Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Рынок ювелирных изделий в стоимостном выражении вырос за 2024 год на 25%, до 460 млрд рублей, но количество всех ювелирных изделий, поданных на клеймение, при этом не изменилось — 30–32 млн штук. Из этого следует простой вывод: весь рост выручки произошел за счет падения курса рубля и роста цен на золото (40% за год), а не за счет увеличения производства и продаж.
Существующая в России и не имеющая мировых аналогов Государственная интегрированная информационная система (ГИИС) пока не приносит ничего, кроме головной боли для мелких ювелиров. Клиенты про нее вообще ничего не знают. Более того, лабораторно выращенные бриллианты, которые приносят более 1000% прибыли, вообще не подпадают под систему контроля ГИИС. При закупочной себестоимости одного карата 50 долларов стоимость лабораторно выращенного бриллианта в один карат в магазинах составляет 500–800 тыс. рублей.
Раз уж ГИИС можно отменить только одновременно с ЕГЭ, может быть, превратить ее во что-то полезное?
Возможно, ГИИС сможет приносить пользу ювелирному рынку, если сделать наличие этого штрихкода своеобразным знаком качества, аналогичным ГОСТам: превратить в добровольную систему сертификации и знак качества. Тут нужен хороший маркетолог, но все же к государству у нас в части общества доверие привито еще доперестроечной колбасой и дегтярным мылом. В принципе, бренд CLUEV готов сформировать идейное предложение на общественных началах.
Самый же главный вывод из разговора заключается в том, что у российского рынка сейчас огромные возможности для развития. Но не надо ждать от государства, то есть от чиновников, каких-то чудес, нужно самим организовываться и создавать русский ювелирный стиль — не в украшениях из серебра средней стоимостью 10 тыс. рублей, а в роскошных и самобытных бриллиантах в золотой оправе. Нужен сильный русский ювелирный бренд, не fashion, который продается на маркетплейсах вместе с шампунем и кормом для рыбок. Хотя бы один.
Тенденции в отечественных RegTech и SupTech из-за роста жалоб со стороны клиентов, недоступности этих технологий для участников рынка с базовой лицензией, новых федеральных законов и так далее смещаются к ситуации, когда сами банки могут стать «квазирегуляторами»