Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Взаимодействие с платформой ЗСК («Знай своего клиента») Банка России потребует доработки внутренних процессов каждого банка, даже того, который не использует результат оценки ЗСК регулятора
Взаимодействие с платформой ЗСК Банка России подразумевает один результат — получение банком от регулятора конкретного значения «светофора» для конкретного клиента. Однако это потребует доработки внутренних процессов каждого банка, даже того, который не использует результат оценки ЗСК Банка России. В первую очередь речь идет о процессах, связанных с ежедневной выгрузкой в ЦБ данных юрлиц и индивидуальных предпринимателей, находящихся на обслуживании в кредитной организации. Банки, которые участвуют в пилотном проекте регулятора, говорят, что это один из самых сложных моментов.
Следующий аспект связан с получением информации ЦБ по платформе ЗСК. Эта информация также будет направляться всем, даже тем банкам, которые не станут использовать результаты оценок ЦБ в своих риск-ориентированных моделях.
Помимо этого для операции, при которой возможен отказ в совершении трансакции, необходимо проводить проверку по юрлицам и ИП с низким и высоким риском — тем, которые участвуют в платежной операции. Это нужно, чтобы случайно не отказать низкорисковому юрлицу или ИП, который может быть клиентом или контрагентом клиента по операции (это запрещено по закону).
Еще одна процедура связана с обработкой мотивированного суждения по применению мер, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ. Банку России еще предстоит разработать отдельный формат для обмена такими мотивированными суждениями. Пока детальные форматы и процедуры тестируются в Центробанке, и к 1 июля 2022 года должны появиться окончательные форматы.
В отношении представителей «средней группы риска» появится дополнительная процедура, которая не была регламентирована в Законе № 423-ФЗ, но она потребует мониторинга ряда клиентов с такой группой риска, если к ним имеются дополнительные вопросы со стороны регулятора.
Все перечисленное требует серьезных затрат на IТ, но сегодня у банков возникают определенные сложности с выделением таких ресурсов.
Помимо IТ нагрузка по взаимодействию с Банком России в рамках платформы ЗСК ложится на плечи сотрудников, отвечающих за внутренний контроль, подразделений, связанных с обработкой операций и взаимодействием с клиентами. На первых порах им придется работать в ручном или полуручном режиме. Дополнительные неавтоматизированные процедуры требуют увеличения нагрузки, связанной с выполнением трудовых функций, а также дополнительного найма персонала. После изменений законодательства о ПОД/ФТ, связанных с принятием в 2021 году ряда законодательных актов (230-ФЗ, 355-ФЗ, 236-ФЗ, и 208-ФЗ), количество персонала, вовлеченного в рутинные процедуры внутреннего контроля по ПОД/ФТ, выросло в десятки раз (и это без учета закона № 423-ФЗ о платформе ЗСК). Об этом НСФР информировал Банк России в официальных обращениях.
В текущих условиях платформа ЗСК будет на первых порах отвлекать ресурсы банков до тех пор, пока они не настроят соответствующим образом свои автоматизированные процедуры. Учитывая возросшие угрозы, связанные с ИБ, современной экономической ситуацией, дефицитом IТ-специалистов, придется традиционно «закрывать дыры» персоналом либо смириться с рисками штрафов за нарушение законодательства, что тоже плохо.
Поэтому профессиональные объединения кредитных организаций предлагают продлить процесс адаптации банков к централизованной платформе ЗСК до конца года. Те банки, которые успеют все сделать к 1 июля 2022 года, сразу начнут работать с этой платформой. А для остальных, чтобы не вводить моратория на применение мер воздействия, необходимо предусмотреть технологический период адаптации, в течение которого регулятор не будет наказывать банки за нарушение требований антиотмывочной платформы.
Рост числа банкротных дел, ухищренный вывод активов, сомнительные схемы и иные злоупотребления — все это бросает новый вызов арбитражным управляющим и кредиторам в борьбе за активы разорившихся компаний. Банкротное законодательство и судебная практика пытаются найти баланс между интересами кредиторов и правами контролирующих должника лиц (далее также — КДЛ): где та тонкая грань между банкротством в силу объективных факторов и умышленными действиями контролирующих должника лиц по выводу активов?