Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Вот такое «Future» ожидает платежный рынок
30.04.2021 FinRetailFinTechАналитика

Вот такое «Future» ожидает платежный рынок

1 апреля 2021 года в Москве состоялся Форум «FuturePay_21: будущее электронных платежей», посвященный новым вызовам платежной индустрии


На мероприятии, организованном деловым журналом «Банковское обозрение», около 500 экспертов обсудили перспективы развития бесконтактных платежей и Pay-сервисов, а также возможную трансформацию взаимоотношений между потребителем, банками, финтех-компаниями, ретейлом и регуляторами. Сомодераторами выступили Данил Поминов, финтех-эксперт, и Алма Обаева, председатель правления Национального платежного совета.

Покой нам только снится

В условиях, когда более 70% платежных транзакций в России проводится безналично, участникам платежного рынка о покое можно только мечтать. Но обратной дороги нет: мир уходит в «цифру», платежи — в онлайн, а наличные буквально летят в печь, как было продемонстрировано в видеоролике, подготовленном организаторами на основе кадров из классики российского и мирового кино. Момент с наличными — кадр из экранизации романа Достоевского… Ролик, в котором удалось показать эволюцию платежей, предварил первую сессию «Future market & regulation: будущее платежного рынка и регулирования отрасли».

На второй сессии организаторы предложили аудитории и экспертам обсудить тему «Будущее и пути трансформации розничного платежного пространства». Основные доклады были посвящены таким животрепещущим вопросам, как, например, «Станут ли QR-платежи реальной альтернативой банковским картам?» и «Собственные платежные сервисы ретейлеров — новая Big Idea?».

А вот ряд дискуссий по общей теме «Будущее платежных сервисов офлайн- и онлай-торговли» лег в основу третьей, финальной сессии Форума. Неудивительно, что наибольший интерес аудитории вызвали доклады «Уберизация платежей. B2B2C-решения для агрегаторов, экосистем, маркетплейсов» и «От сайта до соцсетей и мессенджеров — как задействовать все каналы продаж и поддержать платежи в них?».

Владимир Крупнов, генеральный директор компании «Новакард», открывая первую сессию, напомнил о платежной сути денег как «энергетического суррогата, позволяющего провести ту или иную работу». В качестве суррогата ранее использовались бумажные купюры, сейчас — образ пластиковой карты в смартфоне, эмитированной коммерческим банком. И размещается он в специальной защищенной зоне телефона (Secure Element), которая управляется производителем смартфона или оператором Pay-сервиса (Apple, Google и т.д.).

В будущем, по мнению эксперта, ключи для Secure Element, возможно, будут эмитироваться центробанками. Тогда валюта карты или кошелька станет называться цифровым рублем или цифровым юанем в зависимости от страны. Важно, что исключительно онлайн-режим работы кошелька будет дополнен офлайном. А это приведет к полному исчезновению наличности за ненадобностью, как и было показано в ролике «Б.О». Вот такое «Future» ожидает нас!

Михаил Федосеев, вице-президент по развитию бизнеса и цифровых платежей Mastercard в регионе быстрорастущих европейских рынков, напомнил, что в 2014 году, когда началась история Форума, технология NFC не была широко известна, а сейчас стала неотъемлемой частью «новой реальности». Эксперт обратил внимание, что от Форума под названием NFC Live логично сделан переход к Future Pay, потому что теперь мы говорим о широком спектре платежных решений.

По его словам, минувшее десятилетие в платежной индустрии прошло под флагом NFC. Отправной точкой распространения бесконтактной технологии в России является 2008 год, когда компания Mastercard впервые продемонстрировала здесь бесконтактную оплату картой и начала активно ее внедрять. Постепенно появились и развитая сеть приема бесконтактной оплаты, в том числе на транспорте, и самые разные форм-факторы: смартфоны, браслеты, брелоки, кольца и многое другое.

