Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Все большую проблему для развития банковского сектора представляет концентрация активов в двух крупнейших банках и общий рост доли госбанков на рынке, считает президент Ассоциации банков России (АБР) Георгий Лунтовский. В ходе выступления на XVI Международном банковском форуме в Сочи, он отметил, что 45% активов приходится на долю Сберабнка и ВТБ и только 8% — на 162 средних банка.
«В условиях нехватки качественных заемщиков (по данным Росстата доля убыточных предприятий — 32%!), высоких регуляторных требований, ограниченности конкурентных возможностей, банки ищут возможности безрискового дохода и размещают свои средства на корсчетах в Банке России. — заявил Лунтовский. — При этом деньги в системе есть. Профицит ликвидности оценвиается в 3,8 трлн рублей».
Один из самых острых вопросов конкуренции — участие государства в капитале банков, считает он. Это важный источник конкурентного преимущества за счет предпочтительного допуска к госфинансированию и обслуживанию счетов государственных и муниципальных учреждений.
Процесс концентрации активов у госбанков сопровождается снижением маржи у малых банков (примерно в полтора раза за последние 10 лет). В результате многие банки стоят перед проблемой изменения бизнес-моделей и поиска новых ниш на рынке.
Президент АБР выделил главные факторы порождающие неравенство конкуренции — преимущества при докапитализации банков с госучастием и использование админресурса для допуска к госсредствам.
Георгий Лунтовский выразил мнение, что необходима программа приватизации госбанков с мажоритарным участием государства.
Он озвучил результаты опроса, который АБР провело среди своих членов на предмет оценки ситуации с конкуренцией в банковском секторе. Более 40% участников опроса АРБ подтвердили, что оптимальная доля госбанков не должна превышать 25% рынка (сейчас 67%), а еще 40% считают допустимое участие государства — не более 50% от активов банковской системы. Также 60% высказались за ограничения для банков с госучастием в присоединении и поглощении иных коммерческих банков.
Озвученные президентом АБР меры, разработанные ассоциацией, для развития конкуренции сводятся к допуску к госпрограммам на основе рейтингов, либерализации ценообразования, созданию недискриминационных условий для переводов между счетами физических лиц, противодействию недобросовестным практикам и оптимизации регуляторной политики.
Отдельно Лунтовский выделил формирование правовых и технологических основ для развития платформ быстрых платежей, открытых интефейсов, маркетплейса, удаленной идентификации.
«Кооперация при внедрении новых технологических решений — способ выживания для малых и средних банков», — заявил он.
В качестве примера такой кооперации президент АБР привел платформу обмена информации о киберугрозах. Сейчас к ней подключились 24 банка, еще столько же в стадии оформления и еще 40 рассматривают такую возможность. Помимо этого идет работа по совместному использованию облачных технологий для обработки данных и создании платформы для совместной оценке рисков.
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?