Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Доступность банковских услуг для населения — тема, которая привлекает сейчаск себе пристальное внимание как участников рынка, так и российских госструктур. Банки открывают отделения и конкурируют друг с другом там, где много людейи много денег, — как правило, в городах-миллионниках. Жители же небольших городов, и особенно села, составляющие большинство населения страны, далеко не всегда имеют возможность внести вклад или запросить кредит, не говоря ужео том, чтобы арендовать сейфовую ячейку или получить пластиковую карту. Геннадий Мещеряков, Президент Связь-Банка, видит несколько перспективных путей решения проблемы.
— Вы не раз в своих выступлениях говорили о необходимости разработки новых подходов к решению проблемы доступности банковских услуг. Эта тема особенно актуальна сейчас, после ее обсуждения на встрече банкиров с Президентом РФ в Новосибирске, а также в связи с подготовкой заседания Госсовета, посвященного ситуации в банковском секторе. Почему к ней обращаются с такой настойчивостью, неужели все так плохо с предоставлением банковских услуг?
— Для ответа на ваш вопрос достаточно сравнить несколько цифр. В США действует около 10 тыс. коммерческих банков с общим количеством филиалов свыше 80 тысяч. В России по сравнению с США — банков меньше практически в 8 раз, а филиалов — почти в 25 раз. В пятнадцати странах — «старых» членах ЕС — количество банков на 100 тыс. человек составляет 1,6, в России — 1,16, а число банковских филиалов на 100 тыс. человек — 46, тогда как в России оно едва превышает 2. При этом по данным ЦБ РФ на 1 января 2006 года почти половина действующих банков находятся в Московском регионе. Понятно, что в таких условиях избытка банковских услуг в стране не наблюдается и наблюдаться не может.
— После приведенных вами цифр складывается впечатление, что мы по степени доступности банковских услуг для населения не просто отстали от США и ЕС, а отстали от них навсегда. Есть ли возможность сократить этот разрыв и способы, как сделать услуги финансовых структур ближе к народу?
— Конечно, такие возможности есть, и они хорошо известны. Первый и самый очевидный путь — открытие новых банковских филиалов во всех регионах страны. Однако на сегодняшний день ситуация складывается так, что количество отделений банков в стране сокращается. Независимо от формы собственности банки являются структурами, нацеленными на получение прибыли, и им невыгодно работать в экономически депрессивных регионах. Невыгодно не в последнюю очередь и потому, что при более низких оборотах к банковским отделениям в этих регионах предъявляются те же высокие требования по оснащенности и обеспечению безопасности, что и, например, в столице. Есть возможность сделать банковские услуги доступными населению, предоставляя их в точках продаж различных сетевых структур. Особого внимания в этой связи заслуживают отделения ФГУП «Почта России». Благодаря появлению новых технологий активно развивается удаленный доступ к банковским услугам — через интернет, через мобильные телефоны.
— Вы говорите о неэффективности работы в экономически депрессивных регионах. А нужны ли вообще банковские услуги их населению?
— Наш опыт показывает, что деньги у людей есть, и даже на селе, чтобы об этом ни говорили. У людей есть накопления, пусть речь и идет о суммах в 5—10 тыс. рублей, совсем небольших по московских меркам. Эти люди думают о том, как сохранить свои деньги, чтобы их попросту, например, не украли или не пропили. Соответственно, они могли бы доверить эти деньги банку, будь у них такая возможность. Многие занимаются частным предпринимательством, фермерством — и дела бы шли лучше, если бы можно было получить кредит.
— Как Связь-Банк доводит свои услуги до клиентов?
— У нашего банка есть 33 филиала в российских регионах, и по этому показателю мы занимаем 15-ю позицию в рейтингах. Мы постоянно расширяем свою сеть, и в этом году планируем открыть еще 3—4 филиала. Наряду с другими банками мы развиваем предоставление банковских услуг через почтовые отделения в партнерстве с ФГУП «Почта России». Например, на почте уже можно получить наличные по пластиковой карте, внести срочный вклад, в скором времени можно будет оформить кредитную заявку. В наших планах – создание услуги мобильного и интернет-банкинга.
— Почему вы выбрали именно Почту России в качестве партнера?
— Так сложилось исторически, ведь наш банк был создан еще в советское время для обслуживания предприятий отрасли связи, в том числе Почты. Кроме того, Почта располагает более чем 40 тыс. отделений по стране, и по охвату и плотности сети с ней не сравнится никто. Конечно, как и у банков, у нее есть проблемы с рентабельностью удаленных подразделений. Однако, в отличие от коммерческих банков, Почта выполняет государственные функции и не может закрывать свои отделения, если они не приносят прибыли. Решая эту проблему, Почта сама сейчас активно развивает коммерческие направления деятельности, и предоставление банковских услуг — одно из них. Разумеется, на этом пути есть трудности, связанные, например, с технической оснащенностью, с уровнем подготовки персонала. Есть и препятствия правового характера.
