Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Регулятор поделится с банками авторитетом
29.06.2018 Аналитика

Регулятор поделится с банками авторитетом

Финансовое сообщество с энтузиазмом ждет запуска маркетплейса от ЦБ в надежде, что доверие россиян к государству поможет расширить рынок


Проект «Маркетплейс от ЦБ» должен решать две главных проблемы — способствовать развитию конкуренции и финансовой доступности, заявила директор департамента развития финансовых рынков Центрального банка России Елена Чайковская, выступая на конференции FinWin.

 

Фото: Оргкомитет FinWin

Фото: Оргкомитет FinWin

 

«Банковские группы предлагают все более широкие продуктовые линейки. Небольшим кредитным организациям удается пробиться в эту сферу, только сделав уникальное предложение по продукту. Маркетплейс устранит этот барьер, — считает Елена Чайковская. — Главное — предоставить независимые платформы и агрегаторы, которые сами не производят финансовые продукты». В настоящий момент в рамках пилотного проекта к маркетплейсу ЦБ подключены Московская биржа в качестве платформы и две витрины (агрегатора) — Banki.ru и Fins.Money. Таких агрегаторов на самом деле уже много (за тысячу), отметила Чайковская, но большинство из них не способны качественно интегрироваться с большим количеством банков и страховых компаний, чьи продукты они хотели бы продавать.

Елена Чайковская, ЦБ РФ. Фото: Оргкомитет FinWin

Елена Чайковская, ЦБ РФ. Фото: Оргкомитет FinWin

 

Маркетплейс ЦБ — первый прецедент в мире, когда инициатором создания финансового супермаркета выступает регулятор финансового рынка. При том что ЦБ не расходует денег на проект, он берется обеспечить необходимое регулирование и подтверждать транзакции частных лиц посредством системы удаленной биометрической идентификации. Они будут отражаться на сайте портала госуслуг. Это должно повысить доверие граждан и их готовность совершать сделки в новой системе, считает Елена Чайковская.

Агрегаторы видят в маркетплейсе возможность повышения клиентской лояльности. «Сейчас у нас можно только оставить заявки, но нет возможности завершить процесс на сайте. Конвертация из заявки — 75%. Если у клиентов появится возможность совершить действие в режиме онлайн, мы рассчитываем увеличить этот процент. Конверсия будет расти [тем больше], чем меньше станет стыковочных звеньев», — заявил директор по развитию бизнеса «Банки.ру» Роман Халанский. По его словам, открытием банковских счетов интересуется примерно каждый восьмой посетитель портала. Это примерно два миллиона человек в месяц. Роман Холанский высоко оценил созданную IT-инфраструктуру, заявив, что она «кристально понятна пользователям» и дает им возможность получить подтверждение оказанной услуги.

 

Фото: Оргкомитет FinWin

Фото: Оргкомитет FinWin

 

Сейчас банки все больше перестраивают свою работу под нужды «поколения индустрии 4.0», заявил управляющий директор по стратегическому развитию и корпоративным коммуникациям банка «АК БАРС» Илья Вельдер. «Базовые банковские услуги — кредиты и депозиты — также будут подвергнуты этой оптимизации, и тут маркетплейс — логичный ответ на запрос потребителя», — считает он.

Для клиентов платформа облегчает процесс диверсификации портфелей. Этот процесс становится быстрым и легким, считает Илья Вельдер. «Сейчас есть масса препятствий для перевода денег из одной банковской структуры в другую, — отметил он. — Даже считая комиссии, мы порой недооцениваем масштабы их стоимости. В маркетплейсе этот процесс будет существенно облегчен». При этом главное для банков — участников программы — трансформировать клиентское предложение под платформенное решение.

Илья Вельдер, «АК БАРС». Фото: Оргкомитет FinWin

Илья Вельдер, «АК БАРС». Фото: Оргкомитет FinWin

 

Классическую линейку продуктов (депозиты, кредитование и брокерское обслуживание) намерен продвигать в системе маркетплейса и банк «Зенит», заявил руководитель блока информационных технологий банка Илья Кучугин. Такое понимание пришло уже после начала тестирования системы. «Очевидно, что продавать услуги тех же страховых компаний так же, как в отделениях, не выйдет. В маркетплейсе банки будут им проигрывать, — отметил он. — Это большой вызов, так как линейка услуг будет в итоге ограничена, и, чтобы держать долю рынка, надо будет постоянно находиться в числе лучших».

Рост конкуренции продуктов — это угроза, но она приведет к работе по снижению издержек, считает начальник управления по развитию финансовых технологий Совкомбанка Павел Чеботарев. По его мнению, среди главных плюсов — расширение географии продаж для большинства банков. В перспективе на маркетплейсе может произойти сплав финансовых и нефинансовых услуг. Откроются новые возможности для кросс-продаж. Так, клиент сможет в одном месте выбрать машину или смартфон, оформить кредит, заказать доставку и застраховать покупку.

В той или иной мере все участники пилотного проекта возлагают на него большие надежды. Банки ждут увеличения клиентской базы и роста доверия к онлайн-банкингу со стороны граждан, так как Центробанк будет обеспечивать гарантии транзакций.

Елена Чайковская: Главное — предоставить независимые платформы и агрегаторы, которые сами не производят финансовые продукты

Помощи в развитии бизнеса от маркетплейса ожидают и страховые компании. Как считает гендиректор компании «Ингосстрах-жизнь» Владимир Черников, «“финансовый супермаркет” ЦБ позволит привлечь деньги “молчунов”, тех кто изначально не слишком доверяет частному бизнесу, но придет под флаг ЦБ. Есть риски размытия бренда, но в целом это позволит увеличить объем рынка». При этом конкуренция между компаниями будет вестись в агрегаторе больше на уровне сервисов.

Пока продуктовая линейка включает банковские вклады, государственные и корпоративные облигации, страховые продукты. В будущем ЦБ обещает включить в нее кредиты и другие финансовые услуги. Ведутся разговоры и о подключении к проекту микрофинансовых организаций.

 

Фото: Оргкомитет FinWin

Фото: Оргкомитет FinWin

 

В ближайшем будущем число платформ намерены увеличить до двух, а витрин — до четырех, сообщила Елена Чайковская. Число участников теоретически бесконечно, а практически зависит от числа банков и страховых компаний, которые смогут выполнить необходимые технические условия для присоединения. При этом многие маленькие участники рынка опасаются остаться за бортом и стать окончательно неконкурентоспособными.

Пока сложностей в IT-сфере больше, чем в юридической, несмотря на то что поправки нужно будет внести примерно в двадцать федеральных законов, заявила Чайковская. Изменения потребуются в регулировании сайтов-агрегаторов, депозитариев, регистратора финансовых трансакций. Поправки должны затронуть в том числе и работу ботов, которые будут использоваться на сайте.

Елена Чайковская: Сейчас у нас можно только оставить заявки, но нет возможности завершить процесс на сайте. Конвертация из заявки — 75%

Первой в разработке стоит дорожная карта по дистанционному оформлению вкладов. «Это наиболее массовый, но и самый сложный продукт с точки зрения законодательства», — считает Елена Чайковская. Результаты работы юридическая команда мегарегулятора должна представить осенью.

Шансов пробиться в число участников «пилота» (пока их пять — Совкомбанк, «Ак Барс», «Центр-инвест», «Зенит», Росбанк) у других банков уже нет, ограничить их число очень просила Московская биржа, сказала Елена Чайковская. Подключение новых участников будет только на момент окончательного оформления всех технических решений, однако заявки на подключение уже принимаются Ассоциацией «Россия», Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР) и непосредственно Центробанком.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