Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Безбумажье
13.07.2011

Безбумажье

На вопрос о тенденциях IT в банковском секторе невозможно получить двух схожих ответов. Кто-то заговорит про клиентскую аналитику, кто-то главным трендом назовет виртуализацию, а кто-то — онлайн-сервисы. На деле большая часть реализуемых в 2011 году IT-проектов — автоматизация документооборота


«Сегодня, по нашему мнению, наблюдаются две отчетливые тенденции — рост неподдельного интереса банков к решениям в области клиентской аналитики и управления операционными рисками, — уверенно заявляет Сергей Лобов из SAS Россия/СНГ. — Ведущие банки создают или уже создали выделенные подразделения по этим направлениям».

Птица счастья завтрашнего дня

Рост интереса к управлению операционными рисками демонстрируют в основном крупные российские банки. Причин несколько. Во-первых, это необходимость в скорейшей адаптации требований Базель-II к российским реалиям. Во-вторых, руководители ведущих банков увидели в управлении рисками реальный инструмент снижения издержек и повышения прибыльности своего бизнеса. Заметно стремление использовать опыт западных коллег в области построения систем риск-менеджемента. Есть примеры внедрения опять-таки западных специализированных аналитических решений — в частности, шаги в этом направлении сделали Газпромбанк и Бинбанк.

Многие европейские банки — даже не самые крупные — проводят более тысячи целевых кампаний в год, продавая за счет дополнительных и перекрестных продаж до восьми банковских продуктов одному клиенту

Строго говоря, в чистом виде указанные решения сложно назвать решениями именно в области IT. Понятно, что была обеспечена определенная технологическая поддержка, организованы хранилища данных и т.п., но факторы успеха такого рода проектов лежат преимущественно на организационном и процессном уровнях. Тем не менее эти проекты создают базис для развития и российских специалистов в области аналитики, и требований к IT-поддержке. Наверняка в скором времени и отечественные вендоры смогут предложить решения в данной области.

Использование же средств клиентской аналитики позволяет банкам по-новому взглянуть на существующую клиентскую базу и маркетинговую политику в целом. Современные тенденции таковы: сегментация баз для маркетинговых кампаний проводится не только по анкетным данным, но и с учетом анализа поведения клиента и всей истории его взаимоотношений с банком. Это позволяет кредитной организации планировать точечные целевые маркетинговые кампании, которые, с одной стороны, увеличивают вероятность отклика клиента и его лояльность — в силу персонализации предложений, а с другой стороны, повышают рентабельность кампаний.

«В настоящее время многие европейские банки — даже не самые крупные — проводят более тысячи целевых кампаний в год, продавая за счет дополнительных и перекрестных продаж до восьми банковских продуктов одному клиенту! Без использования аналитический решений такое было бы просто немыслимо. Некоторые российские банки также реализовали подобные технологии»,— рассказывает Сергей Лобов (SAS).

Одним из пионеров в области использования средств клиентской аналитики в России стал банк ТКС Олега Тинькова. Определенное движение в данном направлении происходит в Альфа-Банке, ВТБ 24 и Банке Москвы.

Серые будни

Однако для большинства отечественных банков на повестке дня (если под этим подразумевать 2011–2011 годы) стоят более прозаические вопросы, нежели продажи восьми продуктов одному клиенту. Тем более что и платежеспособных клиентов в России гораздо меньше, чем в процветающих странах Запада.

«Основная тенденция, — полагает Александр Корягин, руководитель направления по работе с финансовыми организациями EMC, — снижение уровня операционных расходов. И здесь на передний план выходят технологии виртуализации и облачных вычислений».

Впрочем, важности всестороннего анализа и сегментирования клиентов и, как следствие, развития CRM и аналитических систем он не отрицает.

Исторически основным фактором, влияющим на развитие IT в российских банках, были регулятивные требования. Даже сложилось устойчивое представление, что решения от отечественных вендоров «учетные», а от западных «бизнесовые». Изменилась ли ситуация?

«Регуляторы — иногда по остаточному принципу, а иногда и в приоритете. Смотря какие санкции за невыполнение, — высказывает свое мнение Александр Корягин (EMC). — Можно привести пример с PCI DSS: IT-инфраструктура банка должна соответствовать этому стандарту, иначе банк вынужден платить штрафы».

IT-проекты в российских банках, которые планируется завершить (или уже завершены) в 2011 году
Банк Проект Направление автоматизации
ВТБ Внедрение системы мониторинга передачи конфиденциальной информации (DLP) Защита от внутренних угроз и внутренних утечек
Транскапиталбанк Повышение эффективности документооборота на базе DocsVision Управление документами
КИТ Финанс Внедрение электронного документооборота на базе DocsVision Управление документами
ХКФ-Банк Внедрение электронного документооборота на базе DocsVision Управление документами
ВТБ 24 Автоматизация работы архива банка на базе DocsVision и UltraViews Управление документами
«БНП Париба» Внедрение электронного документооборота на базе DocsVision Управление документами
Сбербанк Внедрение системы управления взаимоотношениями с корпоративными клиентами на основе Oracle Siebel CRM Управление продажами
Сбербанк Аудит моделей группы процессов Планирование и стратегическое управление
Сургутнефтегазбанк Внедрение системы финансового анализа на основе Oracle Financial Services Applications Управление финансами и экономикой

Источник: СоДИТ

Если же изучить, какие именно IT-проекты реализуются в российских банках, то картина получится любопытная. Большая часть кредитных учреждений, реализующих новые проекты в 2011 году (см. таблицу), заняты автоматизацией своего документооборота (см. также интервью с Виталием Татару из Cetelem на стр. 78). Отечественные банкиры мечтают вовсе избавиться от бумажной документации, о чем заявляют регуляторам при любом удобном случае (см. также репортаж на стр. 16).

