Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Для ИЧП отчисления в ПФР — неподъемная ноша
17.05.2013 Интервью

Для ИЧП отчисления в ПФР — неподъемная ноша

Почему уход с рынка свыше 350 тыс. ИЧП — серьезная проблема для банковского сектора, из-за чего часть банковских продуктов для предпринимателей не востребована и как оптимизировать процесс выдачи кредита — об этом «Б.О» рассказал заместитель председателя правления банка «УРАЛСИБ» Илья Филатов


— Аналитики МСП Банка по итогам 2013 года прогнозируют снижение спроса со стороны МСБ на кредиты на 50 млрд рублей. Ваша оценка данного прогноза.

— Начну с того, что 50 млрд рублей — оценочная величина. Неясно — смогли бы разместить эти деньги банки в сегменте МСБ, если бы не начался массовый уход с рынка и в «серую» зону индивидуальных предпринимателей. Но тот факт, что свыше 350 тыс. клиентов закрыли свои счета — это действительно серьезная проблема для кредитных организаций.
Сейчас важно на законодательном уровне изменить сложившуюся ситуацию. Для малого бизнеса введенные с 1 января 2013 года отчисления в ПФР оказались неподъемной ношей. Нужно вводить минимальные значения по размеру выручки, прибыли, по сроку действия бизнеса. Я оцениваю ситуацию не по количеству невыданных кредитов, а развитием сегмента в целом.

— Малый и средний бизнес для банков — интересный клиент. С одной стороны, это младший «брат» корпоративного заемщика. Ему можно предложить РКО, зарплатные проекты, торговое финансирование и т.п. А с другой стороны, владелец бизнеса — потенциальный потребитель высокомаржинальных банковских продуктов, например, ипотеки или автокредита.

— Я с вами полностью согласен. Мы крайне обеспокоены тем, что сегмент сократился на такое количество предприятий. Но еще раз повторю, что на уровне взаимодействия нашего банка с сегментом МСБ пока рано говорить о каком-либо серьезном снижении активности.

— В начале марта 2013 года Сбербанк сообщил об улучшении условий кредитования и РКО для субъектов микробизнеса и малого бизнеса. Спустя месяц вы объявили об аналогичной акции. Вы следуете «тренду», который задал занимающий 20–25% рынка госбанк?

— Снижение первоначального взноса и кредитной ставки по отдельным продуктам для МСБ происходит в рамках проведения нашей традиционной акции для предпринимателей «Дни открытых идей», которую банк проводит уже четвертый год. В этом году акция проходит со 2 апреля по 31 июля в 72 городах России. Кроме специальных условий по кредитам, проводятся семинары, на которых разъясняются вопросы государственных и банковских программ поддержки и кредитования малого и среднего бизнеса.
Это обычная практика. Все банки, так или иначе, маркетируют свои кредитные программы. Мы это делаем уже давно.

— Скажите, актуальность подобных акций продиктована необходимостью привлекать заемщиков?

— Я думаю, что конкуренция — одна из основных причин. Многие банки пользуются этими маркетинговыми акциями, чтобы соответствовать рынку.
Большинство универсальных федеральных банков предоставляют различные программы для этого сегмента. Вопрос лишь в том, насколько они адаптированы под этот сегмент. Вот это — самая большая трудность. Есть примеры, когда предприятие даже в рамках этого сегмента, даже в пределах маленьких сумм — до 3 млн рублей, получает такие займы по 10–15 дней. Это очень некомфортно.
Мы, наверное, как и все те, кто работают в сегменте малого бизнеса, намерены значительно облегчить процедуру принятия решения не только с точки зрения автоматизации процесса, но и минимизации пакета документов на рассмотрение заявки.
Уже сейчас мы предлагаем МСБ продукты, в рамках которых кредиты выдаются на следующий день после подачи заявки. Это одно из многих наших конкурентных преимуществ. Еще раз повторю: программ много и выбрать есть из чего. Поэтому, на мой взгляд, можно этим пользоваться и не нужно бояться.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