Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В июле агентство Markswebb Rank & Report опубликовало ежегодный рейтинг эффективности интернет-банков для малого бизнеса Business Internet Banking Rank 2016. Какие интернет-банки — самые функциональные и удобные для малого бизнеса и почему? В каком направлении развиваются онлайн-сервисы и чего ждать через год-два от ДБО малого бизнеса?
В рейтинг Business Internet Banking Rank 2016 вошел 21 банк, в том числе четыре лидера прошлогоднего исследования и 15 банков, обслуживающих ИП и имеющих наибольшие обороты по счетам ИП (по данным ЦБ РФ за февраль 2016 года). Один банк присоединился к исследованию по своей инициативе.
Самый удобный и функциональный интернет-банк для малого бизнеса сделал Точка Банк. Как и в прошлом году, онлайн-сервис занял первое место в обоих рейтингах по результатам исследования — и для начинающего, и для профессионального бизнеса. В январе 2016 года он был обновлен, причем изменения коснулись преимущественно удобства пользования сервисом: выполнять основные пользовательские задачи стало еще проще. Например, платежная форма, которая раньше была явно перегружена большим количеством элементов, после редизайна стала компактнее и понятнее, сохранив широкий функционал.
Что касается топ-3 для каждого типа бизнеса, лучшие интернет-банки для начинающих предпринимателей сделали Точка Банк, Тинькофф Банк и Альфа-Банк. Согласно методике Business Internet Banking Rank 2016 начинающий малый бизнес использует небольшой набор продуктов и услуг, поэтому лучший интернет-банк для этой группы клиентов — тот, который максимально полно и с большим удобством для клиента удовлетворяет базовые его потребности. К ним относятся получение доступа с минимальным количеством посещений банка (в идеале — без них), простота получения информации по счету (приход и расход) и отправки платежа, делегирование доступов сотрудникам, например бухгалтеру.
Для профессионального малого бизнеса такого функционала явно недостаточно, поэтому в топ-3 этого рейтинга попали банки, которые предлагают расширенный набор продуктов и услуг — Точка Банк, Промсвязьбанк и ВТБ24. У клиентов этих банков есть возможность дистанционно настроить уведомления о поступлениях и списаниях денежных средств, подключить зарплатный проект и эквайринг, оформить кредит, вклад, корпоративные карты, открыть валютный счет, осуществлять обмен валют, валютные платежи и валютный контроль.
В целом, за прошедший год состав первой десятки рейтинга изменился незначительно: лидером остался Точка Банк, а вместо лишившихся лицензии Пробизнесбанка и Интерактивного банка в топ-10 появились Тинькофф Банк (2-е место для начинающего и 5-е для профессионального малого бизнеса) и Азиатско-Тихоокеанский Банк (8-е место в обоих рейтингах).
Основной тренд в развитии интернет-банкинга для малого бизнеса — упрощение пользовательских сценариев. Современный сервис должен быть таким, чтобы от клиента требовалось минимум усилий и «лишних движений» при управлении счетом.
В связи с этим упрощаются формы платежных поручений: поля для бюджетных платежей скрываются во вкладки, появляются подсказки по заполнению форм и возможность настроить уведомления для получателя платежа на почту и телефон. Также интернет-банки учатся распознавать квитанции и платежные поручения: если раньше реквизиты для оплаты нужно было перепечатывать вручную, то сейчас можно просто загрузить скан-платежки в интернет-банк. Система сама распознает нужные цифры и перенесет их в соответствующие поля формы.
В идеале у любого клиента (и начинающего, и профессионального бизнеса) должна быть возможность полностью удаленно получать банковские продукты, услуги и управлять ими, например заказывать корпоративные карты, подключать эквайринг и пакеты платежей. Полностью такой функционал пока реализован у небольшого количества банков, а у большинства появляется точечно по несколько продуктов.
Другая тенденция, которая хорошо заметна на примере Тинькофф Банка, — появление в интернет-банках для малого бизнеса инструментов аналитики: диаграмм, графиков движения средств (поступления, списания) контрагентам, статистики по эквайрингу вплоть до диаграмм по конверсии. При этом можно выделить три уровня аналитики: макроуровень — все движения по счету, средний уровень — доли контрагентов в общем объеме операций, микроуровень — динамика операций по конкретному контрагенту.
В некоторых интернет-банках появляется функционал для ведения бухгалтерской отчетности, а в случае блокировки счета сервис информирует клиента о проблеме соответствующим уведомлением с подробным описанием причин. Уже сейчас в интернет-банке Точка Банка и Тинькофф Банка можно самостоятельно подготовить и сдать налоговую декларацию. Кроме того, в Точка Банке есть налоговый календарь, где отображается расписание необходимых платежей и отчислений в бюджет, причем платежное поручение формируется автоматически при выборе конкретного платежа.
