Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Рэнкинг компаний микрофинансового сектора по итогам деятельности во втором квартале 2019 года
Сокращение общего числа компаний — участников рынка микрофинансирования сопровождается ростом объема займов, выданных МФО. Продолжают расти как число займов, так и средняя сумма.
Тем не менее во втором квартале 2019 года рост рынка микрозаймов несколько замедлился и составил около 11% (против 13% за первый квартал 2019-го). Наибольшая доля в структуре совокупного портфеля займов у компаний — участников рэнкинга НРА сформирована за счет задолженности физических лиц, которая выросла за квартал на 10,2 и 10,5% в сегментах PDL и Installments соответственно против 12 и 16% кварталом ранее.
Темпы роста займов МСБ на фоне сохранения высокого спроса опережают розницу: задолженность сегмента МСБ перед МФО выросла за второй квартал 2019 года на 15,4% против 17% в первом квартале 2019 года.
И в розничном сегменте, и в МСБ растут число займов и средняя сумма займа. По сегменту МСБ средняя сумма займа у компаний — участников анкетирования находится на уровне 1 299 тыс. рублей по итогам второго квартала 2019 года, что на 5% выше данных первого квартала 2019 года, когда средняя сумма займа составляла 1 280 тыс. рублей.
По займам физических лиц (PDL, Installments, POS) средняя сумма займа находится на уровне 13,7 тыс. рублей по итогам второго квартала 2019 года, что на 5,4% выше данных первого квартала 2019 года, когда средняя сумма займа составляла 13 тыс. рублей.
Динамика рынка МФО и средней суммы займа во втором квартале 2019 года
Источник: НРА, на основе анкетирования МФО
В целях расчета рэнкинга использовались данные по просроченной задолженности на сроке 30+: итоги второго квартала 2019 года свидетельствуют о незначительном росте показателя во всех ключевых сегментах. При этом общий уровень просроченных долгов и пролонгированных займов является контролируемым.
За второй квартал 2019 года также рассчитывалась операционная эффективность компаний — участников рэнкинга: CIR (Cost/Income Ratio, операционные расходы по отношению к доходам). В операционные расходы в анкете включались: административные / управленческие + коммерческие (маркетинг) + процессинг + коллекшен + идентификация / верификация. Сформированный резерв не включался. В операционные доходы за отчетный период в анкете включались: (% доходы – % расходы) + (комиссионные доходы – расходы) + прочие операционные доходы.
Источник: НРА, на основе анкетирования МФО
Источник: НРА, на основе анкетирования МФО
Рассчитанный средний показатель операционной эффективности (Cost-income ratio, CIR) у компаний — участников рэнкинга составил 49,7%.
Вводимые ЦБ меры — ограничения ежедневной ставки по займу, максимального размера переплаты, размера предельной долговой нагрузки, применение повышающего коэффициента при расчете достаточности капитала и 100%-го резервирования с 91-го дня по PDL займам приводят к переходу крупных компаний PDL-направленности в сегмент выдачи среднесрочных потребительских займов.
Рост рынка микрозаймов во втором квартале 2019 года составил около 11%
Повторяя банковскую практику, МФО для снижения расходов на резервирование и ограничение просадки капитала проводят мероприятия по расчистке балансов от плохих активов. В том числе данные меры обусловили контролируемый уровень просроченной задолженности — как по портфелям компаний рэнкинга в целом, так и по отдельным сегментам.
Согласно прогнозам НРА, в 2019 году рост сегмента микрофинансирования может составить около 35%. Динамика рынка микрофинансирования будет обусловлена следующими факторами:
относительной (на текущий момент) простотой получения займа;
повышением прозрачности отрасли;
технологизацией отрасли, выходом МФО в онлайн;
усилением надзора ЦБ РФ: количественные и качественные ограничения или их комбинация, внесение изменений в расчет величины собственных средств и обязательных нормативов, «утяжеление» методика расчета. Как следствие МФО будет требоваться капитал «хорошего качества»;
возможностью собственников оказать поддержку капитализации и предоставить фондирование в случае необходимости; способностью МФО наращивать капитал за счет прибыли;
охлаждением темпов роста (вслед за банковской системой, где кредитование населения устойчиво замедляется, а корпоративное кредитование стагнирует).
