Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Человек должен получать выгоду от своего участия в экономике
19.11.2024 FinCorpАналитикаРазговоры финансистов

Человек должен получать выгоду от своего участия в экономике

О становлении, развитии и перспективах облигационного рынка в России Вячеславу Семенихину, генеральному директору компании Mplace, рассказали представители компании «ИВА Партнерс»: Константин Цехмистренко, директор департамента корпоративных финансов, и Дмитрий Александров, руководитель управления аналитических исследований


Вячеслав Семенихин: Константин, Дмитрий, предлагаю для начала коснуться истории: как вы пришли на этот рынок?

Дмитрий Александров: Когда в 2009 году запускался рынок инноваций и инвестиций, мы участвовали в первом после кризиса IPO. К сожалению, в целом, в стране полноценно запустить рынок малых предприятий через акции, IPO и долевой капитал тогда не получилось. Проблема здесь отчасти может быть в специфике континентального финансового мышления: например, в Германии тоже облигации популярны больше, чем акции, в отличие от США. В итоге кончилось тем, что все начали давать в долг, и такими были 90% инвестиций.

Но благодаря изменениям в регулировании, введенным ЦБ в середине 2010-х годов, малые компании получили возможность привлекать заемный капитал на Московской бирже. Тогда были доступны коммерческие и биржевые облигации. Первые априори могут обращаться только на внебиржевом рынке, их регистрацией занимается Центральный депозитарий, вторые обращаются на той бирже, которая их зарегистрировала. Таким образом, процедура регистрации перешла от ЦБ к бирже и тем самым существенно упростилась, удешевилась и стала доступной не только для крупных корпораций, но и для МСБ.

Константин Цехмистеренко: С 2017 года облигационный рынок начал развиваться. Начало этому процессу положил, конечно же, Банк России, который передал право регистрации беспроспектных облигаций Московской бирже. Она, в свою очередь, разработала правила листинга и дала возможность компаниям малой капитализации регистрировать и продавать свои облигации по более простой процедуре, нежели это было раньше. Появились желающие привлечь деньги за счет нового рыночного инструмента. Первой компанией, с которой мы начали свой успешный путь на данном рынке, был «Гемабанк» — банк криохранения стволовых клеток человека. Мы сделали дебютный выпуск на 30 млн рублей (сейчас минимальный порог на бирже составляет 50 млн рублей). Мы зарегистрировали выпуск и разместили его среди частных инвесторов. Это был очень важный пилотный проект. Он позволил нам понять, насколько выпуск биржевых облигаций перспективен для компаний МСП, как соблюдать законодательство и правила листинга при регистрации облигаций, как и кому продавать такие бумаги.

После этого было много размещений. Наша компания — один из явных лидеров этого рынка. За время моей работы в этой профессии, а это уже более семи лет, наша команда привлекла в бизнес успешных компаний более 100 млрд рублей, а количество компаний ежегодно измеряется десятками. 

Инвестиции в МСП — это очень обширный сегмент рынка. Его отличает возможность прямого общения инвестора с владельцами и финдиректорами. Это высокий уровень открытости, потому что можно посмотреть практически весь цикл производства, пообщаться с руководством.

Конечный розничный инвестор получает возможность плотного соприкоснуться с бизнесом, изучить его технологический цикл и финансовую отчетность и может принять собственное решение об инвестициях в ту или иную компанию.

Вячеслав Семенихин: Недавно один известный гуру по менеджменту финансов в своем видео сказал, что в Америке на внебиржевом рынке происходит то же самое. Есть предприятия, которые не имеют доступа к кредитному финансированию, потому что у них нет залога и банки их не знают. Деньги они могут получить только за счет инвестора, который лично придет, посмотрит, оценит. И я подумал: а что нам мешает сделать то же самое, создать какую-то инфраструктуру? Вместо того чтобы деньги нести в банк, человек просто даст их соседу, бизнес которого знает и которому доверяет. Это надежно, более доходно и развивает инфраструктуру. Обороты растут, и деньги не уходят в банк с его неэффективным использованием.

Вячеслав Семенихин, генеральной директор компании Mplace

Вячеслав Семенихин, генеральной директор компании Mplace

Дмитрий Александров: У меня изначально была подобная благостная концепция. Мне важна ценность того, что мы делаем, поэтому считаю, что ни в коем случае нельзя останавливать рынок облигаций из-за того, что были неудачи на первом этапе. Этот рынок сводит напрямую владельца малого бизнеса и частного инвестора. Конечно, есть биржа, есть организатор, мы тоже берем какие-то комиссии. Но они меньше, чем чистая процентная маржа банка, поэтому это более дешевый заем. Таким образом, большой круг людей лучше узнает разные виды бизнеса, начинает их понимать, получает при этом более высокую доходность, чем в депозите, принимая на себя риски бизнеса. А риски он сразу понимает.

