Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Введение беспрецедентного количества санкций со стороны западных стран в отношении Российской Федерации, а также ее граждан и юридических лиц привело к бурному развитию так называемого антисанкционного законодательства в части шагов, которые принимаются в ответ на введение ограничительных мер со стороны таких стран, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации
Логичным продолжением этого развития стало появление в законодательстве понятия «блокируемые лица» (положения о нем вступают в силу 1 февраля 2024 года1), являющегося по большому счету заимствованием аналогичной практики, существующей в США и других странах.
Таким образом, совершенствуется механизм принятия специальных экономических мер, к которым среди прочего теперь будут относиться запрет на совершение финансовых операций в отношении блокируемых лиц и замораживание принадлежащих им денежных средств или иного имущества, а также финансовых операций, совершаемых в интересах или в пользу таких лиц.
Обеспечивать выполнение специальных экономических мер предстоит в первую очередь российским финансовым организациям.
Блокируемыми лицами могут стать:
Предложение о применении мер в отношении конкретных лиц может быть внесено Президенту РФ Советом Безопасности РФ, Советом Федерации, Государственной думой, Правительством РФ.
При этом запрет на совершение или обязанность совершения конкретных действий и иные ограничения будут устанавливаться Правительством РФ или Банком России во взаимодействии с Правительством РФ.
В настоящее время фактически уже есть более 100 иностранных компаний1, совершение сделок с которыми запрещено в силу Указа Президента РФ от 03.05.2022 № 2521. В этом Указе Президента РФ установлены конкретные специальные экономические меры, в том числе запрет на совершение ряда сделок и операций, а вот утверждение перечня конкретных иностранных лиц поручено Правительству РФ. Также Указ № 252 допускает возможность получения от Правительства РФ временных разрешений на совершение отдельных сделок (операций, действий) с лицами, находящимися под санкциями.
В отношении блокируемых лиц в соответствии с изменениями в законодательство с 1 февраля 2024 года получение временных разрешений на совершение отдельных сделок (операций) с такими лицами не предусматривается. Также не предусматривается механизм обжалования решения о включении лица в перечень блокируемых лиц. В то же время устанавливается временный характер принимаемых мер, а также указание на то, что они могут быть досрочно сняты при устранении причин их введения или, наоборот, продлены.
Из текста Закона неясно, будут ли решением Президента РФ определяться только иностранные лица, в отношении которых станут применяться меры по блокированию, или также российские и иностранные юридические лица, им подконтрольные. Представляется, что подконтрольные блокируемым лицам юридические лица все же не будут поименованы в принимаемых решениях, а должны будут определяться по результатам мероприятий внутреннего контроля в кредитных и иных организациях. Также можно предположить, что блокирование юридических лиц, подконтрольных иностранным лицам, будет происходить только в случае принятия решения о блокировании соответствующих контролирующих иностранных лиц.
Контроль для целей применения мер к блокируемым лицам определяется через право прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе входящих в одну группу лиц) самостоятельно или совместно распоряжаться в силу участия в юридическом лице более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольного юридического лица.
Несмотря на то что такой подход к определению контроля на практике является одним из наиболее простых в применении (в отличие, например, от контроля, применяемого для целей антисанкционных Указов Президента, в соответствии с Законом № 57-ФЗ1) при отсутствии прямо установленного перечня конкретных юридических лиц, подконтрольных блокируемым иностранным лицам, необходимость выявления таких лиц среди своих клиентов, своих контрагентов, контрагентов своих клиентов означает увеличение регуляторного риска и соответственно нагрузки на службы комплаенса.
Закон определяет, что соблюдение установленных запретов в отношении блокируемых лиц реализуется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и (или) иным имуществом. Отмечу, что перечень таких организаций не в полной мере совпадает с аналогичным перечнем в терминологии Закона о ПОД/ФТ1. В него не вошли индивидуальные предприниматели, являющиеся страховыми брокерами, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, а также оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В остальном все организации, которые являются субъектами Закона о ПОД/ФТ, должны будут также обеспечить выполнение требований в отношении операций с блокируемыми лицами или в их интересах.
Эти организации условно можно разделить на следующие группы:
Как и в случае с реализацией мер в сфере ПОД/ФТ, реализация мер по блокированию не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, за нарушение условий заключенного с ними договора.
