Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Время перемен в транзакционном бизнесе
22.05.2019 Аналитика
Время перемен в транзакционном бизнесе

О том, как банки подходят к формированию ценовой политики РКО, что изменилось в подходе банков за прошедший год и как это повлияло на распределение сил на рынке



Мы, в Markswebb, уже полтора года непрерывно следим за тарифами банков на обслуживание малого бизнеса. В рамках исследования Business Banking Fees Monitoring данные о размерах комиссий и стоимости платежей собираются по 20 российским банкам в десяти городах и обновляются два раза в месяц. Чтобы сформировать видение ситуации на рынке в целом, каждый квартал мы рассчитываем стоимость первого года банковского обслуживания в Москве и Санкт-Петербурге для пяти компаний сегмента малого бизнеса и на основе этого расчета формируем рейтинги. Ближайший будет опубликован в июне.

Как правило, тарифы РКО для сегмента МСБ — сущность довольно стабильная: некоторые банки могут менять тарифы реже одного раза в год. Тем не менее за последние год-два, произошли существенные изменения, повлиявшие на рынок.

В 2018 году все банки, за тарифами которых мы следим, изменили их. Кто-то внес одну-две правки, но больше половины участников рынка переосмыслили подход к ценообразованию и перезапустили свои тарифные линейки.

Календарь изменений 2018

Март. Точка Банк запустил тариф «Минимальный» с комиссией 1% за зачисление средств на счет.

Май. Банк «Уралсиб» запустил линейку тарифов, состоящую из шести пакетов услуг, в том числе пакет «Начни с нуля!» с бесплатным обслуживанием. Ранее у банка были только базовые тарифы.

Июнь. Совкомбанк — два новых тарифа: «Индивидуальный» и «Мой выбор». Тарифный план «Мой выбор» с бесплатным обслуживанием.

Июль. Росбанк запустил тарифную линейку, состоящую из четырех тарифных планов. Ранее у банка были только базовые тарифы

Сентябрь. Альфа-Банк запустил тариф «1» с 1%-ной комиссией за зачисление средств на счет.

Сентябрь. Модульбанк запустил опцию по торговому эквайрингу «Розница» на тарифе «Оптимальный» (за 1490 рублей). При подключении опции комиссия составляет 1,6% (1,9% без опции)

Ноябрь. УБРиР запустил тариф «Эквайринг — Сбрось лишнее!». Фиксированная ставка по торговому эквайрингу 1,6% без арендной платы.

Ноябрь. Банк Открытие обновил линейку тарифов, существенно снизив стоимость по основным статьям РКО. Тариф «Первый шаг» предполагает бесплатное обслуживание.

Тренд последних двух лет

За последние два года тарифы для микробизнеса и начинающих предпринимателей изменились существенно, тогда как для более крупных клиентов сегмента МСБ снижение стоимости банковского обслуживания не столь очевидно.

Мы смоделировали два профиля клиента: начинающий предприниматель и средняя торговая компания. Для них отследили изменение стоимости обслуживания за последние два года. За 100% взята стоимость в четвертом квартале 2016 года.

На графике видно, что по обеим моделям в 2017 году произошло снижение стоимости на 10%. После стоимость начинающего предпринимателя продолжила снижаться, для средней компании снижение прекратилось.

Клиенты не готовы разбираться в 500 листах текста тарифного справочника со звездочками

Стоимость обслуживания начинающего предпринимателя за последние два года уменьшилась вдвое, в основном за счет того, что на 40% подешевела основная статья расходов — открытие и ведение счета.

Стоимость обслуживания торговой компании складывается из большего количества услуг, которые друг друга балансируют по стоимости. Например, за 2018 год стоимость РКО и операций с наличными значительно упала, но это почти не повлияло на общую стоимость обслуживания из-за удорожания платежек.

Главные события 2018 года

В 2018 году в транзакционном бизнесе произошло четыре ключевых события: появление бесплатных тарифов, тарифов «под 1%», тарифных пакетов и специальных тарифов для компаний, которые используют торговый эквайринг.

