Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Азиатские тигры и ESG-игры
19.04.2023 FinCorpFinRegulationАналитика

Азиатские тигры и ESG-игры

Отечественные компании переориентируются на новые страны, поэтому бизнесу полезно иметь четкое представление о том, как развиваются ESG-требования и практики устойчивого финансирования на доступных зарубежных рынках. Это поможет экспортно-ориентированному бизнесу не только наладить торговые связи, но и дать всем ответственным компаниям России «ключ» к реализации совместных устойчивых проектов


Одним из наиболее перспективных для развития сотрудничества рынков, притягивающим внимание компаний всего мира, является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). По данным МВФ, с 2011 года Азия лидирует по объему ВВП в мире, обгоняя Северную Америку и Европу. За 2011–2021 годы доля Азии в мировом ВВП выросла с 31,8 до 38,7%. Ожидается, что с 2022 по 2027 год Азия будет единственным регионом, который нарастит свой вклад в мировой ВВП. По прогнозам экспертов, он достигнет 40,8%.

Но есть и обратная сторона медали бурного экономического и производственного роста: начиная с 2019 года на АТР, приходится более половины глобальных выбросов СО2. Страны региона в значительной степени подвержены природным последствиям изменения климата. Остро стоит вопрос достижения Целей устойчивого развития (ЦУР) в регионе. Как показал отчет Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) за 2022 год, несмотря на достигнутый прогресс в реализации АТР отдельных ЦУР, его темп в настоящее время недостаточен для достижения регионом или субрегионами АТР целей и задач, указанных в Повестке в области устойчивого развития до 2030 года.

Так, ни одна из 17 ЦУР не может быть достигнута АТР к 2030 году. На конец 2022 года были достигнуты 14,4% установленных показателей, а расчетным годом достижения ЦУР в АТР стал 2065 год, тогда как в 2017 году ожидалось, что ЦУР будут достигнуты в 2052 году.

В ответ на возникающие вызовы страны региона активно вовлекаются в различные устойчивые инициативы. Более 15 стран и 670 компаний установили (или обязались установить) цели по снижению выбросов, что делает регион одним из наиболее динамично развивающихся в плане ESG рынков и создает новые возможности для инвестиций в зеленые технологии.

Сейчас Азия переходит к новой технологической эре, что связано с развитием методов декарбонизации энергетики, практик зеленого бизнеса и устойчивых процессов в целом. Так, азиатские компании научились выстраивать масштабную устойчивую инфраструктуру в кратчайшие сроки. С 2004 по 2019 год 53% мировых расходов, направленных на развитие зеленых инфраструктурных проектов, пришлось именно на регион АТР, на который также приходится половина всех климатических инвестиций на планете (47,8%), причем этот сектор растет здесь намного быстрее, чем в ЕС и США.

Несмотря на сокращение предложения зеленых, социальных облигаций, облигаций устойчивого развития и облигаций, связанных с устойчивым развитием (GSSSB) в мире на 25,6% в 2022 году, в АТР, напротив, наблюдался рост выпуска GSSSB. Ожидается, что в 2023 году объем выпуска GSSSB в АТР продолжит увеличиваться, достигнув отметки 240 млрд долларов (рост составит 20%).

Этому будут способствовать не только интерес зарубежных инвесторов, но и принятые в юрисдикциях стратегические документы, направленные на декарбонизацию национальных экономик, например дорожная карта Малайзии по возобновляемым источникам энергии (Malaysia Renewable Energy Roadmap), Национальная стратегия развития энергетики Вьетнама (Viet Nam’s National energy development strategy) и др.

Исторически первыми формирующими ESG-повестку органами выступают финансовые регуляторы. Непосредственно они принимают решения в сфере зеленого банкинга, выпуска облигаций, правил ответственного инвестирования, управления рисками, выпуска нефинансовой отчетности и установления ограничений на финансирование проектов, связанных с высокими социальными и экологическими рисками.

Малайзия и Сингапур — наиболее развитые страны АТР в плане ESG-регулирования в банковской сфере. Например, в 2022 году Центральный банк Малайзии опубликовал план развития финансового сектора страны до 2026 года. В нем, в частности, говорится, что к 2026 году до 50% всего финансирования должно направляться на реализацию зеленых проектов и проектов, связанных с устойчивым развитием. В конце 2022 года Центральный банк Малайзии выпустил руководство по управлению климатическими рисками и сценарному анализу для финансовых институтов.

Еще в 2019 году сингапурские банки прекратили финансирование угольных электростанций, а с июня 2022 года завершили переходный период по приведению политик по управлению рисками в соответствие с Руководящими принципами, утвержденными Денежно-кредитным управлением Сингапура (MAS). Таким образом, банки начали осуществлять расширенную оценку экологических рисков заемщиков, ранее требование ограничивалось оценкой проектов в наиболее загрязняющих секторах.