Но в отличие от Закона о ПОД/ФТ возможность обратиться в суд с гражданским иском к лицу, в отношении которого принято решение о блокировании его денежных средств или иного имущества, о возмещении имущественного ущерба, не предусмотрена.
В отношении кредитных и некредитных финансовых организаций надзор за выполнением требований законодательства о блокируемых лицах будет осуществляться Банком России. В отношении иных организаций предполагается1, что в зависимости от вида деятельности надзор за ними будет осуществлять одно из следующих ведомств: Росфинмониторинг, Роскомнадзор, ФНС России или Федеральная пробирная палата.
За неоднократное неисполнение специальных экономических мер, к которым относятся также меры по блокируемым лицам, предусматривается весьма серьезная ответственность. Так, для кредитных организаций по аналогии с мерами ответственности за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ может последовать отзыв лицензии. В отношении некредитных финансовых организаций могут быть выдано предписание, наложен штраф в размере до 5 млн рублей, введены ограничения деятельности на срок до шести месяцев и др. Для некредитных финансовых организаций, которые осуществляют свою деятельность на основании лицензии, также возможен ее отзыв, а для других — исключение из соответствующего реестра.
Интересно, что отзыв лицензии у страховой организации, например, может иметь место только в том случае, если до этого в течение года действие лицензии приостанавливалось по этому же основанию. Для других финансовых организаций такое правило не установлено, отзыв лицензии по усмотрению регулятора может иметь место сразу в случае выявления неоднократного неисполнения установленных специальных экономических мер. Приостановление лицензии допускается также в отношении профессионального участника рынка ценных бумаг.
Все указанные меры ответственности для финансовых организаций устанавливаются в соответствующих профильных законах, регулирующих деятельность таких организаций. В связи с отсутствием профильного закона, регулирующего, например, деятельность лизинговых компаний, следует признать, что пока меры ответственности для таких компаний за возможные нарушения специальных экономических мер не установлены. Законопроект, направленный на регулирование лизинговой деятельности, находившийся в Государственной думе РФ с 2018 года и даже прошедший первое чтение, недавно был отклонен. Следует ли ожидать применения к таким организациям каких-либо мер воздействия по общим основаниям нарушения законодательства и каких именно, покажет правоприменительная практика.
Права блокируемых лиц
Включение в список блокируемых лиц потенциально означает установление запрета (ограничений) на совершения финансовых операций с такими лицами, замораживание (блокирование) принадлежащих им денежных средств, ценных бумаг и иного имущества. Также под запрет в этом случае попадает совершение финансовых операций в интересах и (или) в пользу блокируемого лица.
При этом блокируемые юридические лица будут вправе:
Для блокируемых физических лиц также сохранится возможность:
Очевидно, включение в список блокируемых лиц может иметь необратимые последствия для деятельности юридического лица на территории Российской Федерации. По этой причине можно предположить, что такой механизм будет применяться в исключительных случаях, когда принятие специальных мер действительно необходимо в целях соблюдения интересов Российской Федерации, а потенциальным прекращением деятельности в том числе российских юридических лиц, подконтрольных блокируемым иностранным лицам, в этом случае можно пренебречь.
1. Федеральный закон от 04.08.2023 № 422-ФЗ «О внесении изменений в в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. См. «Перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры», «Перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность в области военно-технического сотрудничества, в отношении которых применяются специальные экономические меры», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 № 851 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 года № 252»).
3. Указ Президента РФ от 03.05.2022 N 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».
4. Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
5. Статья 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
6. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль за реализацией организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, за исключением организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, регулирование, контроль и надзор за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет Центральный банк Российской Федерации, специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, и давать разъяснения по вопросам реализации указанных специальных экономических мер, в том числе в части порядка и условий применения (отмены применения) запрета (ограничения) совершения финансовых операций, замораживания (блокирования) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц» (подготовлен Минфином России, ID проекта 01/01/09-23/00141580).
Создание цифровых валют центральных банков — один из важнейших трендов в цифровизации банковского сектора во всем мире. Более 100 стран ведут работу по их запуску. В их числе такие государства, как Китай, Объединённые Арабские Эмираты, ЮАР, Швеция, Франция, Канада, Южная Корея и др.