Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
О предпосылках и развитии экосистем и маркетплейсов на местах обозревателю «Б.О» рассказали участники конференции FinWin 2019
Евгений Колбин, вице-президент, директор дивизиона «Цифровой корпоративный банк» Сбербанка
Ценность маркетплейсов заключается, в первую очередь, в удобстве: пользователь одновременно получает множество сервисов и услуг на единой площадке, по одним и тем же механизмам подключения, с единым биллингом за услуги, со стандартизированным описанием сервисов и услуг. Это наглядно, доступно и просто. Кроме того, клиенту не нужно каждый раз заново регистрироваться, вводить данные для оплаты и так далее. Помимо этих преимуществ, сценарии покупки облачных сервисов и приложений стали привычными для пользователей в повседневной жизни. В качестве примера я бы привел App Store и Google Play – именно на них мы ориентировались при создании нашего маркетплейса. Построением маркетплейса в интернет-банке Сбербанк Бизнес Онлайн мы начали заниматься в 2015 году. Предпосылок было несколько. Мы увидели, что популярность облачных сервисов растет. Для того, чтобы начать продавать сервисы, мы планировали привлечь не столько бухгалтеров, которые в основном и работают в интернет-банках, сколько специалистов с другими организационными ролями – в частности, людей, принимающих решения. Так как из всех моделей развития маркетплейса мы выбрали вариант с партнёрскими сервисами, то начали сотрудничать с лидерами финансово-технического сообщества России, перенимать их опыт. И еще одна предпосылка – мы видели своей целью диверсификацию бизнеса, и поэтому предложили клиентам обширный набор сервисов для всех этапов жизни и развития компании, в том числе не относящихся непосредственно к банковским услугам, который в итоге позволил группе Сбербанк зарабатывать на них.
Анастасия Панова, директор продукта блока «Цифровой бизнес» Локо-Банка
Предпосылками для развития нашего маркетплейса стали сами люди. Клиенты хотят получить нечто большее, чем просто расчетный счет для бизнеса. Они хотят получать дополнительные продукты и привилегии, которые позволят удобно и просто вести бизнес. Интерес клиентов к маркетплейсам дал банкам предпосылки для создания, развития и совершенствования экосистем.
Главный тренд в технологиях — искусственный интеллект, который позволяет заранее предугадать потребности клиента, подобрать ему необходимый продукт или услугу для решения его задач. Маркетплейс сегодня — это не только витрина с предложениями скидок от партнеров.
В современных экосистемах клиенты хотят получить все в одном месте, меньше искать, выбирать и тратить на это своё время. Гораздо удобнее, когда выбор уже сделан и клиенту подобрали то, что он хотел. Мы имеем множество выгодных предложений в маркетплейсе, но клиенту предлагаем только те продукты, которые он захочет купить и те услуги, которыми он захочет воспользоваться.
Александр Бычков, директор департамента информационных технологий Геобанка
Офлайн-экосистема Геобанка состоит из 120 офисов, в которые можно прийти, выбрать партнера и заключить с ним сделку. Инфраструктура создана и удобна клиенту. Наш Банк её постоянно улучшает и наращивает. Пока мы сконцентрированы на банковских продуктах, но ничего не мешает наполнять ее дополнительными финансовыми услугами. Так и получается экосистема, куда клиент приходит и закрывает все свои финансовые потребности, поскольку клиенту не приходится обращаться в несколько мест одновременно. Например, у него в одном банке – кредит, в другом – кредитная карта. В итоге клиенту приходится взаимодействовать с разными банками по разным правилам. А теперь давайте представим, что есть единое окно, где клиента обслужат полностью, проконсультируют и решат любой его вопрос. Ведь клиентам, по сути, все равно, кто дает им деньги. Клиенту главное получить услугу или сервис, а кто именно предоставляет эту услугу или сервис – не так и важно. Главное, чтобы было удобно.
Станислав Шилов, заместитель директора департамента корпоративных продуктов компании BSS
Причина популярности маркетплейсов обусловлена общим экономическим состоянием и перспективами развития банковской системы. В условиях стагнирующей экономики развитие процентного дохода – это направление, где потенциал роста в существенной части исчерпан. Когда банки идут за комиссионным доходом, идея маркеплейса приходит на ум одной из первых. Это ведь чистый канал получения комиссионного дохода.
Информационное пространство заполонил контент о колоссальных перспективах и пользе искусственного интеллекта, в том числе в финансовой сфере. Впечатляющие прогнозы, необходимость изменения стратегий и бизнес-моделей, перспективные области использования и прочие общие слова, зачастую этим же искусственным интеллектом и сгенерированные