Константин Цехмистеренко: Рынок биржевых облигаций планомерно развивается, но темпы его развития очень медленные. Думаю, это связано с малой его известностью и недостаточностью информации. Я 23 года проработал в банках. Был и заместителем председателя правления, и председателем правления. Много времени проводил в переговорах с владельцами и топ-менеджментом бизнеса, и, сравнивая свою работу тогда и сейчас, могу сделать очень интересный вывод. Когда я приезжал к клиенту из банка, мне нужно было только представиться и обозначить какие-то базовые условия по ставкам кредитования и подходу к оценке залогов. В общем-то, все остальное клиент обычно рассказывал сам — и про свой текущий банк и про пожелания к новому банку.

Сейчас это постоянный рассказ о рынке, продукте, его возможностях. Лекции и лекции, обучение и обучение. Знания о рыночных возможностях привлечения денежных средств находятся в основном в области неизвестного и неизведанного.

Вячеслав Семенихин: Я проходил обучение по программе «Корпоративная социальная ответственность» в Шведском институте, там мы изучали компании МСП, особенности их поддержки локальными сообществами. И на уровне маленьких шведских городков, когда бизнес приходит к выпуску облигаций, он одновременно обращается к поддержке сообществ — каких-то локальных или соседских клубов по интересам. Они начинают его продвигать, что выражается потом в более низких арендных ставках, преференциях в размещении на полках, в большем числе покупателей, в налоговых льготах. У нас как это происходит?

Константин Цехмистеренко: Культура инвестиционных клубов у нас тоже развивается. Их много, но я ни в одном не состою в качестве постоянного члена, хотя охотно посещаю их мероприятия в режиме офлайн. Есть клубы венчурных инвесторов, бизнес-ангелов, клубы любителей золота, недвижимости, малых и средних бизнесов, франшиз. Критическая масса этих клубов достаточно велика, и в них находится значительная доля инвесторов в биржевые инструменты.

Вячеслав Семенихин: Недавно слушал историю про российскую компанию «Моторика». Они получили финансирование, которое намного превышало их текущий оборот, — инвесторы им доверяют. Затем они приняли решение заниматься обеспечением роста для исполнения обязательств перед инвесторами и на часть полученных денег создают фонд, чтобы профессионально отбирать профильные компании для покупки их акций. Мне показалось, это тоже развитие прямых и косвенных выгод. Ведь если ты вызвал доверие у инвесторов, объем и темпы роста работают в турбо-режиме.

Дмитрий Александров: Да, к тому же в ходе подготовки и обслуживания займов компания занимается пиаром, растет узнаваемость ее продукции и бренда. Пусть это наименее заметный из всех плюсов, но это тоже немаловажно.

Вячеслав Семенихин: Насколько велик ваш сегмент и сколько денег получает частный инвестор от ваших инструментов?

Дмитрий Александров: К счастью, рынок очень диверсифицирован, практически в любой отрасли найдется компания, которая разместила биржевые облигации. Есть около 70 эмитентов, у каждого из которых в среднем по два-три выпуска. Облигаций в обороте в совокупности сейчас более чем на 100 млрд рублей.

Вячеслав Семенихин: То есть если государство как-то поможет рынку (например, упрощая прямые инвестиции и допуская регуляторные послабления), то можно ждать триллионов в обороте?

Дмитрий Александров: Если рынок продолжит активно развиваться, то за пять лет может и вырасти раз в пять. Но многое будет зависеть от сохранения мер поддержки для малых эмитентов. Естественно, и регулятор, и биржа будут опасаться излишнего притока «физиков», потому что банковские депозиты они регулируют напрямую. Плюс вклады застрахованы, а с облигациями никакого страхования нет, и это все прямые бизнес-риски, а дефолтность еще не достигла статистически ожидаемого уровня. Как следствие происходит ужесточение требований к компаниям, которые выходят на рынок. Появились требования к наличию кредитного рейтинга, аудита. С 2025 года будет необходим аудит от компаний, включенных в реестр ЦБ. Эти дополнительные фильтры отсекают явные мошеннические схемы, отсекают неготовых к публичности и, вообще, к работе с частными инвесторами эмитентов. Поэтому у нас дефолтность пока сравнительно низкая.

