Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Санкционный комплаенс прочно укореняется в деятельности российских банков, зачастую требуя серьезных дополнительных ресурсов и доработок системы. Но, как отмечают участники рынка, на 2022 год выпало много «плановых» изменений, не связанных с мировой геополитикой
И все же большинство экспертов и банкиров, опрошенных редакцией, говорят об основных сложностях в работе именно в контексте связи с СВО, поскольку нагрузка в этой связи существенно выросла. Возникло даже новое понятие — «овер-комплаенс».
Руководитель направления комплаенса и внутреннего контроля департамента банковского развития АБР Анна Туркина по просьбе «Б.О» сформулировала тренды 2022 года: «Наблюдается обоснованное ужесточение регуляторных требований, направленных на защиту российского финансового рынка от воздействия внешних угроз, связанных с санкционными рисками и внешним давлением».
Судя по получаемым Ассоциацией запросам и предложениям кредитных организаций, основным трендом в комплаенсе после начала СВО стало выстраивание новых процедур в организации системы валютного контроля, ведь именно этот вид регулирования претерпел серьезную трансформацию и контрольные изменения, считает Анна Туркина. Среди документов, повлиявших на развитие санкционного комплаенса, она выделила указы президента РФ о валютных ограничениях, ряд мер, принятых Банком России в их развитие, «а также в отношении вывода денежных средств за рубеж».
Александр Наумов, заместитель руководителя НСФР, привел список документов, оказавших существенное влияние на рынок:
Светлана Казьмина, начальник департамента финансового мониторинга АКБ «Держава», рассказала: «Появление нормативных актов, изменяющих отдельные подходы к регулированию валютных правоотношений, привело к увеличению нагрузки на комплаенс-подразделение. Приходится проводить технические настройки процесса, разрабатывать методологию, вносить изменения во внутренние документы организации». Один из главных трендов — избыточный комплаенс, требующий в том числе увеличения и переобучения штата сотрудников для снижения регуляторного и операционного рисков, пояснила она.
Директор по финансовому мониторингу и комплаенсу Росбанка Александр Попов также признает, что в связи с изменением подходов к анализу операций, подлежащих обязательному контролю, произошло увеличение численности персонала.
Альфат Замалиев, заместитель председателя правления Банка Казани, отметил два важнейших тренда: переход на превентивный контроль и усиление поведенческого надзора. Фокус контроля сдвинулся на оперативный мониторинг текущей ситуации, изменился KPI персонала подразделения.
Александр Наумов рассказал, что наблюдает резкий рост спроса на офицеров комплаенса. При этом существующие в организациях риск-процессы не подходят для ситуации, при которой приходится работать в ручном режиме, а IT-поддержка слабая,
по его мнению. К перечню проблем эксперт добавил запросы и ограничения со стороны банков-корреспондентов, а также стресс сотрудников в связи постоянно меняющимися требованиями и вводимыми санкциями в дополнение к эмоциональным потрясениям, вызванным ситуацией в мире.
При появлении новых санкционных пакетов, «на высшем уровне» в России в качестве реакции часто принимаются указы и правительственные постановления без детальной проработки. а пояснения, как их применять, Центробанк выпускает с серьезным лагом во времени. Невзирая на это, внедрять установки необходимо сразу.
Сотрудникам комплаенса приходится обращаться к регулятору в ручном режиме за бесконечными уточнениями, иногда ответы приходят адресно. Затем ЦБ включает их в недавно созданную специализированную базу, но это происходит с еще более существенной задержкой.
К примеру, к середине октября были систематизированы базы за летние месяцы. А тем временем вводятся новые меры, требующие разъяснений. Из-за этого растут расходы и на штат, и на доработку IT-решений.
Впрочем, проблемы возникли не повсеместно. Алексей Кусов, руководитель службы комплаенс-контроля Солид Банка, уверен, что перестройка системы не понадобилась и не проводится, при этом «все предписания ЦБ РФ неукоснительно выполняются, что позволяет поддерживать низкий уровень регуляторного риска».
Невзирая на гигантские объемы транзакций, не фиксируют никакого форс-мажора и в СберБанке. Организация живет в санкционной реальности с 2014 года и к тому же обладает несопоставимыми с большинством участников сектора ресурсами, позволяющими в том числе развивать ИИ.