CПРАВКА БО
Журнал American Banker в январе 2011 года опубликовал прогноз под названием «11 Bank IT Trends for 2011». «БО» представляет краткий перевод данной статьи

1. Крис и Бэрни (имена авторов закона Додда-Фрэнка. — Прим. «БО»)
Необходимость соответствовать требованиям регуляторов всегда приводила к крупным затратам на IT, но политика восстановления и новые регулятивные требования — золотая жила для GRC-провайдеров (GRC — сокращ. от Governance, Risk, Compliance. — Прим. «БО»). Закон Додда-Фрэнка — лишь одно из многих нормативных изменений. Поправки в RESPA (Real Estate Settlement Procedures Act), Базель-III, но вые правила в отношении платежных карт — все это заставит банки потратить миллиарды на обновление технологий обработки данных, риск-менеджмента и создания отчетности.
2. Безопасность транзакций
Чем популярнее становятся интернет-технологии, тем большее внимание мошенников и хакеров они к себе привлекают. Одним из главных факторов, влияющих на безопасность онлайн-платежей, в 2011 году окажется новое руководство от Совета PCI. Стоит ожидать увеличения со стороны банков инвестиций в технологии шифрования.
3. Банки позаботятся о тех, кто заботится о себе
Расширение сервисов класса PFM (Personal Finance Management) предвещает настоящую революцию в самообслуживании и затронет мобильный банкинг, call-центры, включая IVR (Interactive Voice Response), зоны самообслуживания в банковских офисах и др.
4. «Можете ли заплатить мне сейчас?»
Тенденции, проявившиеся в конце 2010 года, указывают на то, что 2011 год станет «большим годом» для мобильного банкинга на основе сотрудничества платежных систем, банков и телекоммуникационных компаний. Следует ожидать стремительного роста количества мобильных платежных приложений и мобильных финансовых услуг.
5. Социально приемлемо
Банки пока смотрят на социальные сети как на экспериментальный инструмент по изучению некоторых пользовательских запросов, но не знают, как еще можно использовать social media. Ситуация изменится с появлением аналитических CRM, интегрированных с Twitter и Facebook.
6. Травля бумаги
Широкополосные каналы связи позволяют передавать огромные кипы документов в электронном виде. Хотя это не положит конец бумаге, но уменьшит масштабы вырубки лесов. Это также подтолкнет к дальнейшему развитию веб-продуктов, включая открытие торгового счета онлайн и др., что в итоге позволит банкам повысить качество услуг при одновременном сокращении ручного труда.
7. Легко быть зеленым
Помимо сокращения бумажного документооборота мейнстримом станут и другие «зеленые» технологии. Речь идет в том числе о виртуализации серверов и исключении дубликатов данных.
8. «Облака, белогривые лошадки»
Чем дальше будут отступать страхи перед возможными угрозами безопасности, тем больше банков начнут использовать облачные вычисления. В том числе получат широкое распространения «коммунальные облака» (community clouds), то есть подход, при котором несколько организаций с близкими потребностями используют одну и ту же инфраструктуру.
9. В поисках большего
Управления корпоративными финансами — горячая тема. Большинство последних инвестиций в IT в банковской сфере направлено на корпоративный банкинг, говорится в последнем отчете Celent. Конкуренция среди банков тоже сыграет свою роль — исследовательская компания утверждает, что все большее число средних банков рассматривают услуги для корпоративного сектора как важный фактор своей конкурентоспособности и готовы предложить своим бизнес-клиентам новые IT-решения в области платежей и управления корпоративными финансами.
10. Анализируй это
Бизнес-аналитика скрепит свой брак с CRM в 2011 году. Прогнозное и поведенческое моделирование станет центральным инструментом во всем — от маркетинга и кросс-продаж до риск-менеджмента, борьбы с отмыванием денег и безопасности.
11. Капитан Видео
В то время как бумага будет исчезать из коммуникаций в маркетинге и внутренних коммуникаций, видеотехнологии, напротив, получат широкое распространение в 2011 году. Gartner прогнозирует, что мобильное, цифровое и веб-телевидение достигнет в этом году критической точки и станет мейнстримом. А к 2013 году до 25% всей информации, с которой имеют дело сотрудники банков, придется на изображения, видео или аудио. Распространение технологий видеосвязи с клиентами также резко увеличится в 2011 году.






Новости Новости Релизы