Михаил Федосеев подчеркнул, что прошедший год стал успешным для всей платежной индустрии, и, в частности, отметил распространение безналичной оплаты и рост бесконтактных транзакций. Например, по данным исследования Mastercard о распространенности бесконтактной технологии, проведенного в прошлом году, половина опрошенных россиян в период самоизоляции стали чаще использовать карты с возможностью бесконтактной оплаты, а 16% впервые попробовали эту технологию именно с началом пандемии. Кстати, большинство респондентов — 82% — считают, что бесконтактная оплата и в дальнейшем сохранит свою актуальность. Прошлым летом Россия стала первой в мире страной, где состоялся запуск долгожданной версии умного браслета от Xiaomi — Mi Smart Band 4 NFC c платежной функциональностью. И снова именно держатели карт Mastercard первыми получили это удобную технологию.

Михаил Федосеев выделил три технологии, с которыми напрямую связано создание инноваций будущего: 5G, распределенные реестры и квантовые компьютеры. По его мнению, в ближайшие пять лет они концептуально изменят мировой рынок и позволят выйти на качественно иной уровень развития и внедрения новых технологий в финансовой отрасли.

Будущее уже наступило

Алма Обаева заметила, что «Future» — оно не одно! Для некоторых игроков платежного рынка один из вариантов будущего уже в какой-то степени наступил в контексте принятого на заседании консультативного совета по вопросам развития НПС при председателе Банка России решения рекомендовать введение в обращение цифрового рубля. К концу этого года ожидается старт пилотного проекта.

И не только смартфоны смогут заменить физические кошельки с наличностью. На подходе биометрический эквайринг, где «лицо заменит все». Биометрическая идентификация станет инструментом подтверждения возможности управления банковским счетом и перевода денег! По словам спикера, эта история также находится у Банка России на рассмотрении.

Рассматривается и вопрос совершенствования допуска на рынок небанковских поставщиков платежных услуг, что находит у НПС положительный отклик. Возможно, здесь будет учтен европейский опыт директивы PSD II, и без специальной банковской лицензии, вероятно, не уведомительным, а разрешительным порядком, на платежный рынок выйдут новые игроки, способные открывать счета. Пока у регулятора идут дискуссии, но «Future» может быть и таким с высокой вероятностью.

Что касается прошлого и настоящего, то у Алмы Обаевой нашлось, как водится, две новости.

Плохая заключается в том, что агрегат наличной денежной массы М0, тех самых наличных под подушками и матрасами, которые авторы ролика настоятельно рекомендуют сжечь, достиг рекордного показателя в 12 трлн рублей. Прирост за 2020 год составил 3 трлн рублей. По прогнозам выступающего, 2 трлн из этих 12 трлн рублей население переведет в цифровой рубль, а «достать» остальные десять — задача не простая.

Хорошая новость состоит в росте за прошлый год на 3% количества карт в целом и росте на 15% безналичных операций по ним, с учетом переводов с карты на карту! Бонусом Алма Обаева привела «очень хорошую» новость: «платежные поручения, поступившие в банки, где распоряжение дали физлица в электронном виде» — плюс 94,7% (в 2015 году — плюс 51%). По этому показателю физлица догнали юридические.

Лекарство от головной боли

Майя Глотова, директор процессингового центра «КартСтандарт», призналась: «Не мы, не платежная сфера в целом "драйвят" технологии NFC. Этим занимаются глобальные игроки в лице Apple Pay и Google Pay, которые формируют клиентское поведение в целом».

Майя Глотова («КартСтандарт»). Фото: «Б.О»

Майя Глотова («КартСтандарт»). Фото: «Б.О»

Что касается платформы «КартСтандарт», то в 2020 году рост платежей с использованием NFC на ней составил 35%, причем пандемия не очень сильно повлияла на этот показатель. Главный стимул роста — удобство платежа.

Но при этой благостной картине перед процессинговым центром встала другая задача: «Избавить клиента от головной боли». Причина недуга — в том, что платежная отрасль сильно сегментируется, а клиентский опыт становится более сложным и дискретным. Люди уже разрываются в выборе из множества платежных карт, электронных кошельков, бонусных программ, кэшбэков и т.д., тогда как клиент хочет потреблять сервис максимально просто: с помощью бесшовного платежного сценария. Поэтому одна из ключевых задач участников рынка — обеспечение незаметного клиентского платежного пути. Такой опыт не только повысит лояльность потребителей, но и расширит клиентскую базу.

