Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Бизнес-модели: меняй или стагнируй!
24.09.2021 FinRegulationАналитика

Бизнес-модели: меняй или стагнируй!

Регуляторная нагрузка будет снижаться, ключевая ставка — расти; прибыли по банковской системе ожидаются рекордные. Такие ориентиры обозначила банкирам с трибуны форума «Банки России – XXI век» председатель Банка России Эльвира Набиуллина


Открывая панельную сессию «Ключевые вызовы и направления развития финансового рынка», ее модератор Анатолий Аксаков, председатель комитета по финансовому рынку Госдумы и председатель совета Ассоциации банков России, отметил, что даже сейчас, когда ЦБ снимает антикризисные послабления, «банки демонстрируют эффективную работу, а многие показатели суперпозитивные».

Эльвира Набиуллина сообщила, что и в этом году ожидается рекордная прибыль по банковской системе, однако эти успехи «нельзя просто экстраполировать на будущее». В долгосрочной перспективе показатели банковского бизнеса зависят от эффективности бизнес-моделей банков в изменяющихся условиях, и сейчас, когда экономика возвращается на допандемический тренд, правильный момент для обсуждения будущего банковского сектора, считает глава ЦБ. Она призвала банкиров, используя текущие большие прибыли, вкладываться в новые технологии.

POS-кредиты: новые ограничения

Накануне глава ЦБ предрекла пик инфляции в сентябре. Высокие инфляционные ожидания могут в ближайшее время потребовать дополнительного повышения ключевой ставки (или даже нескольких), а возвращение показателя к нейтральному уровню произойдет, как только в ЦБ будут уверены в устойчивом замедлении инфляции.

В Банке России по-прежнему насторожены ростом потребкредитования, даже у банков с хорошими портфелями: регулятор видит в этом системные риски, способные спровоцировать падение качества кредитного портфеля у всех банков единовременно. Поэтому за повышением макропруденциальных надбавок по потребительским кредитам с 1 июля последует еще одно — с 1 октября, и оно может быть не последним.

При этом Эльвира Набиуллина считает, что «прямые количественные ограничения (доли в кредитном портфеле) были бы более эффективным и справедливым инструментом с учетом неравномерности распределения капитала в банковской системе. <…> Банки могли бы направлять капитал на кредитование компаний, включая МСП, или ипотеку». Законопроект, позволяющий ЦБ вводить такие лимиты, принят в первом чтении, уточнил Анатолий Аксаков.

Рост склонности населения к сбережению средств, способный развернуть инфляционный тренд, Эльвира Набиуллина напрямую связывает с повышением ставок по депозитам.

Бизнес-модели: меняй или стагнируй

Банк России готов пересмотреть подходы к регулированию, что необходимо в связи с глобальными технологическими, климатическими и социальными факторами, сообщила его руководитель. Сегодня банкам не удастся «идти уже проторенной дорогой, когда кредитуется “оборотка” крупных корпораций, или, по сути, [происходят] ломбардное кредитование недвижимости, сделки слияний и поглощений, выдачи потребкредитов закредитованным заемщикам», уверена она.

ЦБ ожидает от банкиров решения таких задач, как содействие устойчивому развитию (в том числе МСБ), энергопереходу, повышению эффективности инвестиций в экономике.

Поиск новой точки роста — в интересах самих банков, уверена Эльвира Набиуллина, поскольку темпы роста экономики будут низкими, а банковская маржа начнет снижаться и затем стагнировать. Банки могут стать проводниками кредитных средств, направляемых на ESG-трансформацию, так как для компаний реального сектора это затратные проекты с отложенным эффектом, считает она. Сам ЦБ готов к дифференцированному регулированию, параметры которого будут вымерять на основе стресс-тестов и настраивать совместно с банковским сообществом.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Границы между этими понятиями в банковском секторе, по словам Эльвиры Набиуллиной, размыты, а надежды на СРО «пока не оправдались», поэтому приходится уделять много внимания поведенческому надзору. Анатолий Аксаков заверил, что правовая основа для эффективного поведенческого надзора создана и больше в ней ничего менять не будут, хотя банкиры и утверждают, что есть перекос в сторону защиты потребителя, который сдерживает развитие рынка. По его мнению, «зрелость и понимание, что пора внедрять саморегулирование, приближается».

Среди текущих приоритетов глава ЦБ назвала борьбу с недобросовестными практиками на рынке, включая заманивание клиентов низкими ставками с последующим навязыванием им «условно добровольных страховок», платежей и комиссий, в итоге «в ряде случаев клиенты должны платить 20–30% годовых». «Играют в наперстки» с клиентами банки также в области POS-кредитования, при оформлении кредитных карт.

Эльвира Набиуллина также призвала банкиров формировать доверие к финансовой системе, в том числе вникая в обстоятельства клиентов, как это происходило в период пандемии. Она предупредила, что в целях развития конкуренции Банк России готов запускать финансовые сервисы нефинансовых организаций. В планах — ввести категорию небанковских поставщиков платежных услуг, способных работать и с бизнесом, и с гражданами, что не позволит банкам за счет их монопольного положения получать сверхдоходы. Задача ЦБ — не допускать при этом регуляторного арбитража.

