Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
— Кирилл, какие ключевые изменения на финансовом рынке 2020 года вы можете отметить?
— Это был крайне непростой, но вместе с тем интересный и насыщенный событиями год. Пандемия заставила нас действовать быстрее. Несмотря на локдаун, наши офисы не прекращали работать, а мы продолжали совершенствовать свои цифровые сервисы. Мы вывели в онлайн даже такие сложные сделки, как ипотечное кредитование. В целом, несмотря на сложную обстановку, на финансовом рынке удалось обеспечить стабильность, в течение года несколько раз снижалась ключевая ставка ЦБ, а вместе с ней — проценты по кредитам и депозитам. Это стало одной из причин наметившейся тенденции перетока средств из вкладов в текущие счета. При этом общий объем привлеченных средств физлиц в Сбербанке растет. Доля Сбербанка на рынке средств физических лиц выросла, и в целом, текущие показатели доли рынка и абсолютного объема средств соответствуют целям Сбербанка. Отмечу также рост интереса клиентов к альтернативным финансовым инструментам.
— Какие направления бизнеса развивались в Сбере наиболее успешно?
— В первую очередь это цифровое направление — к этому нас естественным образом подтолкнула текущая ситуация в стране и мире. Нашим интернет-банком «СберБанк Онлайн» сейчас пользуются уже более 72% клиентов. Мы в кратчайшие сроки выводили новые сервисы в цифровые каналы — например, активация карты до ее получения, продление аренды сейфов и многое другое. В июле приложение «СберБанк Онлайн» было масштабно обновлено — в нем появились новый кредитный потенциал и другие функции, а в сентябр — единая подписка на сервисы экосистемы «СберПрайм», самообучающийся голосовой ассистент. Вышло первое за семь лет кардинальное обновление веб-версии «СберБанк Онлайн».
Рос и наш core-бизнес. Портфель кредитов Сбера с начала года увеличился более чем на 17% и на 1 декабря составил 8,4 трлн рублей. Причем мы росли быстрее рынка: доля Сбера в розничном кредитовании увеличилась на 0,6 п.п. с начала года и составила 41,6%. На рынке привлечения доля банка выросла на 1 п.п. — до 44,6%. Клиенты доверили нам почти 15 трлн рублей своих средств, это на 9% больше, чем в начале 2020 года.
Помимо роста финансовых показателей нам есть чем гордиться и в плане популярности сервисов. Нашим сервисом для покупки недвижимости «ДомКлик» сейчас каждый месяц пользуются уже 12 млн клиентов, а это в три раза больше, чем было в начале 2020-го. Мы постоянно совершенствуем его, внедряем автоматизацию на всех этапах поиска и покупки недвижимости. Например, первоначальную проверку правильности загрузки документов на «ДомКлик» уже делает робот, а не человек, чтобы клиент «в моменте» мог получить обратную связь и что-то поправить. А для большинства клиентов мы сделали анкеты в «0 полей», чтобы они могли ничего не заполнять, банк получит всю необходимую информацию самостоятельно. Сегодня уже все потребительские кредиты выдаются по этой технологии. Вообще, AI-направление развивалось очень активно в 2020 году во всех областях бизнеса.
В мобильном приложении «СберБанк Онлайн» благодаря моделям AI, анализирующим предпочтения клиента по 1000 параметрам, для каждого пользователя отображаются наиболее релевантные продукты и сервисы, например персональная подборка тех платежей и переводов, которые клиент обычно делает в «СберБанк Онлайн». Формируются персональные предложения и ранжируется каталог; порядок карт выстраивается в соответствии с моделью активности; на главном экране подбирается контент сторис, где рассказывается о сервисах «СберБанк Онлайн», которые могут быть полезны клиенту.
Также очень важным для нас является транзакционный бизнес. Оборот оплат товаров и услуг банковскими картами у наших клиентов вырос на 10% относительно 2019 года. Кроме того, клиенты чаще выбирают бесконтактные способы оплаты, поэтому мы предложили клиентам собственный сервис SberPay, который позволяет удобно и безопасно совершать покупки как онлайн, так и офлайн. Для его использования не нужно скачивать никаких дополнительных приложений — достаточно «СберБанк Онлайн». Все клиенты могут оплачивать онлайн-покупки у наших партнеров, используя только мобильное приложение, без ввода данных карты. А клиенты с устройствами на базе Android могут использовать NFC-технологию для оплаты покупок в офлайне — нужно только добавить карту в SberPay.
— Какие направления развития для банковской отрасли вы считаете перспективными в 2021 году?
— Этот год показал нам критическую важность цифровой доступности банковских услуг: в следующем году Digital также останется ключевым направлением развития отрасли, и здесь, наверное, речь пойдет уже не о расширении перечня доступных сервисов, а в первую очередь о повышении их качества и удобства для клиентов. Мы будем продолжать улучшать и развивать возможности «СберБанк Онлайн».
Мы также считаем, что в 2021 году подписки и индивидуальные настройки сервисов внутри них будут важными и для банковской отрасли. Сейчас модель подписок чаще используется для различных life-style-сервисов — таких, например, как наш «СберПрайм». В скором будущем нашим клиентами будет доступно еще больше подписок с банковскими услугами, которые будут закрывать в том числе и их финансовые потребности.
Важным аспектом банковского рынка в 2020 году был повышенный спрос на жилищное кредитование — с начала 2020 года Сбербанк выдал более 1,97 трлн рублей новых ипотечных займов. Для поддержания нашей доли в ипотечном бизнесе мы будем развивать дополнительные сервисы для удобства наших клиентов.
О трансформации страховых продуктов в «конструкторы», переходе к модели страхования «по подписке» и развитии высоких технологий в этой области рассказала «Б.О» Катрин Соомре, директор дивизиона «Защитные страховые продукты и сервисы» «Сбера»
Согласно данным с официального сайта СБП, уже более 200 финансовых организаций подключились к этому сервису. Популярность СБП постоянно растет: например, ЦБ обнародовал цель о переводе четверти межбанковских переводов на данный сервис к 2023 году. Естественно, что система, через которую проходит значительный объем транзакций (в конце прошлого года через СБП было выполнено 87 млн переводов общим объемом 643 млрд рублей), интересна злоумышленникам
2020 год был богат на утечки данных граждан и попытки их продажи в даркнете. Мы решили опросить представителей банков, сталкивались ли они с этой проблемой в прошлом году, и как в целом банки решают задачу защиты от утечек.
Просим принять участие в мини-опросе только сотрудников финансовых организаций – это займет не более 2-х минут! Опрос исключительно анонимный.