«Значительная роль в этой трансформации будет принадлежать процессинговым компаниям. Оставаясь незаметными для конечного пользователя, именно они будут связующим звеном этих внутренне сложных, но внешне гладких и бесшовных платежных сценариев», — отметила Майя Глотова.

«Растряс» для банков

Владимир Канин, генеральный директор компании Pay-Me, как высказался один из модераторов, Данил Поминов, давно ищет баланс между финтехами и банками. А раз так, то Алма Обаева не преминула узнать мнение специалиста о допуске на платежный рынок небанковских участников, что станет настоящим «растрясом» для банкиров.

Владимир Канин (Pay-Me). Фото: «Б.О»

Владимир Канин (Pay-Me). Фото: «Б.О»

В России сегодня с международными платежными системами (МПС) могут работать напрямую либо банки-спонсоры, либо лицензионные НКО. В случае реализации того, о чем говорила Алма Обаева, зависимость всех остальных от представителей этих двух структур несколько ослабнет.

По итогам пандемии в Pay-Me вырос средний чек. При этом средняя карточная транзакция в стране снижается, что связанно с «размыванием» денежных потоков транспортными проектами, например Московским метрополитеном: примерно с 900 рублей пару лет назад до менее чем 400 рублей на сегодня. А вот в мобильном эквайринге наблюдается перекос в сторону доставок, которую на 400 рублей вряд ли кто-то делает. Поэтому такие значения среднего чека: 3,6 тыс. рублей в 2018 году, 4,2 тыс. рублей в 2019-м и 4,4 тыс. рублей в 2020-м. В начале текущего года зафиксирована сумма в 4,6 тыс. рублей.

Алма Обаева полностью согласилась с Майей Глотовой: «Клиентский опыт действительно дискретный, продуктов напихано в рынок колоссальное количество. Все копируют разработки других и порой бездумно выводят их на рынок. Поэтому кардхолдеры имеют на руках “зоопарк” продуктов, источников фондирования и программ лояльности. Разобраться с этим невозможно».

Выход, который предлагают в компании «КартСтандарт» в виде развития замкнутых маркетплейсов и экосистем, для спикера неочевиден. На то они и замкнутые, чтобы не пускать туда других. Ничего хорошего в плане развития конкуренции рынку они не дадут.

А вот некие механики неких компаний, одна из которых базируется в Лондоне, могут вполне быть востребованы. Их суть — в том, что клиент платит картой в какой-либо точке, после чего у него есть месяц для выбора источника фондирования этой покупки. Таких компаний Владимир Канин насчитал «пяток» на весь рынок, «и даже в России одна такая была. Но все они закрылись, кроме той, что в Лондоне. И говорят они там о более чем 2 млн клиентов».

Вот это, по мнению эксперта, и есть пример упрощения клиентского пути. Вот такие финтехи и могут стать «растрясом» для банков!

Долой комиссионные доходы!

Павел Шуст, исполнительный директор, заместитель главного научного руководителя Центра технологий распределенных реестров СПБГУ, сказал: «Банк России очень хочет стать оператором электронных денег».

Далее эксперт остановился на рисках, которые несет рынку это намерение регулятора на фоне роста количества и качества небанковских игроков на этой поляне. Последний пример — появление предоплаченной карты соцсети «ВКонтакте», которое ответило на вопрос: «Зачем нужны банковские счета, если есть электронные кошельки?». Теперь с этими кошельками, наполненными цифровыми рублями, на платежный рынок собирается выходить Банк России, без определенной позиции государства по вопросу, какую, собственно, роль само государство в этой истории будет играть.

Что касается появления небанковских игроков на платежном поле, то, по мнению Ассоциации, такая вероятность приближается к 80%. Но здесь виден конфликт между желанием ЦБ проводить операции с цифровым рублем с нулевой комиссией и сожалением того же ЦБ о том, что «банкиры уж слишком расслабились на дешевых пассивах». По мнению регулятора, деньги у банкиров есть, но начислять проценты на них они не хотят, предпочитая зарабатывать на комиссиях. Цифровой рубль — прозрачный намек Банка России коммерческим банкам на то, что процентный доход для них предпочтительнее комиссионного.