Интернет-банки для малого бизнеса активно интегрируются с партнерскими сервисами — онлайн-бухгалтериями, 1С и сервисами проверки благонадежности контрагента. Например, в сервисе Точка Банка проверка благонадежности контрагента происходит автоматически в форме платежки: с основными сведениями можно ознакомиться бесплатно, а подробные предоставляются после оплаты подписки.
Служба поддержки перемещается в онлайн-чаты, причем этот процесс охватывает не только техподдержку, но и валютный контроль, а также решение вопросов, связанных с обслуживанием расчетного счета. Объем живого общения с поддержкой путем звонка будет стремиться к нулю. Это уже произошло в отдельных банках и будет распространяться дальше по рынку.
Что касается редизайнов, отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая — когда обновление идет на пользу сервису, то есть интернет-банк становится функциональнее или удобнее для конечного пользователя. Вторая тенденция — редизайн ради редизайна, когда просто меняются цвета и формы, но основные пользовательские сценарии не упрощаются (сервис не становится лучше).
Для конечного клиента — ИП или маленькой организации — будет проще мигрировать из банка в банк, например из неудобного в тот, где управлять счетами можно полностью дистанционно. Во-первых, этому будет способствовать возможность открыть расчетный счет дистанционно. Во-вторых, банки будут предлагать упрощенные пути перехода: например, в Точка Банке уже есть возможность сформировать список шаблонов платежей по выписке из «старого» банка. Порог для перехода будет снижаться, и клиенты будут этим активно пользоваться.
Скорее всего, через год-два на рынке будет две явные группы банков. Первая — несколько банков с хорошим дистанционным обслуживанием, которое будет, вероятно, дороже, чем в среднем на рынке. Вторая — крупные банки, у которых дистанционное обслуживание будет хуже, но, возможно, дешевле. Соответственно клиенты будут стоять перед выбором — идти в банк, где можно обслуживать бизнес полностью онлайн, но платить за это больше, или идти в крупный, надежный и более дешевый банк, где полностью управлять счетом дистанционно будет проблематично.
Рейтинг эффективности интернет-банков для начинающего малого бизнеса
Место | Банк |
|
---|---|---|
1 |
Точка Банк |
91,3 |
2 |
Тинькофф Банк |
78,9 |
3 |
Альфа-Банк |
74,4 |
4 |
ВТБ24 |
70,5 |
5 |
УБРиР |
66,3 |
6 |
Запсибкомбанк |
58,3 |
7 |
Райффайзенбанк |
57,4 |
8 |
Азиатско-Тихоокеанский Банк |
57,1 |
9 |
Промсвязьбанк |
56,9 |
10 |
Авангард |
56,6 |
11 |
Абсолют |
54,6 |
12 |
БИНБАНК |
50,6 |
13 |
Сбербанк |
47,9 |
14 |
МИнБанк |
46,3 |
15 |
Росбанк |
45,9 |
16 |
ВТБ Банк Москвы |
45,7 |
17 |
МДМ Банк |
43,6 |
18 |
Открытие |
34,3 |
19-20 |
АК Барc |
32,8 |
Россельхозбанк |
32,8 |
Источник: Markswebb Rank & Report
Рейтинг эффективности интернет-банков для профессионального малого бизнеса
Место | Банк |
|
---|---|---|
1 |
Точка Банк |
79,1 |
2 |
Промсвязьбанк |
60,6 |
3 |
ВТБ24 |
59,7 |
4 |
Альфа-Банк |
55,6 |
5 |
Тинькофф Банк |
53,8 |
6 |
Авангард |
53,2 |
7 |
УБРиР |
50,3 |
8 |
Азиатско-Тихоокеанский Банк |
49,3 |
9 |
Сбербанк |
47,9 |
10 |
Райффайзенбанк |
43,6 |
11 |
Абсолют |
38,9 |
12 |
МИнБанк |
37,5 |
13 |
Запсибкомбанк |
37,3 |
14 |
МДМ Банк |
34,8 |
15 |
БИНБАНК |
34,6 |
16 |
ВТБ Банк Москвы |
31,2 |
17 |
Росбанк |
30,1 |
18 |
Открытие |
28,9 |
19-20 |
АК Барс |
27,6 |
Россельхозбанк |
27,6 |
Источник: Markswebb Rank & Report
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником