятилетие в платежной индустрии прошло под флагом NFC. Отправной точкой распространения бесконтактной технологии в России является 2008 год, когда компания Mastercard впервые продемонстрировала здесь бесконтактную оплату картой и начала активно ее внедрять. Постепенно появились и развитая сеть приема бесконтактной оплаты, в том числе на транспорте, и самые разные форм-факторы: смартфоны, браслеты, брелоки, кольца и многое другое.
Михаил Федосеев подчеркнул, что прошедший год стал успешным для всей платежной индустрии, и, в частности, отметил распространение безналичной оплаты и рост бесконтактных транзакций. Например, по данным исследования Mastercard о распространенности бесконтактной технологии, проведенного в прошлом году, половина опрошенных россиян в период самоизоляции стали чаще использовать карты с возможностью бесконтактной оплаты, а 16% впервые попробовали эту технологию именно с началом пандемии. Кстати, большинство респондентов — 82% — считают, что бесконтактная оплата и в дальнейшем сохранит свою актуальность. Прошлым летом Россия стала первой в мире страной, где состоялся запуск долгожданной версии умного браслета от Xiaomi — Mi Smart Band 4 NFC c платежной функциональностью. И снова именно держатели карт Mastercard первыми получили это удобную технологию.
Михаил Федосеев выделил три технологии, с которыми напрямую связано создание инноваций будущего: 5G, распределенные реестры и квантовые компьютеры. По его мнению, в ближайшие пять лет они концептуально изменят мировой рынок и позволят выйти на качественно иной уровень развития и внедрения новых технологий в финансовой отрасли.
Алма Обаева заметила, что «Future» — оно не одно! Для некоторых игроков платежного рынка один из вариантов будущего уже в какой-то степени наступил в контексте принятого на заседании консультативного совета по вопросам развития НПС при председателе Банка России решения рекомендовать введение в обращение цифрового рубля. К концу этого года ожидается старт пилотного проекта.
И не только смартфоны смогут заменить физические кошельки с наличностью. На подходе биометрический эквайринг, где «лицо заменит все». Биометрическая идентификация станет инструментом подтверждения возможности управления банковским счетом и перевода денег! По словам спикера, эта история также находится у Банка России на рассмотрении.
Рассматривается и вопрос совершенствования допуска на рынок небанковских поставщиков платежных услуг, что находит у НПС положительный отклик. Возможно, здесь будет учтен европейский опыт директивы PSD II, и без специальной банковской лицензии, вероятно, не уведомительным, а разрешительным порядком, на платежный рынок выйдут новые игроки, способные открывать счета. Пока у регулятора идут дискуссии, но «Future» может быть и таким с высокой вероятностью.
Что касается прошлого и настоящего, то у Алмы Обаевой нашлось, как водится, две новости.
Плохая заключается в том, что агрегат наличной денежной массы М0, тех самых наличных под подушками и матрасами, которые авторы ролика настоятельно рекомендуют сжечь, достиг рекордного показателя в 12 трлн рублей. Прирост за 2020 год составил 3 трлн рублей. По прогнозам выступающего, 2 трлн из этих 12 трлн рублей население переведет в цифровой рубль, а «достать» остальные десять — задача не простая.
Хорошая новость состоит в росте за прошлый год на 3% количества карт в целом и росте на 15% безналичных операций по ним, с учетом переводов с карты на карту! Бонусом Алма Обаева привела «очень хорошую» новость: «платежные поручения, поступившие в банки, где распоряжение дали физлица в электронном виде» — плюс 94,7% (в 2015 году — плюс 51%). По этому показателю физлица догнали юридические.
Майя Глотова, директор процессингового центра «КартСтандарт», призналась: «Не мы, не платежная сфера в целом "драйвят" технологии NFC. Этим занимаются глобальные игроки в лице Apple Pay и Google Pay, которые формируют клиентское поведение в целом».
Майя Глотова («КартСтандарт»). Фото: «Б.О»
Что касается платформы «КартСтандарт», то в 2020 году рост платежей с использованием NFC на ней составил 35%, причем пандемия не очень сильно повлияла на этот показатель. Главный стимул роста — удобство платежа.