Но остается открытым вопрос: «А на чем будут зарабатывать платежные институты и небанковские посредники, которые не могут начислять проценты на депозиты?». Этот вопрос Павел Шуст переадресовал коллегам в зале, а сам углубился в тему конкуренции частной и государственной инфраструктуры, а также в вопрос о том, как государственная инфраструктура цифрового рубля будет интегрироваться в частные отношения и действовать на рынке.

Тренды, тренды, тренды…

Максим Малютин, директор департамента консалтинга Deloitte, привел результаты недавнего исследования этой консалтинговой компании о том, как меняется клиентский опыт, по данным более чем 300 банков в 35 странах. В России был использован опыт крупнейших игроков.

Исследование выявило появление неожиданного глобального тренда: очень много инноваций в сектор приходят со стороны стран Персидского залива. Кроме того, сильно изменилась структура платежей в пользу бесконтактных, а в этой сфере у России накоплен колоссальный опыт. Видно желание клиентов полностью уйти в ДБО по всем видам их продуктов.

По мнению Алмы Обаевой, обе уважаемые ею компании — «КартСтандарт» и Deloitte — видят скорее выгоду от продуктов, нежели удовлетворение клиентов от них.

Но это было не все, чем эксперт собиралась «взорвать» аудиторию в этот раз. Она рассказала о прогрессе в дискуссиях заинтересованных ведомств, касающихся переносимости банковского счета благодаря появлению инфраструктуры и стандартов безопасности Open API, разработанных Ассоциацией ФинТех. Некоторые подробности этого процесса 14 апреля 2021 года озвучила в интервью vesti.ru Алла Бакина, глава департамента национальной платежной системы ЦБ .

Никита Ломов (Ассоциация ФинТех). Фото: «Б.О»

Никита Ломов (Ассоциация ФинТех). Фото: «Б.О»

Никита Ломов, руководитель аналитического отдела этой Ассоциации, позитивно отозвался о новых платежных методах. «Пусть будет разнообразие, а рынок все рассудит», — дипломатично предложил он и в своей презентации рассказал про Open API, проект «Мастерчейн», CBDC, и другие инновации, предложенные АФТ рынку.

Александр Дынин («ФК Открытие»). Фото: «Б.О»

Александр Дынин («ФК Открытие»). Фото: «Б.О»

Александр Дынин, директор департамента платежных сервисов и систем «ФК Открытие», предположил, что «в ближайшем будущем появятся новые претенденты на кошелек клиента, укрепятся в своем взаимодействии с клиентом “небанки”, а внедряемые и регулируемые на уровне государства технологии помогут “дизраптить” банковский рынок».

Оказалось немало людей, которые были не прочь устроить «растряс» для банков и предложить им обращать больше внимания на реальные нужды людей, а не на KPI по развитию своих продуктов!

 

Дмитрий Тартышев, директор по развитию бизнеса Mastercard в России

Дмитрий Тартышев, директор по развитию бизнеса Mastercard в России

Бесконтактные технологии с блеском прошли тест на стрессоустойчивость во время пандемии. Это подтверждают исследования, которые Mastercard регулярно проводит в Европе, в том числе в России, где в условиях локдауна для 70% держателей карт именно оплата в одно касание стала самым предпочтительным способом расчета за офлайн-покупки.

Пандемия укрепила популярность носимых устройств в качестве бесконтактных платежных форм-факторов. За это время Mastercard запустила ряд платежных решений для оплаты в одно касание, наиболее значимым из которых стал запуск фитнес-браслета Mi Smart Band 4 NFC с компанией Xiaomi, а также ряда устройств от колец до брелоков с несколькими российскими производителями, в том числе ISBC, PayRing, ALIOTH Pay, Rosan Pay.

На сегодняшний день с Mastercard россиянам доступны 12 pay-сервисов для бесконтактной оплаты, шесть из которых появились в разгар кризиса. Важно, что российские банки продолжают создавать свои платежные сервисы, например Sber Pay, — и этот тренд будет устойчив и дальше. Стратегия, которую реализует Mastercard, открывает банкам возможности для развития в этом направлении.

Еще одно очень значимое событие для платежной индустрии — запуск программы Mastercard Digital First, которая позволяет банкам делать основной цифровую, а не пластиковую карту. В рамках данной программы банки могут выпускать для клиентов цифровую карту через свое мобильное приложение, оставляя дополнительный заказ пластиковой карты — компаньона на усмотрение клиента. При этом пластиковый «дублер» является абсолютно новой картой с точки зрения классических атрибутов: на такую карту больше не нужно наносить номер, срок действия или CVC — эти данные находятся у пользователя в смартфоне.

Решение получило положительный отклик со стороны банков и цифровых партнеров Mastercard. Количество банков — участников программы в России постоянно увеличивается. Например, в этом году к Digital First присоединился Тинькофф Банк в рамках запуска цифровой кобрендинговой карты с компанией Samsung.

Если смотреть в будущее, следующие 5–10 лет будет наблюдаться слияние офлайна и онлайна. Мы уходим от «аналогового» мира, отказываемся от наличных, и уже видим, как платежи адаптируются под новые реалии.

 

 

Майя Глотова, директор процессингового центра «КартСтандарт»

Майя Глотова, директор процессингового центра «КартСтандарт»

Россия сегодня находится в тройке мировых лидеров по развитию финансовых технологий. Финтех развивался столь стремительно, что это сказалось на структуре рынка — он сильно сегментирован, а клиентский опыт дискретен. В распоряжении пользователя масса платежных инструментов (карты, кошельки, pay-сервисы) и источников средств — дебетовые и кредитные счета, различные баллы и бонусы.

Все это делает платежную практику мозаичной, а клиент хочет потреблять сервис максимально просто, – с помощью бесшовного платежного сценария. Поэтому одна из важнейших задач участников рынка — обеспечение незаметного платежного пути. Такой опыт не только повысит лояльность потребителей, но и расширит клиентскую базу. Значительная роль в этой трансформации будет принадлежать процессинговым компаниям. Оставаясь незаметными для конечного пользователя, именно они станут связующим звеном этих внутренне очень сложных, но внешне гладких и бесшовных платежных сценариев.

 

 

Анастасия Агеева, проектный менеджер в сфере p2p-переводов компании PAYMO

Анастасия Агеева, проектный менеджер в сфере p2p-переводов компании PAYMO

В последние годы клиентский опыт в платежной сфере обогатился за счет развития бесконтактных способов оплаты, которые эволюционировали от платежей через мобильные приложения банков до использования QR-кодов и виртуальных карт. Возникновение криптовалют также способствовало расширению возможностей потребителей в платежной сфере. Но правовая природа криптовалют неодинакова в разных юрисдикциях, поэтому они не стали универсальным платежным средством. Криптовалюты как платежные средства оказались востребованными среди ограниченного числа пользователей, объединенных, как правило, общими интересами. В большей степени криптовалюты как цифровой актив стали популярны среди инвесторов.

По сути, направления трансформации, сложившиеся в платежной сфере, определили векторы ее развития. Во-первых, идеи, лежащие в основе криптовалют, способствовали разработке цифровых валют центральных банков. Так, в России активно прорабатывается технологическая и правовая база для цифрового рубля, который, в отличие от криптовалют, сможет стать законным средством платежа. Во-вторых, бесконтактные способы оплаты обретают новые формы. Причем эти формы оказываются как материально, так и нематериально выраженными.

Среди материально выраженных форм платежей особого внимания заслуживают новые способы бесконтактной оплаты. Так, чипы NFC уже внедряются в браслеты, смартфоны, наручные часы и брелоки. Также совершение платежей становится возможным с использованием биометрии: к примеру, через голосовое управление. В качестве примера нематериально выраженных форм платежей можно привести СБП и чат-боты в популярных мессенджерах. СБП, созданная в рамках НСПК, позволяет избежать комиссии при переводах между клиентами разных банков, а иногда и внутри одного банка. Если говорить о чат-ботах в мессенджерах, то в будущем они могут стать альтернативой для мобильных приложений банков.

