Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Банки — локомотив интеграции общества в Интернет
24.04.2012

Банки — локомотив интеграции общества в Интернет

Хотим мы этого или нет, но наше общество стоит на пороге очередной цифровой революции


С появлением Интернет нам открылась возможность общаться с людьми, проживающими по всему миру. Затем постепенно некоторые наши персональные данные стали доступны мировой общественности, и? как предсказывают IT-специалисты, скоро мы полностью перейдем в Интернет. Причем речь идет не только о людях, но компаниях и бизнесе. Я имею в виду, как недавно появившиеся Интернет-стартапы, то есть компании, которые с начала своей бизнес-деятельности сталкиваются с реальностью очень опосредованно, так и уже существующие компании, которые в погоне за пользователями постепенно переносят свою деятельность в Интернет. Если для интеграции частной жизни в Интернет нам не нужны посредники (вспомните, как быстро нас накрыла волна социальных сетей, которая сегодня по-прежнему продолжает развиваться), то для бизнеса и политической составляющей необходимы гарантии безопасности. Безопасности с точки зрения операционных рисков для бизнеса и, конечно, риск для информационной безопасности в Интернете. К сожалению, бизнес-процессы пока отлажено работают лишь в реальности, и практически не регулируются в глобальной паутине. Кто сможет гарантировать эту поддержу? Как ни странно — банки.

Именно банки я бы назвал своеобразными локомотивами веб-бизнес и веб-общества. Они интегрируют пользователей в сеть Интернет, предлагая широкий спектр новых видов услуг, которые раньше не существовали. За примерами далеко ходит не надо: как давно российские пользователи используют онлайн-банкинг? Максимум 2–3 года? А как они оплачивали счета, переводили деньги на разные аккаунты и отоваривались в онлайн-магазинах раньше? Правильно, никак. Они об этом даже не думали, просто знали, что на выбор подарков для всей семьи на Новый год уйдут минимум выходные, а на оплату счетов за квартиру нужно отпроситься с работы, потратить полдня в очередях и получить заветный квиток об оплате. Но с развитием общества жизнь становится стремительнее, быстрее. Мы уже не можем себе позволить тратить столько времени. Решение проблемы есть в Интернете. Онлайн-покупки становятся не только удобнее, но и выгоднее своих оффлайн-соседей. Ввиду отсутствия необходимости организовывать магазины или работать с ритейлерами, онлайн-площадки могут предложить более привлекательную цену. С предложением онлайн-решения жизнь становится проще. Об этом свидетельствуют и цифры статистики: объем рынка электронных денег в 2011 году в России составил 125 млрд рублей (цифры от ассоциации «Электронные деньги»), а на Новый год каждый третий россиянин планировал купить подарок онлайн (статистика TNS). И это лишь один пример, как банки интегрируют общество в Интернет.

Статус локомотива, который взвалили на себя банки, также очень удобен государству. Государству выгодно пропустить банки вперед, чтобы те оплатили этот дорогостоящий процесс, создали сервисы, облегчающие жизнь пользователям, и сформировали в обществе некую привязанность к новому виду жизни. Где-то банкиры понимают, в чем участвуют, и какая роль им отведена, но, в основном, разумеется, их используют вслепую. Банки просто движутся в потоке, расширяя и углубляя за счет своего веса и своих габаритов фарватер в канале, по которому затем будут пущены основные игроки. В процессе конкурентной борьбы за клиентов банки постоянно выводят на рынок дополнительные услуги, предлагают новые решения. Свои системы ДБО они избрали одним из основных видов оружия в борьбе за частных  и даже в какой-то мере корпоративных клиентов. Разумеется, банки вынуждены полагаться на существующую цифровую инфраструктуру, где первую скрипку уже давно играют производители смартфонов, постепенно, хотя и очень быстро, сделавшие нашу жизнь без этих умных устройств неполноценной. А между тем, они даже еще и не проникли в нашу жизнь по-настоящему.

Мобильные компьютеры и, прежде всего, смартфоны сейчас находятся в режиме массовой тестовой эксплуатации. Технологии тестируются на жизнестойкость, управляемость, способность работать в различных условиях, а целью этого глобального теста является трансформация отдельных смартфонов в сеть взаимодействующих между собой устройств — электронных спутников человека. Все замечательные опции и чудесные возможности, предлагаемые нам сегодня, послужат платформой для обустройства будущих «умных городов» с «интеллектуальной инфраструктурой», куда гармонично впишется государство, бизнес и частные лица.

Это все в теории, а практика показывает, что этот тест мы пока проваливаем. Несмотря на использование зачастую эффективной системы защиты процесса ДБО со стороны банков, которая становится конкурентным преимуществом на рынке, всегда остается слабое звено – компьютер пользователя. К сожалению, банки не могут повлиять на его защиту и заставить установить элементарное антивирусное решение. Тем более, результаты проведенного нами в прошлом году исследования показывают, что уровень компьютерной грамотности российских пользователей отстает от мировых показателей. Это подтверждают сухие цифры статистики: количество краж банковских карт в 2011 году увеличилось в пять раз по сравнению с 2010. И эта цифра будет только расти.

Решение проблемы безопасных банковских онлайн-операций станет важным шагом в сторону информационного общества. Одними из первых представителей бизнеса в «умных городах» будут банки в двух ипостасях: банки — как бизнес, работающий с клиентами, и банки, обслуживающие интересы других бизнесов и государства. При этом роль банков в этом процессе нельзя недооценить — финансовая составляющая является краеугольным камнем существования инфраструктуры общества будущего. Начало процессу положено, и мы увидим реальные изменения уже в ближайшие 5–10 лет.






Новости Новости Релизы