Константин Цехмистренко, директор департамента корпоративных финансов «ИВА Партнерс»

Константин Цехмистренко, директор департамента корпоративных финансов «ИВА Партнерс»

Константин Цехмистеренко: Я думаю, что высокая ключевая ставка не убьет рынок биржевых облигаций. Ведь кредиты банков также дороги, а условия их получения и обслуживания таят в себе гораздо больше рисков, чем выпуск биржевых облигаций компании.

Для компаний МСП важно понять, что биржевые облигации — это еще один из инструментов привлечения денег для развития своего бизнеса.

Вячеслав Семенихин: Как организатору облигационного займа отбирать компании? На что обращать внимание кроме финансовых показателей?

Дмитрий Александров: Начинается все с общих вопросов: растет ли выручка, каковы операционная чистая прибыль, удельная долговая нагрузка, чистый денежный поток и т.д.? А дальше все идет в формате общения. Если в компании ключевое место в процессе занимает специалист, который пытается переделать стандартный типовой договор и изменить заголовок «Организация выпуска облигации» на «Привлечение заемного финансирования», тогда, скорее всего, ничего у нас не получится, потому что есть определенные отраслевые стандарты работы, влияющие и на успех, и, в том числе, на налоговые последствия такой деятельности. Если собственник не желает рассказывать историю предприятия, если у него еще три компании, которые он не хочет показывать, и если он не дает четких ответов на другие вопросы, вероятно, тоже будет отказ.

Вячеслав Семенихин: Каков конкурентный ландшафт среди компаний которые занимаются облигациями МСБ?

Дмитрий Александров, руководитель управления аналитических исследований «ИВА Партнерс»

Дмитрий Александров, руководитель управления аналитических исследований «ИВА Партнерс»

Дмитрий Александров: На рынке, наверное, пять таких компаний. Можно в каждую из них сходить, посмотреть, что и как они делают, и потом выбирать. Более того, мы иногда делаем какие-то выпуски вместе.

Константин Цехмистеренко: Я еще раз хочу подчеркнуть, что наша компания является значимым игроком на рынке биржевых облигаций компаний сегмента МСП, а наша команда DCM (debt capital markets. — Ред.), пожалуй, лучшая на этом рынке. Только за два прошедших года мы привлекли в бизнес более 40 успешных компаний свыше 7 млрд рублей и продолжаем выводить на рынок новые и новые имена.

При этом рынок настолько молод и не насыщен данной услугой, что я не вижу конкуренции между брокерами за эмитента. Есть конкуренция в плане создания новых интересных форматов размещения, но это скорее соревнование.

То есть дефицита эмитентов нет, как нет и дефицита брокеров. Есть нехватка инвесторов, и дело не в ключевой ставке, а в скорости ее подъема и в несбывшихся ожиданиях относительно быстрого ее снижения.

Сейчас рынок меньше и слабее, чем был раньше. Бумаги, которые размещались ранее, подешевели. Но это одновременно открывает возможность для резкого бума, для роста рынка, когда ключевая ставка начнет снижаться, и старые бумаги будут дорожать. На растущем рынке, когда ставка падает, а цены повышаются, каждая купленная новая облигация через две недели торгуется уже за 101% номинала, и соответственно можно ее продать, зафиксировав прибыль, и купить следующую.

Компаниям МСП нужно приходить на этот рынок, чтобы степень разнообразия эмитентов была выше, чтобы диверсификация была не только по отраслям, но и внутри каждой отрасли и чтобы можно было сравнивать разные виды бизнеса и типы их ведения более тщательно.

В лизинге это уже есть, это очень развитая отрасль. Если то же произойдет во всех остальных отраслях, будет просто прекрасно, и инвестор будет получать большую выгоду от своего прямого участия в развитии экономики. 

Отдельно хочется сказать несколько слов инвесторам. При покупке биржевых облигаций компаний МСП инвестор покупает облигации того или иного эмитента не вслепую, а тщательно изучив бизнес компании и ее финансы, взвесив все риски, соотнеся их с размером своего капитала для инвестиций, изучив аудиторское заключение и рейтинговый отчет, посмотрев интервью с владельцем или топ-менеджментом компании, а в отдельных случаях посетив офис и производство компании. Только после этого, покупая облигации, он действует исключительно «на свой страх и риск».

Сейчас информационное поле настолько развито, что инвестор может получить достаточную информацию из открытых источников и на основании этой информации купить ту или иную облигацию или не купить ее, если что-то не нравится.






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