О чем говорят банкиры

Анатолий Аксаков среди важных для рынка тем назвал регулирование экосистем; нужны трезвые решения, не тормозящие ход развития решений, опирающихся на цифровые платформы, заметил модератор. При этом небольшие банки, по его словам, в рамках цифровой трансформации находят свои ниши, включая партнерства с более крупными участниками. «Нам надо двигаться в сторону аутсорсинга для банков по направлениям кибербезопасности и предоставления цифровых услуг для снижения расходов», — убежден Анатолий Аксаков. И ЦБ может принять участие в создании такой структуры.

Эльвира Набиуллина заверила, что регулирование экосистем будет осуществляться вне зависимости от того, созданы ли они банками: нужно для вех уравнять правила (включая антимонопольное регулирование), опираясь на понимание разной природы того, что является ядром экосистемы. Введение регулирования будет подталкивать к созданию открытых экосистем, считает она. Корректировки предельного значения (сейчас это 30% нефинансовых активов от капитала банка) будут, предложена поэтапная продажа непрофильных активов.

Николай Журавлев, зампред Совета Федерации, сообщил, что идет совместная с ЦБ работа над законопроектом о консолидированном надзоре над нефинансовыми организациями, включая торговые площадки, предоставляющие гражданам рассрочки по платежам и не подпадающие под регулирование (что увеличивает риски закредитованности граждан). Первый шаг в этом направлении — передача информации о таких рассрочках в БКИ.

Новые нормативы: сроки обсуждаемы

Многие вопросы из зала к главе ЦБ касались пропорционального регулирования. Она пообещала упрощать и снижать регуляторную нагрузку, но делать это независимо от размера капитала и применительно ко всем банкам. Что касается внедрения двух новаций — введения дифференцированных надбавок и норматива Н30 (концентрации кредитного риска) для банковских групп, головными кредитными организациями которых являются системно значимые кредитные организации (СЗКО), — сроки и планы будут обсуждаться с рынком.

Также членов АБР интересует реформирование отчетности, включая и запросы по цифровизации: каковы результаты перехода к единой модели сбора данных, о котором ЦБ заявил в прошлом году? По словам Эльвиры Набиуллиной, регулятор отказался от сценария единовременного перехода. Запущен планомерный, релизный процесс изменения отчетности в диалоге с рынком, а не массированный, поскольку переход к дата-центричной модели требует и технологических решений на стороне банков.

Стратегии, меняющие рынок

Анатолий Аксаков подчеркнул, что банки активно взаимодействуют с регулятором: например, поступило уже около 700 предложений по доработке Основных направлений развития финансового рынка.

Накопились у банкиров и вопросы по представленной в середине сентября Стратегии развития финансового рынка до 2030 года, включая необходимость введения цифрового рубля. Комментируя стратегию, Алексей Моисеев, замминистра финансов, подчеркнул, что, хотя в России и создана одна из самых передовых инфраструктур финансового рынка, у нас не решены главные задачи: полномасштабное обеспечение экономики инвестиционными ресурсами и обеспечение повышения уровня жизни граждан. Нужно добиться того, чтобы наша экономика не зависела от конъюнктуры внешних рынков, чтобы у компаний была возможность всегда привлекать средства внутри страны, а сейчас по глубине и палитре инструментов наши рынки не отвечают этим запросам, сказал чиновник. «Вся страна празднует как великую победу, что несколько миллионов человек наконец вышли на финансовый рынок, в то время как должно быть несколько десятков миллионов граждан, которые могут через эти инструменты обеспечить себе достойную старость и передать активы детям, иметь возможность управлять своими активами», — добавил Алексей Моисеев.

Что касается цифрового рубля, то Алексей Моисеев призвал банки относиться к нему, как к наличным деньгам, которые лежат в банковской ячейке.

Замминистра добровольно включился в дискуссию о том, есть ли перекос в сторону защиты прав потребителей на финансовом рынке. «Я не считаю, что у нас этот вопрос перерегулирован, — отметил он. — Есть ряд направлений, где регулирование избыточное, в первую очередь на страховом рынке. Но мисселинг на финансовом рынке носит достаточно массовый характер. Каждый из сидящих в зале может назвать один-другой десяток примеров». По словам замминистра, в США за такого рода мисселинг сажают в тюрьму, он к этому не призывает, но нормы в Законе № 353-ФЗ должны стать более четкими, в том числе пора прекратить порочную практику «окваливания» инвесторов, и необходимые для этого технологические решения внедрены.

Третейский суд для ГЧП

Николай Журавлев рассказал о фокусах рабочей группы по созданию комфортной среды для привлечения долгосрочных инвестиций, в дорожной карте которой более 30 комплексных мероприятий, набор законопроектов и нормативов ЦБ. В частности, для разрешения споров в сегментах государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессии будет создан третейский суд. Также обсуждается защита банков от рисков кредитора в случае признания сделки недействительной; предусмотрена программа по стимулированию механизмов зеленого финансирования, развитию фабрики проектного финансирования, развитию таких инструментов, как бессрочные облигации (включая приобретение их физлицами — квалифицированными инвесторами), конвертируемые и мезонинные займы и др. В дорожную карту включена и проблематика исключения регуляторного арбитража для НСЖ по сравнению с другими инвестпродуктами, включая накопительное пенсионное страхование от НПФ.