В третьем квартале 2019 года НРА планирует дополнительно собирать данные о проданных портфелях МФО. Это позволит четче понимать, как компании работают с просрочкой и почему доля просрочки 30+ так велика или низка. Для более точного сравнения компаний по качеству портфеля НРА планирует дополнить статистику по уровню просроченной задолженности (добавив данные по NPL90+).
Таблица 1. Рэнкинг микрофинансовых компаний
№ |
Наименование МФО |
Портфель займов во II квартале 2019 года, тыс рублей |
Портфель займов в I квартале 2019 года, тыс рублей |
Изменения, % |
1 |
ГК MoneyMan |
5 142 566,00 |
4 578 953,00 |
12,31 |
2 |
МФК «МигКредит» |
4 384 487,00 |
3 932 613,00 |
11,49 |
3 |
МКК SimpleFinance |
4 185 532,53 |
3 064 763,78 |
36,57 |
4 |
МФК «Займер» |
4 061 369,00 |
3 354 900,00 |
21,06 |
5 |
МФК «Центр финансовой поддержки» («ВиваДеньги») |
2 821 957,07 |
2 454 694,64 |
14,96 |
6 |
МФК «CarMoney» |
2 640 394,00 |
2 348 277,00 |
12,44 |
7 |
Группа «Саммит» (бренд «Центр Займов») |
2 340 290,59 |
2 246 678,00 |
4,17 |
8 |
Eqvanta (МФК Быстроденьги, МФК Турбозайм) |
2 305 308,00 |
2 087 619,00 |
10,43 |
9 |
МКК «Арифметика» |
1 868 358,00 |
1 787 179,00 |
4,54 |
10 |
МКК «ФИНМОЛЛ» |
1 836 957,00 |
1 875 475,00 |
–2,05 |
11 |
МКК Монеза |
1 516 394,99 |
1 213 391,34 |
24,97 |
12 |
МФК Е Заем |
1 496 833,99 |
1 901 479,45 |
–21,28 |
13 |
МФК «ВЭББАНКИР» |
1 428 317,39 |
1 141 066,00 |
25,17 |
14 |
МФК «Микро Капитал» |
1 424 539,42 |
1 677 782,14 |
–15,09 |
15 |
МФК «ГринМани» |
1 233 994,00 |
1 117 068,70 |
10,47 |
16 |
МФК «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» |
1 133 132,00 |
1 054 729,00 |
7,43 |
17 |
Удмуртский фонд развития предпринимательства |
1 077 427,11 |
815 823,00 |
32,07 |
18 |
МКК «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края» |
1 060 709,86 |
1 047 376,50 |
1,27 |
19 |
МФК «ЭйрЛоанс» (Kviku) |
1 029 349,00 |
757 283,00 |
35,93 |
20 |
МФК «До Зарплаты» |
981 986,00 |
633 921,70 |
54,91 |
21 |
МКК Срочноденьги |
870 525,00 |
691 335,00 |
25,92 |
22 |
МКК «ПростоДЕНЬГИ» |
817 343,00 |
771 991,00 |
5,87 |
23 |
МФК «Платиза.ру» |
805 266,00 |
624 464,00 |
28,95 |
24 |
МКК «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае» |
748 350,00 |
672 252,00 |
11,32 |
25 |
МФК «КОНГА» |
735 518,00 |
701 864,00 |
4,79 |
26 |
МКК «ПРОФИРЕАЛ» |
723 048,00 |
710 165,00 |
1,81 |
27 |
МФК Кредитех Рус |
678 143,00 |
932 187,00 |
–27,2 |
28 |
МКК «Кредит Лайн» |
667 564,00 |
584 816,00 |
14,15 |
29 |
МКК «Ваш инвестор» |
610 015,00 |
469 786,00 |
29,85 |
30 |
МКК «Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике» |
523 147,09 |
442 594,45 |
18,20 |
31 |
МКК ВО «Фонд поддержки МСП» |
500 725,00 |
490 250,00 |
2,14 |
32 |
АНО Башкирская микрокредитная компания |
479 808,50 |
430 709,00 |
11,40 |
33 |
МКК «Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края» |
459 450,67 |
435 120,00 |
5,59 |
34 |
МКК «Алтайский фонд микрозаймов» |
445 375,00 |
399 484,00 |
11,49 |
35 |
МКК «Новгородский фонд поддержки малого предпринимательства» |
395 102,00 |
375 203,00 |
5,30 |
36 |
МКК «Пермского края» |
391 709,00 |
431 640,00 |
–9,25 |
37 |
МКК Фонд развития предпринимательства Воронежской области |
378 529,06 |
311 960,00 |
21,34 |
38 |
МКК Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства |
373 834,00 |
346 917,00 |
7,76 |
39 |
МКК «Развитие» |
305 583,00 |
291 431,00 |
4,86 |
40 |
МКК «Сахалинский Фонд развития предпринимательства» |
285 309,00 |
260 096,00 |
9,69 |
41 |
Фонд микрокредотования Иркутской области |
278 774,00 |
272 121,00 |
2,44 |
42 |
ФМ Саратовской области |
252 552,00 |
211 085,00 |
19,64 |
43 |
МКК «А-План» |
235 540,00 |
252 096,00 |
–6,57 |
44 |
Центр микрофинансирования Астраханского ФПМСП |
226 710,00 |
229 015,00 |
–1,01 |
45 |
МКК «Деньги Сразу» |
179 970,00 |
191 042,00 |
–5,80 |
46 |
МКК БюроФинПомощи |
129 035,00 |
123 266,00 |
4,68 |
47 |
МКК «ВДМ-ФИНАНС» |
118 651,00 |
115 132,00 |
3,06 |
48 |
МКК Ростовский муниципальный фонд поддержки предпринимательства |
113 804,00 |
101 829,00 |
11,76 |
49 |
МФК Фонд развития городского округа «город Якутск» |
110 715,28 |
115 223,43 |
–3,91 |
50 |
МКК «АЛЕКСУМ» |
107 670,00 |
101 836,00 |
5,73 |
51 |
МКК «Евраз» |
91 849,00 |
91 148,00 |
0,77 |
52 |
МКК «Капуста Прикамье» |
74 698,00 |
68 877,00 |
8,45 |
53 |
Фонд развития промышленности Забайкальского края |
58 548,00 |
50 155,00 |
16,73 |
54 |
МКК «ТИАРА» |
35 926,91 |
39 809,37 |
–9,75 |
55 |
МКК МАНИВОЛЛ КРЕДИТ |
25 807,00 |
21 194,00 |
21,77 |
56 |
МКК «Экстра Деньги» |
24 382,00 |
17 820,00 |
36,82 |
57 |
МКК «Агар» |
22 854,00 |
18 611,00 |
22,80 |
58 |
МКК «АвтоЗаймСевер» |
21 379,00 |
18 519,00 |
15,44 |
59 |
МКК Фонд поддержки предпринимательства Калачеевского района Воронежской области |
19 710,00 |
17 297,00 |
13,95 |
60 |
МКК «РУС ФИН» |
16 689,00 |
15 282,00 |
9,21 |
61 |
МКК «Финанс Эксчендж» |
13 268,00 |
19 284,00 |
–31,20 |
62 |
МКК «Самара Финанс» |
7307,00 |
8588,00 |
–14,92 |
63 |
МКК ИНВЕСТПРОФИЛЬ |
6896,00 |
2150,00 |
220,74 |
64 |
ООО МКК «Финанс НН» |
6083,00 |
4631,00 |
31,35 |
65 |
МКК АДЕПТ |
5830,00 |
7196,63 |
–18,99 |
66 |
МКК «Центр Займов Алтай» |
5286,00 |
5904,00 |
–10,47 |
67 |
МКК «Надежда» |
4820,00 |
|
|
68 |
МКК «Рабочий кредит» |
1050,00 |
0,00 |
|
69 |
МКК «Сфинкс» |
346,00 |
50,00 |
592,00 |
70 |
МКК Альфа 86 |
176,00 |
161,00 |
9,32 |
На фоне незначительного совокупного роста как банковских активов, так и консолидированного кредитного портфеля итоги сентября продемонстрировали продолжающийся бум кредитования физических лиц. При этом население продолжает занимать в два раза быстрее, чем копить
Буквально пять лет назад рынок пестрил оригинальными продуктами вроде карты «Зеленая польза» для вегетарианцев, «Карты паломника», карты «Халяль» и других узкосегментированных карт. Сейчас же предложения от банков по дебетовым продуктам сократились до флагманской карты, карты для бизнеса и (иногда) детского «пластика» с креативным дизайном. Нельзя сказать, что кредитные организации перестали бороться за клиента через дебетовые продукты, но изменились методы и подходы к привлечению