Но при этой благостной картине перед процессинговым центром встала другая задача: «Избавить клиента от головной боли». Причина недуга — в том, что платежная отрасль сильно сегментируется, а клиентский опыт становится более сложным и дискретным. Люди уже разрываются в выборе из множества платежных карт, электронных кошельков, бонусных программ, кэшбэков и т.д., тогда как клиент хочет потреблять сервис максимально просто: с помощью бесшовного платежного сценария. Поэтому одна из ключевых задач участников рынка — обеспечение незаметного клиентского платежного пути. Такой опыт не только повысит лояльность потребителей, но и расширит клиентскую базу.
«Значительная роль в этой трансформации будет принадлежать процессинговым компаниям. Оставаясь незаметными для конечного пользователя, именно они будут связующим звеном этих внутренне сложных, но внешне гладких и бесшовных платежных сценариев», — отметила Майя Глотова.
Владимир Канин, генеральный директор компании Pay-Me, как высказался один из модераторов, Данил Поминов, давно ищет баланс между финтехами и банками. А раз так, то Алма Обаева не преминула узнать мнение специалиста о допуске на платежный рынок небанковских участников, что станет настоящим «растрясом» для банкиров.
Владимир Канин (Pay-Me). Фото: «Б.О»
В России сегодня с международными платежными системами (МПС) могут работать напрямую либо банки-спонсоры, либо лицензионные НКО. В случае реализации того, о чем говорила Алма Обаева, зависимость всех остальных от представителей этих двух структур несколько ослабнет.
По итогам пандемии в Pay-Me вырос средний чек. При этом средняя карточная транзакция в стране снижается, что связанно с «размыванием» денежных потоков транспортными проектами, например Московским метрополитеном: примерно с 900 рублей пару лет назад до менее чем 400 рублей на сегодня. А вот в мобильном эквайринге наблюдается перекос в сторону доставок, которую на 400 рублей вряд ли кто-то делает. Поэтому такие значения среднего чека: 3,6 тыс. рублей в 2018 году, 4,2 тыс. рублей в 2019-м и 4,4 тыс. рублей в 2020-м. В начале текущего года зафиксирована сумма в 4,6 тыс. рублей.
Алма Обаева полностью согласилась с Майей Глотовой: «Клиентский опыт действительно дискретный, продуктов напихано в рынок колоссальное количество. Все копируют разработки других и порой бездумно выводят их на рынок. Поэтому кардхолдеры имеют на руках “зоопарк” продуктов, источников фондирования и программ лояльности. Разобраться с этим невозможно».
Выход, который предлагают в компании «КартСтандарт» в виде развития замкнутых маркетплейсов и экосистем, для спикера неочевиден. На то они и замкнутые, чтобы не пускать туда других. Ничего хорошего в плане развития конкуренции рынку они не дадут.
А вот некие механики неких компаний, одна из которых базируется в Лондоне, могут вполне быть востребованы. Их суть — в том, что клиент платит картой в какой-либо точке, после чего у него есть месяц для выбора источника фондирования этой покупки. Таких компаний Владимир Канин насчитал «пяток» на весь рынок, «и даже в России одна такая была. Но все они закрылись, кроме той, что в Лондоне. И говорят они там о более чем 2 млн клиентов».
Вот это, по мнению эксперта, и есть пример упрощения клиентского пути. Вот такие финтехи и могут стать «растрясом» для банков!
Павел Шуст, исполнительный директор, заместитель главного научного руководителя Центра технологий распределенных реестров СПБГУ, сказал: «Банк России очень хочет стать оператором электронных денег».
Далее эксперт остановился на рисках, которые несет рынку это намерение регулятора на фоне роста количества и качества небанковских игроков на этой поляне. Последний пример — появление предоплаченной карты соцсети «ВКонтакте», которое ответило на вопрос: «Зачем нужны банковские счета, если есть электронные кошельки?». Теперь с этими кошельками, наполненными цифровыми рублями, на платежный рынок собирается выходить Банк России, без определенной позиции государства по вопросу, какую, собственно, роль само государство в этой истории будет играть.
