Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Будущее за многофункциональными картами
01.04.2010

Будущее за многофункциональными картами

Сокращение расходов на процессинг или инвестиции в многофункциональность банковских карт – именно перед таким выбором стоят многие кредитные организации. О том, как грамотно оптимизировать расходы на выпуск банковских карт и связанных с ними операций, рассказывает Владимир Гаев, генеральный директор ООО «СИТРОНИКС Смарт Технологии» (ССТ)


Владимир Гаев

Владимир Гаев,

генеральный директор ООО «СИТРОНИКС Смарт Технологии» (ССТ)

– Владимир, расскажите, пожалуйста, об истории компании «СИТРОНИКС Смарт Технологии» на рынке производства карт и процессинга.

– Мы начали работу в 2006 году как производители SIM-карт. На данный момент с нами работают компании «МТС» и «МегаФон», а также большое количество локальных операторов из 16 стран, в том числе участники сверхконкурентного рынка Индии. Успешная работа на рынке производства SIM-карт и накопленный опыт дают нам дополнительные преимущества, и самые удачные решения для SIM-карт мы применяем и к банковским картам.

– Каковы позиции компании на рынке банковских карт в настоящее время?

– В прошлом году ССТ получили сертификаты международных платежных систем MasterCard и Visa на полный цикл производства, и приступили к выпуску банковских карт. Практически сразу мы выиграли ряд значимых тендеров. В частности, подписан контракт на 3 года со Сбербанком России, крупнейшим эмитентом в стране, на выпуск карт с чипом. Кроме того, мы одержали победу в тендере ВТБ24, работаем с Промсвязьбанком и рядом других крупных банков. Есть опыт участия в тендере на производство социальных карт.

Стоимость чиповой карты заметно выше, но затраты оправданы. Банку выгодно приобрести нового клиента, увеличив тем самым свой доход

Мы не только производим карты, но и разрабатываем различные IT-сервисы. Банковское направление ССТ делится на две части: собственно банковские карты и ID-карты с приложениями. Это карты пациента и врача для медицинских учреждений, социальные карты, позволяющие оплатить проезд в общественном транспорте и получить скидки в аптеке. Многие виды таких карт имеют в свою очередь банковские платежные приложения.

– В каком направлении будет развиваться рынок пластиковых карт?

– Этапы развития предполагают конвергенцию всевозможных услуг в потребительской сфере, предлагаемых мобильными операторами, банками, транспортными компаниями. Рынок в первую очередь ориентирован на потребителя, которому интересен продукт, совмещающий в себе множество функций. Сейчас наблюдается интеграция банковских и телекоммуникационных решений, таких как мобильный банкинг через SIM-карты. Еще один пример многофункционального продукта – возможность оплаты проезда в метрополитене банковской картой. И, хотя этот проект стартовал недавно, к нему подключены уже около 20 банков. Расширение функционала и наивысшую степень защиты информации на карте обеспечивает имплантация микропроцессора (чипа).

– В чем преимущество чиповой карты перед картой с магнитной полосой?

– Как я уже сказал, уровень защиты информации на карте с чипом гораздо выше. Данные на чипе зашифрованы, что значительно усложняет их считывание. Подделать чип невозможно: для этого нужно располагать специальным сложнейшим оборудованием. В целом, уровень технологий для работы с чипом несоизмеримо выше, чем при работе с магнитными картами.

Вторым преимуществом является возможность размещения на чипе дополнительных сервисов для держателя карты. Транспортное, медицинское приложение, возможность осуществления бесконтактных платежей могут быть реализованы только на чипе. Кстати, государство уже сейчас переходит на использование социальных карт с чипом – такие проекты реализованы Правительством Москвы, Сбербанком в Астраханской области и банком «Уралсиб» в Уфе.

На карте с магнитной полосой можно разместить лишь loyalty-приложение для торговых сетей.

Карты с чипом значительно дороже магнитных, но их преимущества оправдывают затраты на производство.

– В каких сферах успешнее всего развиваются дополнительные приложения?

– В первую очередь это предприятия общественного городского транспорта. Очевидно, что в скором времени проявят заинтересованность сети быстрого питания, поскольку их ключевая задача – обслужить покупателя в максимально короткий промежуток времени. Идеальное решение этой задачи – использование бесконтактных платежей.

Следует отметить, что существует много юридических нюансов, которые необходимо отработать на законодательном уровне. Например, при оплате проезда в поездах дальнего следования невозможно обойтись без идентификации. Но начало уже положено, имеется технологическая основа, которая позволит эффективно двигаться в данном направлении.

– Готовы ли банки к массовому переходу на карты с чипом, ведь финансовый кризис еще не закончился?

– Все зависит от позиций банка в отношении политики на будущее. Некоторые банки предлагают стандартные продукты – карты с магнитной полосой. При этом необходимо учесть, что в условиях финансового кризиса конкуренция на розничном рынке ужесточилась. Теперь банки стремятся завоевать лояльность клиентов всеми возможными способами. По нашим ощущениям, одним из таких способов многие выбрали внедрение инновационных технологий. Стоимость чиповой карты заметно выше, но затраты оправданы. Банку выгодно приобрести нового клиента, увеличив тем самым свой доход.

Множество приложений на одной карте – транспортное, приложение ­лояльности, упрощают ­повседневную жизнь, избавляют от необходимости носить с собой ежедневно ­килограммы пластика

Многофункциональные карты выделяются на рынке и наиболее привлекательны для клиентов. Множество приложений на одной карте – транспортное, приложение лояльности, упрощают повседневную жизнь, избавляют от необходимости носить с собой ежедневно килограммы пластика.

Мы не можем не учитывать и общемировые тенденции, к коим относится увеличение спроса на карты с индивидуальным дизайном. На лицевой стороне такой карты держатель может поместить личное фото либо картинку, отражающую грани своей личности. Например, если владелец увлекается спортом, у него может появиться карточка с изображением логотипа любимого футбольного клуба. Банки проявляют к новому сервису большой интерес.

– И все-таки перед банками по-прежнему стоит задача оптимизировать расходы на процессинг.

– Стремясь сэкономить, кредитные организации действительно постепенно избавляются от непрофильных активов, передавая их на аутсорсинг. Примером такого актива является персонализация карт. Передача на аутсорсинг выгодна банку, поскольку позволяет снизить издержки на дополнительное оборудование. Кроме того, многие банки торгуют своими акциями на рынке, а инвесторы всегда негативно оценивают непрофильные активы.

Помимо персонализации, мы предлагаем банкам услуги по доставке продукции. Для клиентов направления телеком SIM-карты доставляются во все регионы присутствия. Замечу, что количество офисов мобильных операторов больше, чем офисов банков. Благодаря колоссальным объемам поставок себестоимость наших услуг низкая, следовательно, тарифы выгодны всем клиентам.

Холдинг «СИТРОНИКС» дает широкие возможности, например, системную интеграцию. Мы располагаем собственным R&D-подразделением; в составе бизнес-направления «Микроэлектронные решения» планируем перейти к производству полностью российских карт с собственной операционной системой и использованием кристалла от «НИИМЭ и Микрон». Это будет предприятие полного цикла, предоставляющее банкам все необходимые услуги – от производства кристалла до системной интеграции. Мы сможем предложить уникальный продукт, разработанный в четком соответствии с требованиями наших заказчиков.






Новости Новости Релизы