Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Число розничных инвесторов растет как снежный ком
09.11.2020 FinRetailАналитика

Число розничных инвесторов растет как снежный ком

Игорь Мамонтов, вице-президент Сбербанка, директор дивизиона «Инвестиции и накопления», в интервью «Б.О» рассказал, почему на рынок выходит все больше частных инвесторов, в чем преимущества и недостатки накопительного и инвестиционного страхования жизни и насколько успешно сложные инвестиционные продукты продаются в онлайне


Игорь Мамонтов, вице-президент Сбербанка, директор дивизиона «Инвестиции и накопления»— В этом году приток розничных инвесторов на биржу бьет все рекорды. Очевидная причина происходящего: снижение ставок и как следствие доходности по самому популярному продукту — банковским депозитам. Что еще помимо этого влияет на возросшую активность россиян на фондовом рынке?

— Ключевая причина в том, что привычный способ приумножать свои средства (или как минимум не терять их из-за инфляции) перестал удовлетворять людей. А ведь привычка хранить деньги на вкладе формировалась не просто годами, а поколениями. Однако сейчас ставки упали настолько, что люди уже не видят в депозитах прежней целесообразности. С другой стороны, хорошо, что при этом мы не вернулись в 90-е, когда основным способом сбережений была покупка долларов и хранение их «под подушкой», то есть изъятие денег из экономики.

А вторая причина — это технологии, благодаря которым инвестиционные продукты и сервисы стали такими же удобными, простыми и «быстрыми», как «классические» розничные продукты вроде вкладов и кредитов. Пару лет назад наши клиенты массово научились открывать вклады в приложении «Сбербанк Онлайн» в несколько касаний, а сейчас аналогичные возможности есть и в инвестпродуктах.

Эти два фактора и являются главными драйверами притока розничных инвесторов. Хотя, надо заметить, число вкладчиков по-прежнему в несколько раз превышает число частных инвесторов, да и портфель последних пока несопоставим с объемом депозитов. Но общая тенденция на инвестиционном рынке напоминает мне снежный ком.

— Насколько долгим будет этот тренд?

— Сложно прогнозировать, потому что на этот процесс влияет много факторов. Но я думаю, что это серьезный тренд, и пока факторов для его разворота не видно.

— Если новые инвесторы — это вчерашние вкладчики, то можно ли утверждать, что они по-прежнему предпочитают более консервативные продукты, например облигации? Или аппетит к риску возрос?

— Мы отмечаем консервативный или умеренно консервативный риск-профиль новых клиентов. Но я бы не стал утверждать, что все развивается настолько линейно: сначала вклад, потом облигации, затем акции высоконадежных эмитентов и только после них более рисковые инструменты. 

Далеко не все клиенты «заходят в эту воду» постепенно. Кто-то сразу «ныряет», в том числе потому, что общий уровень финансовой грамотности невысок. Поэтому много денег приходит сразу в сложные продукты.

— Одним из таких продуктов является накопительное страхование жизни, которое в этом году стало безусловным драйвером всего страхового рынка. Чем вы объясняете столь высокую его популярность и насколько в этом велика заслуга банков как основного канала продажи таких продуктов?

— Накопительное страхование жизни я все же отношу к другому классу продуктов. Тем продуктам, о которых я говорил, скорее соответствует инвестиционное страхование жизни, отвечающее потребности заработать на уже имеющейся сумме сбережений. НСЖ (по крайней мере, предлагаемое «Сбербанк страхование жизни») таргетируется именно как инструмент накоплений — с конкретной суммой, которую клиент планирует получить к конкретному сроку. Условно говоря, если у вас уже есть определенная сумма, вам больше подойдет ИСЖ, а если средств хватает только на начальный взнос, то вам нужно НСЖ.

Вы верно заметили, что основной поток страховых взносов по НСЖ поступает через банки. В первую очередь это связано с наличием в банковской сети большого числа квалифицированных специалистов, которые научились массово продавать такой сложный продукт.

Я позитивно оцениваю рост популярности НСЖ, потому что людей, не имеющих накоплений, в России очень много. И пандемия коронавируса показала, насколько критичной для людей без сбережений может стать потеря дохода даже на несколько месяцев.

— Вы упомянули о продуктах ИСЖ. Почему они, судя по статистике, теряют популярность, хотя число инвесторов растет?

— Обо всем рынке не скажу, но мы приняли решение не продвигать ИСЖ массово. Основная претензия клиентов по этому продукту была связана с его неправильным позиционированием. Его часто продвигали как универсальный инструмент для инвестиций, что некорректно. Этот продукт подходит далеко не всем, тем более в массовом сегменте. Сейчас мы предлагаем его только тем клиентам, которым нужны его уникальные преимущества: юридические и налоговые привилегии для хранящихся на ИСЖ средств, возможность застраховать на сумму взноса жизнь клиента и так далее. Я считаю, что это положительная тенденция, поскольку происходит оздоровление рынка ИСЖ.

— Нельзя обойти стороной вопрос о второй волне пандемии, которая стала реальностью. Очевидный ответ на происходящее — развитие страховщиками дистанционных каналов как продаж, так и урегулирования страховых случаев. Можно ли продавать продукты НСЖ в онлайне или они требуют «живых» консультаций?

— Я считаю, что массовые продукты, к которым относится накопительное страхование жизни, должны и будут продаваться в онлайне. Не сказать, что все продукты легко продаются онлайн, но сегодня мы находимся на принципиально более высоком уровне развития, чем пять лет назад. Например, объем открытия онлайн-вкладов уже сопоставим с традиционным способом их привлечения.

 

 

Да, поскольку НСЖ — более сложный продукт, чем вклады, и клиенты с ним меньше знакомы, нельзя рассчитывать на то, что его онлайн-продажи сразу «взлетят», развитие будет постепенным. В конце октября компания «Сбербанк страхование жизни» вывела в «Сбербанк Онлайн» накопительное и инвестиционное страхование жизни. Посмотрим, как это будет работать. У меня в этом смысле ожидания позитивные.

— В рейтинговом агентстве «Эксперт РА» прогнозируют снижение объемов рынка страхования жизни в этом году на 1–2%. Как ведет себя портфель «Сбербанк страхование жизни», каковы ваши прогнозы до конца года?

— Я скорее соглашусь с оценками агентства относительно рынка в целом. Что касается «Сбербанк страхование жизни», мы планируем сохранить общий объем взносов на уровне прошлого года, хотя отмечаем их перераспределение: доля НСЖ увеличивается, ИСЖ — сокращается.

— «Сбер» недавно объявил о масштабной трансформации, в рамках которой у вас появились новые бренды, в том числе «СберИнвестиции». Что несет этот бренд клиентам?

— Появление единого бренда «СберИнвестиции», который объе­динил в себе все розничные инвестпродукты Сбербанка, в частности продукты «Сбербанк Управление Активами», программы НСЖ и ИСЖ «Сбербанк страхование жизни», упорядочивает структуру продуктов, чтобы клиентам было проще находить то, что в наибольшей степени отвечает их запросам. Наши инструменты дают возможность инвестировать и формировать накопления при любой ситуации на фондовых рынках.

Партнерский материал






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