Что касается появления небанковских игроков на платежном поле, то, по мнению Ассоциации, такая вероятность приближается к 80%. Но здесь виден конфликт между желанием ЦБ проводить операции с цифровым рублем с нулевой комиссией и сожалением того же ЦБ о том, что «банкиры уж слишком расслабились на дешевых пассивах». По мнению регулятора, деньги у банкиров есть, но начислять проценты на них они не хотят, предпочитая зарабатывать на комиссиях. Цифровой рубль — прозрачный намек Банка России коммерческим банкам на то, что процентный доход для них предпочтительнее комиссионного.
Но остается открытым вопрос: «А на чем будут зарабатывать платежные институты и небанковские посредники, которые не могут начислять проценты на депозиты?». Этот вопрос Павел Шуст переадресовал коллегам в зале, а сам углубился в тему конкуренции частной и государственной инфраструктуры, а также в вопрос о том, как государственная инфраструктура цифрового рубля будет интегрироваться в частные отношения и действовать на рынке.
Максим Малютин, директор департамента консалтинга Deloitte, привел результаты недавнего исследования этой консалтинговой компании о том, как меняется клиентский опыт, по данным более чем 300 банков в 35 странах. В России был использован опыт крупнейших игроков.
Исследование выявило появление неожиданного глобального тренда: очень много инноваций в сектор приходят со стороны стран Персидского залива. Кроме того, сильно изменилась структура платежей в пользу бесконтактных, а в этой сфере у России накоплен колоссальный опыт. Видно желание клиентов полностью уйти в ДБО по всем видам их продуктов.
По мнению Алмы Обаевой, обе уважаемые ею компании — «КартСтандарт» и Deloitte — видят скорее выгоду от продуктов, нежели удовлетворение клиентов от них.
Но это было не все, чем эксперт собиралась «взорвать» аудиторию в этот раз. Она рассказала о прогрессе в дискуссиях заинтересованных ведомств, касающихся переносимости банковского счета благодаря появлению инфраструктуры и стандартов безопасности Open API, разработанных Ассоциацией ФинТех. Некоторые подробности этого процесса 14 апреля 2021 года озвучила в интервью vesti.ru Алла Бакина, глава департамента национальной платежной системы ЦБ .
Никита Ломов (Ассоциация ФинТех). Фото: «Б.О»
Никита Ломов, руководитель аналитического отдела этой Ассоциации, позитивно отозвался о новых платежных методах. «Пусть будет разнообразие, а рынок все рассудит», — дипломатично предложил он и в своей презентации рассказал про Open API, проект «Мастерчейн», CBDC, и другие инновации, предложенные АФТ рынку.
Александр Дынин («ФК Открытие»). Фото: «Б.О»
Александр Дынин, директор департамента платежных сервисов и систем «ФК Открытие», предположил, что «в ближайшем будущем появятся новые претенденты на кошелек клиента, укрепятся в своем взаимодействии с клиентом “небанки”, а внедряемые и регулируемые на уровне государства технологии помогут “дизраптить” банковский рынок».
Оказалось немало людей, которые были не прочь устроить «растряс» для банков и предложить им обращать больше внимания на реальные нужды людей, а не на KPI по развитию своих продуктов!
Дмитрий Тартышев, директор по развитию бизнеса Mastercard в России
Бесконтактные технологии с блеском прошли тест на стрессоустойчивость во время пандемии. Это подтверждают исследования, которые Mastercard регулярно проводит в Европе, в том числе в России, где в условиях локдауна для 70% держателей карт именно оплата в одно касание стала самым предпочтительным способом расчета за офлайн-покупки.
Пандемия укрепила популярность носимых устройств в качестве бесконтактных платежных форм-факторов. За это время Mastercard запустила ряд платежных решений для оплаты в одно касание, наиболее значимым из которых стал запуск фитнес-браслета Mi Smart Band 4 NFC с компанией Xiaomi, а также ряда устройств от колец до брелоков с несколькими российскими производителями, в том числе ISBC, PayRing, ALIOTH Pay, Rosan Pay.
На сегодняшний день с Mastercard россиянам доступны 12 pay-сервисов для бесконтактной оплаты, шесть из которых появились в разгар кризиса. Важно, что российские банки продолжают создавать свои платежные сервисы, например Sber Pay, — и этот тренд будет устойчив и дальше. Стратегия, которую реализует Mastercard, открывает банкам возможности для развития в этом направлении.