1. Бесплатные тарифы

В сентябре 2017 года Сбербанк запустил пакет услуг «Легкий старт» с бесплатным открытием счета и обслуживанием. Запуск «Легкого старта» послужил причиной дальнейших изменений в тарифной политике других банков.

Многие банки стали запускать тарифы для мелких компаний и начинающих предпринимателей — тарифы «на вход», и сейчас такие тарифы есть в девяти банках:

• «Старт‎» Локо-Банка

• «‎Первый шаг» Банка Открытие

• «‎Бизнес Старт» Промсвязьбанка

• «‎Мой выбор» Совкомбанка

• «‎Промо» УБРиР

• «‎Начни с нуля!» Банка Уралсиб

• Startup Веста Банка

• S Банк «Сфера»

• «‎Бесплатный» Эльба Банка

По условиям этих тарифов предприниматель не платит за открытие и обслуживание счета, корпоративную карту, несколько платежек (до пяти) и за переводы денег на свою карту физлица (до определенной суммы).

2. Тарифы «1%»

Также в 2018 году в нескольких банках появились тарифы под условным названием «1%», где все операции бесплатны, кроме операции зачисления средств на счет, комиссия по которой составляет 1%. Такие тарифы в полной мере реализованы в Точка Банке («Необходимый минимум») и Альфа-Банке («1%»).

По сравнению с нулевыми тарифами тарифы «1%» не очень популярны, потому что даже при минимальном объеме операций оказываются дороже. По факту, такой тариф может быть выгоден только для бизнеса с минимальной транзакционной активностью.

3. Тарифные пакеты

В 2018 году окончательно сложился подход к формированию тарифов на основе тарифных пакетов. Раньше у многих были базовые тарифы, когда для разных типов бизнеса банк предлагает одинаковые условия обслуживания. Теперь большинство участников рынка применяют дифференцированный подход. Каждый банк по-своему сегментирует клиентов и на основе своего личного видения клиентской базы и желаемого позиционирования на рынке разрабатывает тарифную линейку.

За год от базовых тарифов к пакетам услуг в работе с клиентами перешли Банк «Уралсиб» и Росбанк. По-прежнему используют базовые тарифы Банк Авангард, Газпромбанк, Россельхозбанк.

Результат изменений

Из банков, за тарифами которых мы следим, три продолжают использовать только базовые тарифы, предлагая всем клиентам одинаковые условия обслуживания.

 

Какие факторы банки учитывают при формировании тарифной линейки для малого бизнеса

Какие факторы банки учитывают при формировании тарифной линейки для малого бизнеса

Остальные банки довольно явно делятся на три группы, а некоторые используют сразу несколько принципов ценообразования в отношении малого бизнеса. Наглядный пример — Сбербанк, который для микробизнеса сделал бесплатные тарифы и в то же время не забывает о более крупных компаниях, предлагая специальные тарифы для компаний, которые много работают с наличными.

Прогноз

Будущее — за тарифами с дополнительными пакетами и опциями, индивидуальными для разных групп клиентов. Чтобы соответствовать требованиям рынка, необходимо сегментировать клиентов и создавать тарифы, которые будут выгодны тем группам, в которых банк видит точку роста своего бизнеса. Как показывает практика, базовые тарифы в итоге не выгодны вообще никому.

Бесплатные тарифы будут запускаться, но не так массово, как в 2018 году. Must have для новых банковских проектов.

Клиенты не готовы разбираться в 500 листах текста тарифного справочника со звездочками и будут отдавать предпочтение банкам с простыми, понятными тарифами, условия которых прозрачны.

В 2018 году интернет- и мобильный банки для бизнеса стали превращаться в полноценные платформы, которые интегрируют в себе множество небанковских сервисов. Вероятно, в ближайшее время в тарифные пакеты дополнительно будут включаться небанковские сервисы, например онлайн-бухгалтерия.

Новая ниша — тарифы для самозанятых. Если эксперимент по налогу 4% будет успешным, банкам предстоит быстро придумать схему тарификации таких предпринимателей, которые в ближайшем будущем составят большую часть клиентской базы.




Присоединяйся к нам в телеграмм
Читайте также