«Длннные деньги» — подход Минэкономразвития

По просьбе модератора Илья Торосов, замглавы Минэкономразвития, рассказал о развитии инструментария обеспечения экономики длинными ресурсами. Прежде всего это ГЧП, концессии. В частности, подписано 3,5 тыс. концессий на 2,3 трлн рублей (1,7 трлн частных инвестиций), отчитался чиновник. Также подготовлены изменения в Закон о ГЧП, принятие которых позволят к 2024 году достичь планки в 4 трлн рублей. Министерство активно структурирует сделки с Фондом национального благосостояния (ФНБ) — на стадии проработки находятся 11 крупных проектов на 9 трлн рублей, из которых 50% приходится на банки (2,5 трлн рублей) и частные инвестиции, сказал замминистра. Что касается фабрики проектного финансирования: утверждены 16 проектов на 1,2 трлн рублей, из которых 0,9 трлн вложат ВЭБ и банки. Эти проекты в ближайшие годы потребуют от банковской системы около 7 трлн рублей, что составляет 14–15% текущих корпоративных портфелей банковского сектора, прогнозирует Илья Торосов.

В Минэкономразвития подготовили Стратегию низкоуглеродного развития до 2035 года с четырьмя базовыми сценариями скорости и стоимости энергоперехода. Она еще уточняется, но идет работа над новыми рынками и инвестиционными инструментами (зеленые финансы, по которым таксономия внесена в правительство, и социальные финансы, по которым документ готовится). А чтобы обеспечить приток зарубежных финансов, нужно будет верифицировать эту таксономию.

Мобилизация против мошенников

Также на форуме обсуждалось предположение, что Единая биометрическая система (ЕБС) не снимает всех рисков. Среди предложений по кибербезопасности Анатолий Аксаков назвал обязательную блокировку телекоммуникационными компаниями звонков с поддельных номеров; блокировку счетов злоумышленников (в том числе транзитных) банком-получателем и передачу информации о транзакциях по ним регуляторам, что позволит быстрее идентифицировать мошенников и запустить следствие. Поскольку среди злоумышленников много мигрантов, необходимо вводить обязательную дактилоскопию, призывают в банковском сообществе.

Банкиров также волнует, какие меры ЦБ предпринимает для предотвращения всплеска нелегальных операций через нефинансовые организации: оплата казино, криптовалюты, продажа запрещенных препаратов. Эльвира Набиуллина ответила, что платежи проходят через финансовые организации, их мониторят и принимают меры «вплоть до крайних». Секреты раскрывать она отказалась, но призвала участников рынка не увлекаться «созданием обходных моделей».

 

Смирнов Сергей, заместитель председателя правления по отчетности, аналитике и финансам банка «Центр-инвест», к.э.н.Смирнов Сергей, заместитель председателя правления по отчетности, аналитике и финансам банка «Центр-инвест», к.э.н.

ESG — это общий рыночный тренд, который будет доминировать на финансовом рынке в ближайшее время. Сегодня различные рыночные игроки и институты формируют таксономии ESG, рейтинговые агентства включают ESG в свои риск-модели, формируется рынок ESG-рейтингов и верификаций ESG-продуктов. В этих условиях важно выработать максимально универсальные подходы и таксономии к оценке ESG-моделей, поскольку нужно совместить классические модели ведения банковского бизнеса с новыми трендами и рисками. ESG — это налог на неэффективность, который будут платить те, кто не учтет ESG-риски в своей бизнес-модели, кто не перейдет на социально ответственную модель бизнеса, у кого корпоративные процедуры не будут учитывать интересы всех заинтересованных сторон. И если не начать учитывать эти факторы в бизнес-модели «еще вчера», то можно потерять часть траектории эффективности в будущем.

На данный момент сформирован сектор устойчивого развития на Московской бирже, где эмитенты размещают зеленые и социальные облигации. Банк России совместно с участниками рынка формирует таксономии. Рейтинговые агентства готовы присваивать ESG-рейтинги. Сделано уже многое, но еще предстоят унификация и стандартизация этих правил внутри страны и с учетом международных правил, формирование механизмов поддержки ESG-продуктов, включения ESG-рисков в регуляторные нормативные документы.

Банк «Центр-инвест» разместил два зеленых выпуска облигаций на Московской бирже, в проекте — третий. Первый выпуск соответствовал правилам ICMA, второй — правилам ЦБ, третий, видимо должен соответствовать таксономии ВЭБа. И все эти стандарты далеко не тождественны друг другу. Поэтому необходима работа, направленная на поиск решений, которые будут учитывать интересы всех заинтересованных сторон и всех известных таксономий. По крайней мере, надо стремиться к поиску таких решений, поскольку найти идеальное решение объективно невозможно.






Новости Новости Релизы