— В чем они заключаются?
— Главное — это правовая неопределенность вокруг оказания почтово-банковских услуг. Эта деятельность сейчас не регламентирована, а имеющееся законодательство применительно к этой тематике может быть интерпретировано по-разному. С клиентом общаются почтовые служащие в почтовых же отделениях, что сразу приводит к вопросу, исполняется ли требование закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» о «личном присутствии лица, открывающего счет». К сожалению, некоторые толкуют его как «присутствие в помещении банка». На наш взгляд, очевидно, что законодатель имел в виду иное. В законе четко сказано, что требование об идентификации клиентов распространяется на почту в той же мере, что и на банки. И я более чем уверен, что почта, издавна занимающаяся операциями с деньгами и являющаяся государственным предприятием с очень жестко выстроенной системой контроля, успешно справляется с идентификацией клиента как технологически, так и юридически.
— Есть ли шанс, что почтово-банковские услуги получат правовую базу?
— Конечно, ведь от этого выиграют все: во-первых, без преувеличения, миллионы людей получат доступ к основным банковским услугам — кредитованию и открытию вкладов. Государство сможет вовлечь в экономический оборот деньги, спрятанные «в чулках» и «под матрацем». Почта за счет комиссионных поднимет рентабельность своих отделений, а банки — увеличат число своих клиентов.
— Ваша позиция находит поддержку среди других банков, у Ассоциации российских банков, Ассоциации «Россия»?
— Да, мы очень тесно сотрудничаем по этим вопросам с обеими ассоциациями. И, очень надеюсь, эта тема будет затронута на заседании Госсовета.
— И последний вопрос: как на доступности банковских услуг скажется развитие бизнеса «дочек» иностранных банков? Могут ли последние, используя свой огромный опыт работы с физическими лицами, подсказать пути преодоления проблемы доступности банковских услуг?
— Дочерние структуры нерезидентов на таких же условиях сталкиваются с точно такими же проблемами, что и банки с российским капиталом. Если говорить о Западе, то проблема доступности в этих странах и не стояла так остро хотя бы потому, что высокая плотность населения и высокий уровень жизни позволяли банкам открывать рентабельные отделения даже в «глубинке». Однако чему можно у них поучиться, так это развитию почта-банков — гибридов почты и банка, в которых банковская составляющая зачастую имеет больший вес, чем почтовая, и доля которых в банковских системах их стран огромна. К сожалению, реализация этой концепции в чистом виде в России пока невозможна, но Почта России и банки, в числе которых — Связь-Банк, уже нащупали почву для партнерства и совместными усилиями готовы делать банковские услуги доступными.
Досье «БО»
Связь-Банк, которому 20 мая исполнилось 15 лет, входит в первую десятку наиболее быстро растущих банков. В прошлом году банк был включен ЦБ РФ в число 30 крупнейших кредитных организаций страны. Чистые активы банка в 2005 году выросли в три раза, до 32 млрд рублей. Остатки на счетах клиентов выросли за год в 2,4 раза и к 1 января 2006 года составили 15,6 млрд рублей. Кредитный портфель за год вырос почти в четыре раза, до 14,5 млрд рублей. К концу нынешнего года Связь-Банк может войти в первую тридцатку и по величине уставного капитала, так как в преддверии майских праздников акционерами было принято предварительное решение об увеличении уставного капитала банка на 2,7 млрд рублей, или более чем в два раза. Банк располагает сетью филиалов в 33 регионах РФ. В начале 2006 года в рамках развития новых направлений бизнеса в банке успешно стартовала программа финансирования внешнеторговой деятельности клиентов и была создана площадка «Банк для банков».
Цифровые финансовые активы уже стали реальностью, которая меняет финансовый рынок. Международные транзакции с их использованием становятся все более распространенными, а значимые участники финансовой индустрии активно осваивают этот инновационный инструмент
Генеративный искусственный интеллект (GenAI) в банковском секторе — тема, которая стремительно выходит за рамки только дискуссий и становится реальностью. Какие задачи он может решать уже сейчас? Готовы ли клиенты к взаимодействию с ИИ? Почему скорость реакции критична для голосовых интерфейсов? Об этом в эксклюзивном интервью «Банковскому обозрению» рассказал Александр Цепелев, технический директор компании Fromtech, внедряющей инновационные речевые технологии в бизнес-процессы финансового сектора