Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Александр Железняк (ФГ «Лайф»): Мы строим экосистему
18.06.2015 Интервью

Александр Железняк (ФГ «Лайф»): Мы строим экосистему

ФГ «Лайф» уходит от классического понятия «банк» — почему и куда? Что общего между семейным врачом и персональным менеджером? И какие конкурентные преимущества при работе с МСБ предоставляет концепция «Лайф.Бизнес»? Об этом «Б.О» рассказал председатель правления ФГ «Лайф» Александр Железняк


— Александр Дмитриевич, в конце апреля 2015 года вы оставили пост председателя правления Пробизнесбанка, который возглавляли с 1993 года. Согласно сообщениям СМИ, вы «сконцентрируетесь на стратегическом развитии банков группы». Будут ли кардинальные изменения в стратегии ФГ «Лайф»?

— Перед Пробизнесбанком, который является головным банком группы, встали новые задачи. Их решением занимается новый председатель правления Дмитрий Дыльнов. Он почти двадцать лет в банковской сфере, профессионал с большой буквы. Уверен, что он успешно справится с новыми вызовами. Но группа объединяет разные банки, и мы рассматриваем разные возможности для их развития, разные сценарии. Это требует больших сил, затрат времени.

Стратегия группы — под влиянием меняющейся ситуации на рынке, конечно, корректируется. Мы стараемся быстро адаптироваться под внешние изменения. Выигрывает тот, кто быстрее начнет жить по новым правилам и использовать открывающиеся возможности. Группа уходит от классического понятия «банк». Мы строим экосистему для наших клиентов, основанную на персонализации. Для нас это важно так же, как и риск-менеджмент. Персонализированный подход позволяет нам оказывать услуги, которые создают добавленную стоимость для клиента.

— Намерены ли вы внедрять лучшие практики Пробизнесбанка в деятельность других кредитных организаций ФГ «Лайф»?

— Масштабирование лучших практик — для нас это формула успеха. Есть примеры отличных кейсов, которые были реализованы в отдельных офисах в разных регионах. Мы стараемся сделать так, чтобы сотрудники обменивались удачными наработками, и время на внедрение их было максимально коротким. В рамках группы вот уже много лет действует практика проведения групповых сессий, где проводятся тренинги и мастер-классы. Кроме того, обмен информацией проходит ежедневно по ВКС [внутренняя корпоративная сеть — прим. «Б.О»], через корпоративную соцсеть. Элементы нашей оперсистемы нацелены на то, чтобы опыт лучших был доступен всем. Через простую формулу сотрудничества мы хотим выйти на принципиально новый уровень развития бизнеса.

— До декабря 2014 года банки концентрировали свое внимание на процентных доходах. Сейчас фокус сместился на комиссионные доходы. Отдельные участники рынка заявляют о том, что в течение 2015 года они намерены довести долю своих комиссионных доходов до 30%. А каких результатов планируют достичь банки группы «Лайф»?

— Согласно стратегии развития группы, перед нами стоит задача полного замещения выпадающего чистого процентного дохода на непроцентный в течение ближайших трех лет. Мы хотим этого достичь за счет персонализации. В каждом банке группы у каждого клиента есть персональный менеджер, который решает его проблемы. Это наш главный конкурентный инструмент. Это как семейный врач, который ведет вас много лет, знает все проблемы, потребности, возможности. Кроме того, клиентам помогают финансовые консультанты — самые высококвалифицированные банковские сотрудники, решающие широкий круг задач, связанный с управлением финансами.

У нас большое число клиентов предпринимателей и представителей среднего бизнеса. Под них мы разрабатываем и предлагаем новые продукты. Группа «Лайф» сейчас входит в топ-10 крупнейших российских банков по величине портфеля микрокредитов, занимает 16 место по размеру кредитов ИП и входит в топ-30 российских банков — лидеров по объемам кредитования субъектов МСБ. Для юридических лиц и ИП мы уже ввели новые услуги: бизнес-юрист, проверка контрагента, финансовая диагностика бизнеса, облачные решения хранения информации и другие. Например, одна из самых востребованных услуг — финансовая диагностика бизнеса. Это комплексная оценка всех факторов, которые влияют на прибыль, —коэффициентов оборачиваемости, рентабельности. С ее помощью можно более эффективно использовать кредитные средства.

— У вас необычная, для российских банковских групп, концепция работы с МСБ —«Лайф.Бизнес». Ее основная идея — банки группы работают по принципу «местный банк для местного бизнеса». При этом управляются департаментом по работе с малым и средним бизнесом ФГ «Лайф». В чем ее основные отличия от традиционной модели, когда каждый из банков работает автономно в своем регионе?

— Эта модель показала свою высокую эффективность. И не только потому, что к местному банку доверие, как правило, выше, чем к любому другому, но и потому, что в нашей модели лучшие практики, продукты, технологии внедряются гораздо быстрее. «Лайф.Бизнес» — это экосистема для бизнеса. Она состоит из множества полезных услуг, сервисов, мероприятий и является площадкой для обмена опытом между предпринимателями.

Мы предложили бизнесу клубную систему «Лайф.Бизнес», которая выходит за рамки банковских услуг и включает в себя финансовые и нефинансовые сервисы сопровождения бизнеса клиентов. Когда они вступают в клуб, то получают в пользование LifePAD — сервис, предлагающий облачные решения и систему дистанционной поддержки клиента. С помощью него предприниматель имеет доступ к десяткам мобильных приложений и пакетным решениям для бизнеса (для такси, для ресторанов и др.) и повседневной жизни.

Перед нами стоит задача полного замещения выпадающего чистого процентного дохода на непроцентный в течение ближайших трех лет

Но предложить такой пакет услуг и сервисов мало. Также важно, каким образом сочетаются технологии и человеческие отношения. Так же, например, как и Zappos, и SouthWest Airlines, мы очень внимательно отбираем сотрудников. В команду приходят только «правильные» люди с определенным набором компетенций, те, которые разделяют ценности группы «Лайф».

— Как вы относитесь к идее создания Центра по поддержке и кредитованию малого бизнеса на основе Агентства кредитных гарантий и МСП Банка?

— Любая поддержка малого бизнеса сейчас крайне важна. Пока все процедуры с госучастием в этом процессе довольно сложные. Надеюсь, что предлагаемый механизм поддержки не заставит себя долго ждать. В перспективе этот инструмент позволит существенно расширить доступ для МСБ к кредитным ресурсам.

— Есть мнение, что в последние полтора года ЦБ РФ слишком часто применяет высшую меру наказания к банкам — отзыв лицензии, и крайне редко — процедуру санации. Как вы считаете?

— Конечно, количество проектов по финансовому оздоровлению значительно меньше. Я уверен, что ЦБ РФ, если видит сложности, рассматривает все возможности для санации того или иного кредитного учреждения, и если их нет, принимает решение об отзыве лицензии. В ближайшее время, когда будут реализованы кредитные и прочие риски, сложности в некоторых банках обострятся, возможно, санационных проектов станет больше. Посредством этого инструмента будет также проходить консолидация банков.

— Бюро финансовых решений «Пойдем!» продает в своих отделениях потребительские кредиты Лето Банка. Насколько интересна и выгодна — с позиции получения комиссионных доходов, такая франшиза для ФГ «Лайф»? Возможен ли запуск аналогичных проектов с другими банками?

— Доля этого проекта по прибыли в прош­лом году — несколько сотен миллионов рублей. Для «Пойдём!» такой проект дает больше 20% общего дохода. Мы изучаем возможности сотрудничества с другими банками. Там, где это целесообразно, будем делать партнерские программы.






Новости Новости Релизы