Еще одно очень значимое событие для платежной индустрии — запуск программы Mastercard Digital First, которая позволяет банкам делать основной цифровую, а не пластиковую карту. В рамках данной программы банки могут выпускать для клиентов цифровую карту через свое мобильное приложение, оставляя дополнительный заказ пластиковой карты — компаньона на усмотрение клиента. При этом пластиковый «дублер» является абсолютно новой картой с точки зрения классических атрибутов: на такую карту больше не нужно наносить номер, срок действия или CVC — эти данные находятся у пользователя в смартфоне.
Решение получило положительный отклик со стороны банков и цифровых партнеров Mastercard. Количество банков — участников программы в России постоянно увеличивается. Например, в этом году к Digital First присоединился Тинькофф Банк в рамках запуска цифровой кобрендинговой карты с компанией Samsung.
Если смотреть в будущее, следующие 5–10 лет будет наблюдаться слияние офлайна и онлайна. Мы уходим от «аналогового» мира, отказываемся от наличных, и уже видим, как платежи адаптируются под новые реалии.
Майя Глотова, директор процессингового центра «КартСтандарт»
Россия сегодня находится в тройке мировых лидеров по развитию финансовых технологий. Финтех развивался столь стремительно, что это сказалось на структуре рынка — он сильно сегментирован, а клиентский опыт дискретен. В распоряжении пользователя масса платежных инструментов (карты, кошельки, pay-сервисы) и источников средств — дебетовые и кредитные счета, различные баллы и бонусы.
Все это делает платежную практику мозаичной, а клиент хочет потреблять сервис максимально просто, – с помощью бесшовного платежного сценария. Поэтому одна из важнейших задач участников рынка — обеспечение незаметного платежного пути. Такой опыт не только повысит лояльность потребителей, но и расширит клиентскую базу. Значительная роль в этой трансформации будет принадлежать процессинговым компаниям. Оставаясь незаметными для конечного пользователя, именно они станут связующим звеном этих внутренне очень сложных, но внешне гладких и бесшовных платежных сценариев.
Анастасия Агеева, проектный менеджер в сфере p2p-переводов компании PAYMO
В последние годы клиентский опыт в платежной сфере обогатился за счет развития бесконтактных способов оплаты, которые эволюционировали от платежей через мобильные приложения банков до использования QR-кодов и виртуальных карт. Возникновение криптовалют также способствовало расширению возможностей потребителей в платежной сфере. Но правовая природа криптовалют неодинакова в разных юрисдикциях, поэтому они не стали универсальным платежным средством. Криптовалюты как платежные средства оказались востребованными среди ограниченного числа пользователей, объединенных, как правило, общими интересами. В большей степени криптовалюты как цифровой актив стали популярны среди инвесторов.
По сути, направления трансформации, сложившиеся в платежной сфере, определили векторы ее развития. Во-первых, идеи, лежащие в основе криптовалют, способствовали разработке цифровых валют центральных банков. Так, в России активно прорабатывается технологическая и правовая база для цифрового рубля, который, в отличие от криптовалют, сможет стать законным средством платежа. Во-вторых, бесконтактные способы оплаты обретают новые формы. Причем эти формы оказываются как материально, так и нематериально выраженными.
Среди материально выраженных форм платежей особого внимания заслуживают новые способы бесконтактной оплаты. Так, чипы NFC уже внедряются в браслеты, смартфоны, наручные часы и брелоки. Также совершение платежей становится возможным с использованием биометрии: к примеру, через голосовое управление. В качестве примера нематериально выраженных форм платежей можно привести СБП и чат-боты в популярных мессенджерах. СБП, созданная в рамках НСПК, позволяет избежать комиссии при переводах между клиентами разных банков, а иногда и внутри одного банка. Если говорить о чат-ботах в мессенджерах, то в будущем они могут стать альтернативой для мобильных приложений банков.
Также в перспективе от платежного рынка можно ожидать новых решений, связанных с разработкой Банком России наряду с платежной системой «МИР» и СБП Системы передачи финансовых сообщений (СПФС), актуальность которой очевидна уже сейчас в связи с возможным отключением России от SWIFT.