Также в перспективе от платежного рынка можно ожидать новых решений, связанных с разработкой Банком России наряду с платежной системой «МИР» и СБП Системы передачи финансовых сообщений (СПФС), актуальность которой очевидна уже сейчас в связи с возможным отключением России от SWIFT.

 

 

Евгений Шитиков, директор розничных продуктов Банка ДОМ.РФ

Евгений Шитиков, директор розничных продуктов Банка ДОМ.РФ

Цифровая карта обладает рядом преимуществ перед обычной физической картой как для клиента, так и для банка. К преимуществам для клиента стоит отнести: легкость и быстроту выпуска — как правило, это занимает около одной минуты в мобильном приложении; автоматическую привязку к платежному кошельку для совершения безналичных покупок и снятия наличных; отсутствие риска ее потерять или скомпрометировать, что может иметь место для физической карты.

Преимущества для банка также очевидны: отсутствие расходов на физический «пластик» (по опыту Банка ДОМ.РФ, менее 10% клиентов изъявляют желание получить к цифровой карте физический «пластик») и более высокий уровень активации и транзакционной активности по цифровым картам. Отдельно стоит отметить, что оформление и использование цифровых карт формирует положительный клиентский опыт, который позитивно влияет на клиентские впечатления и лояльность. Согласно внутреннему исследованию банка, 95% клиентов, использующих цифровые карты, оценивают их удобство на 5 баллов из 5.

Также мы отмечаем, что клиенты, оформляющие цифровые карты, совершают значительно больше операций в мобильном приложении, чем клиенты с обычными картами, в том числе операции по оплате услуг, переводам денежных средств, а также оформлению других банковских продуктов. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что клиенты, ранее использовавшие банковские карты, после оформления цифровой карты меньше снимают наличные, размещая средства на накопительных счетах и совершая большее количество безналичных операций — покупки или переводы.

На текущий момент около 10% новых карт оформляется в цифровом формате, по итогам 2021 года мы ожидаем, что их доля вырастет до 30%. На горизонте двух-трех лет мы прогнозируем, что цифровые карты будут составлять не менее 90% всех новых карт.

 

 

Алексей Кондратьев, исполнительный директор компании «Салторо»

Алексей Кондратьев, исполнительный директор компании «Салторо»

В начале 2021 года компания Ingenico (бренд Worldline) представила дальнейшее развитие своих популярных Android-решений — новейшую платформу AXIUM. AXIUM — это расширенная линейка высокопроизводительных платежных терминалов в различных форм-факторах на новой защищенной платформе Android 10 (EMV V3, PCI-PTS V6).

В дополнение к популярным банковским POS-терминалам на Android — Ingenico APOS A8 — новая линейка AXIUM на Android 10 дает возможность предпринимателям, ретейлу, малому и среднему бизнесу, компаниям по доставке, транспортным компаниям и т.д. использовать бизнес-приложения, различные кассовые решения на современном и защищенном оборудовании от мирового лидера с функцией приема оплат всеми типами банковских карт и устройств с NFC: Apple Pay, Google Pay и других.

Генеральный партнер:

 
 

 


Официальный партнер:

 
 

 


Партнеры мероприятия:

 
 
 
 

ПРЕЗЕНТАЦИИ СПИКЕРОВ:

Александр Соколов, директор по развитию, ЦКТ. SoftPOS. Новая платежная реальность

Вадим Изотов, начальник Управления разработки и сопровождения специальных электронных продуктов - старший вице-президент, ВТБ. NFC, QR, Биометрия. Триумвират технологий на следующее десятилетие

Дмитрий Богдашев, генеральный директор, Смартфин. Tap2go: трансформация mPOS в сервис нового поколения приема платежей картами на смартфоне для самозанятых и B2C

Евгений Шадрин, операционный директор, Cybertonica Ltd.. Антифрод как часть клиентского опыта

Михаил Попов, founder and CEO, Talkbank.io. Собственные платежные сервисы ретейлеров — новая Big idea

Никита Ломов, руководитель аналитического отдела, Ассоциация ФинТех. Глобальная повестка платежного регулирования

Ольга Чечеткина, представитель Samsung в России, Samsung. Презентация кобрендовой карты Samsung-Tinkoff Mastercard






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