Многие игроки только учатся действовать в новых условиях. «Весной, после начала СВО, изменилось взаимодействие бизнеса и кредитных организаций, возник так называемый санкционный комплаенс. То есть произошла переоценка схем и типологий ПОД/ФТ в связи с ограничительными мерами в отношении ряда секторов российской экономики, которые могут быть впоследствии связаны с новыми секторами бизнеса. Возможны перетекание части сектора ПОД/ФТ из международного во внутристрановой, а также появление новых типологий», — отметила Светлана Казьмина.
Анна Туркина подчеркнула, что на кредитные организации теперь возложена обязанность отказывать клиентам в переводе денежных средств в адрес лиц, включенных в соответствующие перечни и санкционные списки, прописанные в феврале-марте 2022 года, либо осуществлять операции валютного контроля. Также банкам приходится расторгать договора с такими лицами. Под действие мер попадают теперь не только граждане США.
Существенно возросший объем контрольных мероприятий на стороне кредитных организаций объясняет насущную потребность и запрос на организацию централизованного порядка доведения санкционных перечней до банков, привела позицию членов АБР Анна Туркина.
Для облегчения деятельности кредитных организаций в Ассоциации предлагают подключить к процессу нового участника. «Банкиры хотели бы получать перечни недружественных стран и перечни МИД РФ с лицами, в отношении которых запрещены платежи, что позволит снизить объем ручной обработки. Механизм можно реализовать через личные кабинеты в Банке России — по аналогии с тем, как организован централизованный доступ банков к перечню экстремистских организаций в Росфинмониторинге», — уверена представитель АБР.
Члены Ассоциации выходят с инициативами по снижению регуляторной нагрузки, и реализация мер должна дать значительный положительный эффект также в плане повышения эффективности комплаенса по тем направлениям, где уровни контроля серьезно выросли, считает Анна Туркина. По ее словам,
Банк России концептуально поддерживает модернизацию требований, механизмов и институтов российского «противолегализационного» законодательства», которая позволит снизить регуляторную нагрузку, в первую очередь на кредитные организации.
В опубликованном письме за подписью зампреда ЦБ Ольги Поляковой сказано, что отдельные предложения Ассоциации уже нашли отражение в ряде принятых в 2022 году законов, и приводятся примеры.
Регулятор прикладывает много усилий для стабилизации ситуации, уверены участники рынка. Альфат Замалиев видит «в части регуляторики в РФ послабления со стороны ЦБ РФ — в области кредитования физических лиц и субъектов МСБ, а также, в связи с этим, и резервирования».
Татьяна Одинарцева, директор департамента финансового мониторинга Азиатско-Тихоокеанского Банка (АТБ), сказала «Б.О», что сейчас банкам понятнее, какую роль они играют в исполнении санкций, чем это было весной. Этому способствовали «детальные разъяснения регулятора», наработана практика исполнения контрсанкций. «Тем не менее ситуация остается непростой. В первую очередь очень сложно полностью автоматизировать процессы контроля. Существует большое количество ограничений с исключениями, разными суммовыми порогами и основаниями. Это в ряде случаев и приводит к оверкомплаенсу», — заявила представитель АТБ. По ее мнению, с появлением сложных к исполнению контрсанкций очень важны не только разъяснения регулирующих органов, но и обмен наработками и практиками.
Старший партнер Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» Армен Даниелян к основным рискам относит рост требований к информационному комплаенсу: банкам приходится ограничивать подачу информации, часто раскрывая лишь ту, которая требуется в соответствии с действующим законодательством.
Еще один вопрос: какое влияние оказывает на риск-политику разрыв международных связей в ситуации продолжения СВО, в том числе — в сфере легализации преступных доходов?
На сегодняшний день РФ остается полноправным участником FATF, напомнил Александр Наумов. Послаблений в этой сфере нет, сообщил Альфат Замалиев. «Проблема легализации преступных доходов является общей для всех стран, и, несмотря на санкции и другие попытки изолировать Россию, взаимодействие в этой сфере продолжает развиваться», — поддержал коллег Армен Даниелян.
Но и здесь ситуация меняется: в день написания этой статьи, 21 октября, организация запретила РФ участвовать в своих «текущих и будущих проектах», сказано на сайте, в коммюнике по итогам встречи. Ранее, 17 июня текущего года, было сделано, что называется, «первое предупреждение»: введены ограничения роли и влияния России в FATF. По факту это означало, что РФ лишилась права на руководящие, консультативные, экспертные и прочие действия. Но Росфинмониторинг не придал этому большого значения, поскольку в санкционные списки страна не попала, из состава организации ее не исключили. В ведомстве делают ставку на то, что без участия Москвы возникнет глобальная угроза нарушения баланса в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
В финансовых структурах замечают последствия санкций.
«С одной стороны, происходит однозначное сокращение ОД/ФТ через схемы вывода средств за рубеж. с другой — теневой сектор российской экономики, возможно, пополнится за счет сфер ОД/ФТ внутри страны, схемы трансформируются, и не исключено, что появятся новые», — считает Светлана Казьмина.
В Росбанке, контроль над которым еще в мае перешел от группы Societe Generale к российской Interros Capital, «разрыв международных связей вызвал необходимость оперативного реагирования и привлечения дополнительных ресурсов», рассказал Александр Попов. Изменения связаны как со сменой ключевого акционера, так и с утратой доступа к зарубежным информационным системам: возникла необходимость в скорейшем импортозамещении ПО, используемого комплаенс-подразделением, конкретизировал Александр Попов.
К приметам нового времени Дмитрий Черников, директор департамента комплаенс и нефинансовых рисков МТС Банка, относит повышение качества и реинжиниринг-процессов KYC, усиление контроля за внутренними процессами.
«Появилась необходимость усиления функций AML, в том числе повышения уровня автоматизации процессов; снижения времени реакции на изменение внешней среды; заключения SLA с операционными и бизнес-подразделениями банка в части скорости анализа клиентов и их платежной активности. Планируется дальнейшее усиление в части качественного управления событиями регуляторного риска, своевременности обработки входящей информации и снижения времени обслуживания платежей клиентов», — поделился с «Б.О» планами банка Дмитрий Черников.
По мнению Александра Наумова, и сейчас «клиенты не понимают, чего от них хочет банк, склонны перекладывать на него неучтенные собственные риски. Комплаенс должен быть и у компаний, чтобы просчитывать, с какими юрисдикциями и в какой валюте в современных условиях вести бизнес». Даже акционерам компаний, далеких от ВЭД, сейчас стоит нанимать таких специалистов, считает председатель экспертной группы Совета Федерации.
Растет спрос на услуги комплаенс-консалтинга, отметил Армен Даниелян, который также наблюдает повышение требований к специалистам комплаенс-контроля на фоне появления новых рисков.
«Для сферы ПОД/ ФТ основные риски всегда со стороны клиентов, приходится особо тщательно соблюдать все процедуры», — согласилась Татьяна Одинарцева.
Светлана Казьмина фиксирует тенденцию на увеличение обращений и жалоб клиентов в связи с задержками в переводах и возвратами средств по причине недружественных действий иностранных государств.
Борис Богоутдинов, управляющий партнер консалтинговой компании «2Б Диалог», считает, что важно отметить и перемены в комплаенсе, не связанные напрямую с санкционной перестройкой. «Формально системе России всего 23 года, а первым серьезным шагам правительства в части адресного регулирования всего 9 лет: в 2013 году внесены поправки в 273-ФЗ “О противодействии коррупции”», — напомнил он.
По наблюдениям Бориса Богоутдинова, трансформация системы сопровождается:
Александр Попов также обратил внимание на то, что и основные тренды развития и перестройки комплаенса в 2022 году, и система оценки риска — «Платформа KYC», и обновление перечня операций не связаны напрямую с СВО.
Они выражаются в имплементации изменений, подлежащих обязательному контролю, внесенных в 115-ФЗ еще до начала спецоперации, пояснил представитель Росбанка.
Борис Богоутдинов добавил, что повышен порог обязательного контроля, согласно 115-ФЗ: отчитываться предстоит об операциях на сумму от 1 млн рублей (ранее на протяжении 20 лет этот показатель не превышал 600 тыс. рублей). И это как раз один из случаев, когда власти прислушались к рекомендациям банковского сообщества — об этом сказано в письме Центробанка.
«Казалось, что privacy-комплаенс не будет в приоритетной повестке, но оказалось, что потребность в нем возросла. Регулирование и контроль в сфере данных критично ужесточаются, — пояснил Артем Дмитриев, управляющий партнер Comply.
— Это вызвано не только введением до конца этого года оборотных штрафов за утечки данных, но и усложнением регулирования; ужесточением требований контролирующих органов; внедрением автоматизированных методов удаленного контроля за бизнесом; трансформацией и диджитализацией процессов. Все это — новые вызовы для банков». Штрафы за утечки могут достигать 1% годовых оборотов.
По мнению эксперта, чтобы развиваться и развивать цифровые сервисы, банкам предстоит активнее использовать свои и внешние данные о клиентах и потенциальных клиентах, что означает повышенное внимание к data compliance в трех направлениях:
Артем Дмитриев назвал среди рисков появление privacy-экстремистов, наличие утечек, подачу коллективных исков. Несмотря на то что в последние два года действует мораторий на проверки Роскомнадзора, в 2022 году ведомство провело несколько проверок по следам наиболее громких утечек данных, отметил эксперт.
По его мнению, будут развиваться две критично важные для privacy-комплаенса сферы. Внешний контур (front-end-комплаенс) аккумулирует более 90% рисков: с точки зрения кибератак, провокаций конкурентов, от клиентов и контролирующих органов. А около 10% рисков приходится на privacy-by-design IT-систем и инфраструктуры банка — сферы, критично важной для бизнес-непрерывности. «Есть риск получить предписание Роскомнадзора изменить алгоритмы работы IT-систем, на что, скорее всего, не хватит отведенных для этого шести месяцев, да и стоить это будет неприлично дорого. Поэтому privacy-функциональность систем необходимо внедрять на этапе проектирования», — считает эксперт.
По мнению Артема Дмитриева, рынку «следует готовиться к большему “огосударствлению” данных: это очевидный тренд развития data-регулирования не только в России, но и в мире». О точечных послаблениях, которые постепенно происходят в странах Запада и даже БРИКС, «говорить, к сожалению, преждевременно».
При этом в РФ до сих пор фактически запрещено обезличивание клиентских данных, не используется законный интерес в качестве оснований обработки данных и т.д., посетовал эксперт.
«Перестраиваются бизнес-процессы: например, введенные в качестве господдержки льготы для IT-компаний сподвигли многие структуры выделить IT-функционал в самостоятельную структуру, со своими комплаенс-процедурами», — рассказад Армен Даниелян.
Маргарита Хоменко, управляющий партнер Центра комплаенс-решений Compliance Elements, считает, что новых комплаенс-рисков банкам добавили поправки в законодательство о рекламе, вступившие в силу в сентябре, а также новые поправки в отношении мобилизованных.
Ее беспокоит, что у клиентов сокращается внимание в отношении ESG-повестки, включая интерес к получению международных рейтингов по ESG.
С другой стороны, эксперт наблюдает интерес бизнеса к национальному антикоррупционному рейтингу РСПП, для получения высокого уровня которого необходимо развивать антикоррупционный комплаенс.
В этой связи, компания «Диасофт» видит свою миссию в предложении мировому сообществу, испытывающему острый дефицит в соответствующих инструментах, в качестве технологической платформы экосистемы цифровой трансформации и развития событийно-управляемую среду собственной разработки на базе микросервисов.
Сегодня, когда объемы данных быстро растут, а IT-ландшафт постоянно меняется, традиционный подход к анализу бизнес-процессов неэффективен. Устойчивость и развитие бизнеса зависят прежде всего от скорости адаптации к внешним изменениям и эффективности всех процессов организации. Ключ к успеху — цифровая трансформация, эффективность которой значительно возрастает с использованием технологии Process Mining
По приглашению инициаторов эксперты АОИП присоединились к рабочей группе создания в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области Аллеи героев-авиаторов. Проект предполагается реализовать на средства, собранные через высокотехнологичную краудфандинговую онлайн-платформу