Евгений Шитиков, директор розничных продуктов Банка ДОМ.РФ
Цифровая карта обладает рядом преимуществ перед обычной физической картой как для клиента, так и для банка. К преимуществам для клиента стоит отнести: легкость и быстроту выпуска — как правило, это занимает около одной минуты в мобильном приложении; автоматическую привязку к платежному кошельку для совершения безналичных покупок и снятия наличных; отсутствие риска ее потерять или скомпрометировать, что может иметь место для физической карты.
Преимущества для банка также очевидны: отсутствие расходов на физический «пластик» (по опыту Банка ДОМ.РФ, менее 10% клиентов изъявляют желание получить к цифровой карте физический «пластик») и более высокий уровень активации и транзакционной активности по цифровым картам. Отдельно стоит отметить, что оформление и использование цифровых карт формирует положительный клиентский опыт, который позитивно влияет на клиентские впечатления и лояльность. Согласно внутреннему исследованию банка, 95% клиентов, использующих цифровые карты, оценивают их удобство на 5 баллов из 5.
Также мы отмечаем, что клиенты, оформляющие цифровые карты, совершают значительно больше операций в мобильном приложении, чем клиенты с обычными картами, в том числе операции по оплате услуг, переводам денежных средств, а также оформлению других банковских продуктов. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что клиенты, ранее использовавшие банковские карты, после оформления цифровой карты меньше снимают наличные, размещая средства на накопительных счетах и совершая большее количество безналичных операций — покупки или переводы.
На текущий момент около 10% новых карт оформляется в цифровом формате, по итогам 2021 года мы ожидаем, что их доля вырастет до 30%. На горизонте двух-трех лет мы прогнозируем, что цифровые карты будут составлять не менее 90% всех новых карт.
Алексей Кондратьев, исполнительный директор компании «Салторо»
В начале 2021 года компания Ingenico (бренд Worldline) представила дальнейшее развитие своих популярных Android-решений — новейшую платформу AXIUM. AXIUM — это расширенная линейка высокопроизводительных платежных терминалов в различных форм-факторах на новой защищенной платформе Android 10 (EMV V3, PCI-PTS V6).
В дополнение к популярным банковским POS-терминалам на Android — Ingenico APOS A8 — новая линейка AXIUM на Android 10 дает возможность предпринимателям, ретейлу, малому и среднему бизнесу, компаниям по доставке, транспортным компаниям и т.д. использовать бизнес-приложения, различные кассовые решения на современном и защищенном оборудовании от мирового лидера с функцией приема оплат всеми типами банковских карт и устройств с NFC: Apple Pay, Google Pay и других.
Александр Соколов, директор по развитию, ЦКТ. SoftPOS. Новая платежная реальность
Вадим Изотов, начальник Управления разработки и сопровождения специальных электронных продуктов - старший вице-президент, ВТБ. NFC, QR, Биометрия. Триумвират технологий на следующее десятилетие
Дмитрий Богдашев, генеральный директор, Смартфин. Tap2go: трансформация mPOS в сервис нового поколения приема платежей картами на смартфоне для самозанятых и B2C
Евгений Шадрин, операционный директор, Cybertonica Ltd.. Антифрод как часть клиентского опыта
Михаил Попов, founder and CEO, Talkbank.io. Собственные платежные сервисы ретейлеров — новая Big idea
Никита Ломов, руководитель аналитического отдела, Ассоциация ФинТех. Глобальная повестка платежного регулирования
Ольга Чечеткина, представитель Samsung в России, Samsung. Презентация кобрендовой карты Samsung-Tinkoff Mastercard
Арам Мурадян, управляющий директор департамента по работе с экосистемными партнерами, финансовыми институтами и посредниками «Ренессанс Страхования», рассказал генеральному директору АЦ «БизнесДром» и шеф-редактору «Банковского обозрения» Павлу Самиеву о работе с экосистемными партнерами, развитии повседневной коммуникации с клиентами и механизме создания продуктов с высокой потребительской ценностью
Вопрос банкротства иностранной компании, у которой есть активы в Российской Федерации (трансграничное банкротство), практически не урегулирован российским законодательством. Суды при принятии решения о банкротстве в основном применяют аналогию права и руководствуются общими положениями Закона о банкротстве и гражданского законодательства