Для определения устойчивых проектов используются или утвержденные национальные зеленые таксономии (действуют в Китае, Индонезии, Малайзии, Монголии, Южной Корее, разработана рамочная таксономия АСЕАН), или отдельные документы, разработанные для банковского сектора и содержащие критерии соответствующих проектов. Для целей наращивания объемов устойчивого финансирования в странах региона реализуются различные программы поддержки не только устойчивых проектов, но и институтов, выпускающих финансовые инструменты.

Например, Резервный банк Индии включил ESG-проекты в число «приоритетных секторов для кредитования» (Priority Sector Lending) — обязательный порог кредитования секторов, которые государство считает важными, например сельское хозяйство и образование. Проекты в данных секторах могут получить доступ льготному финансированию.

С января 2021 года в Сингапуре запущена программа грантовой поддержки выпусков зеленых и устойчивых облигаций. Цель программы — оказать поддержку компаниям в получении устойчивого финансирования в форме покрытия расходов на привлечение независимых консультантов (верифицирующих зеленые/устойчивые параметры выпусков, присваивающих рейтинги и т.д.).

В 2021 году Народный банк Китая запустил программу льготного кредитования банков, которая стимулирует развитие проектов по сокращению выбросов парниковых газов. С ее помощью банки могут привлечь до 60% суммы, необходимой для реализации проекта, по пониженной ставке в 1,75%.

В Малайзии, согласно опросу Объединенного комитета по изменению климата (JC3), 88% компаний предлагают ESG-продукты своим клиентам и 92% планируют увеличить число таких продуктов в будущем.

Проведя собственные исследования, мы еще раз убедились в том, насколько динамично развивается ESG-регуляторика. В частности, по данным ISS, по количеству инициатив ESG-регулирования Азия уже сопоставима с западными странами: в 2022 году их было 321 в АТР против 613 в Западной Европе (включая регуляторные документы на уровне ЕС) и 36 в США и Канаде.

Появление новых, зачастую разрозненных, регуляторных документов является одной из основных причин необходимости развития общих требований и синхронизации подходов в области ESG-регулирования и финансирования. Это важно как для снижения межстрановых рисков и повышения надежности инвестиций, так и для снижения барьеров в движении потоков товаров и капитала.

В последний год товарно-экономические и политические связи между Россией и странами АТР расширяются и укрепляются, а в российском ESG-регулировании происходят структурные сдвиги. Поэтому сейчас важно приложить основные усилия для синхронизации подходов, обмена со странами региона АТР знаниями и практиками в области устойчивого финансирования.

К основным направлениям в области устойчивого финансирования, в которых будет полезна синхронизация, можно отнести:

  • унификацию определений и критериев отнесения проектов к устойчивым;
  • сонастройку механизмов и форм поддержки и стимулирования ответственного финансирования;
  • создание унифицированных и прозрачных требований к раскрытию нефинансовой отчетности компаний и данных о проектах;
  • ESG-рейтингование — формирование единых подходов к базовой методологии с дополнениями, специфичными для отдельных рынков. Не секрет, что корреляция между основными кредитными рейтингами составляет 0,99, в то время как данный показатель по ESG-рейтингам в среднем равен 0,61.

Создание общего понятийного поля и обмен информацией между всеми участниками рынка — банками, инвесторами, биржами, регуляторами — будут содействовать снижению барьеров в экономическом сотрудничестве, ускорению развития зеленых, переходных и климатических проектов.

Сбер активно поддерживает идею синхронизации и создания общего пространства норм в области зеленого финансирования. Мы уже участвуем в обсуждениях по данному треку на пространстве Евразийского экономического союза. Применительно к странам АТР мы стремимся более активно вовлекаться в процессы интеграции в рамках Шанхайской организации сотрудничества, а также прорабатываем возможность обсуждения подобных вопросов с представителями регуляторов и бизнеса стран — членов Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). В сентябре 2022 года мы провели установочную встречу для обсуждения необходимости сближения подходов в области зеленого финансирования и климата на площадке ЭСКАТО. В настоящее время прорабатываем более формализованный подход формирования такой площадки.

СПРАВКА «Б.О»

Дирекция по ESG Сбера активно проводит работу по проведению анализа ESG-характеристик наиболее интересных для российских компаний рынков. Более детальные обзоры практик устойчивого финансирования и действующего ESG регулирования доступны на информационно-аналитическом ресурсе Сбера — СберПро. Опубликовано уже 21 исследование. Из стран АТР подробно рассмотрены Китай и специальный административный район — Гонконг, Южная Корея, Монголия, Индонезия, Индия, Вьетнам, Сингапур, Малайзия и Таиланд.

#ESG #ВЭД #Investing





Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